«Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через творчество»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: теоретико – практическое ознакомление родителей с особенностями развития творческих способностей дошкольников в детском саду, демонстрация родителям особенностей традиционной и инновационной системы работы с дошкольниками. Расширение представлений родителей о путях развития творческих способностей у детей в детском саду. Ознакомление родителей со способами развития творческих способностей в условиях семьи.
Педагог. Я очень рада видеть ваши улыбающиеся лица, чувствовать ваше приподнятое настроение. В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей ребёнка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Первейшая цель каждого педагога создать условия для развития потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
Сегодня у нас необычное занятие. Родители, вы будете исполнять роль дошкольников. Для вас мы проведем деловую игру в форме занятия, где вы увидите, как мы применяем творческие задания в учебном процессе. У нас уже сформированы три группы, Для проведения игры, пожалуйста придумайте название своей группе. Давайте познакомимся! (Слово для представления группе 1, группе 2, группе 3) .
Родители представляют свои команды, затем поочередно отвечают на вопросы ведущего.
1. Игра «Назови себя». Предлагается представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, или называют дома, как он хотел бы, чтобы его называли.
2. «Речевая разминка». Проговаривание скороговорки с разной интонацией.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя попугай, попугаю!
Попугай попугаю в ответ:
- Попугай, попугай, попугай!
( Родителям раздаются листы с отпечатанным текстом и указанной интонацией с которой следует прочитать текст)
3. Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Давайте вспомним, что это за жанр? (Басня). Верно. Это маленькое нравоучительное сатирическое стихотворение. Кто подразумевается под под действующими лицами басни (Люди, животные растения, насекомые) .
Послушайте басню «Стрекоза и муравей». Слушайте внимательно, не отвлекайтесь, вы должны запомнить ее, я буду спрашивать.
Ведущий читает текст басни и затем задает вопросы игрокам.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»   20«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».  «А, так ты...» «Я без души Лето целое всё пела».  «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
Какая стрекоза в басне? Какой муравей? Как вы считаете, правильно ли поступил муравей? Как вы понимаете слова и выражения: «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «удручена»?
Попробуем инсценировать басню и передать поведение героев.
(Инсценирование отрывка из басни под музыку. После него проводят беседу).
Развивая творческие способности у ребенка, мы так же развиваем мышление, внимание, речь, память.
4. Предлагаем вам несколько заданий для развития этих качеств.
Дорисовать рисунок, обозначенный на бумаге лишь одним каким- то элементом. Каждый из участвующих по очереди добавляет к рисунку свои штрихи. По команде работа прекращается, после чего участники придумывают название получившемуся предмету, описывают его свойства и качества.
Итог. Уважаемые родители!
Давайте подведем итоги проделанной совместной работы мы определили важность развития творческих способностей. Эти упражнения и многие другие, которые можно использовать из специальной литературы, мы предлагаем использовать дома, организуя совместный досуг с детьми.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Использованная литература:
Сидорова Л. А., Шарифуллина К. Ш., Яговкина Т. В.
«Приходите к нам на праздник» методическое пособие для педагогов ДОУ.
Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2006 г.













































Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»   20«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».  «А, так ты...» «Я без души Лето целое всё пела».  «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»


Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»   «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».  «А, так ты...» «Я без души Лето целое всё пела».  «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»

Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»   «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».  «А, так ты...» «Я без души Лето целое всё пела».  «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»








Деловая игра «Пойми меня!»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Хочу предоставить вашему вниманию деловую игру в форме «Пойми меня!» как одну из форм работы с педагогами на тему: «Формирование творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ – РТВ».
Ход игры:
1.Представление и приветствие команд (название, девиз)

2. Представление членов жюри. Проведение жеребьевки.
Ведущий: Для того чтобы начать наш I дин, необходимо установить очередность: я читаю стихи, вы их заканчиваете, кто правильно все сделает, будет начинать первым.
Стихи-рифмовки:
– Иглы колкие торчат прямо с детства у ... (ежат)
– В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там ... (ерш)
– Через горы и леса в край родной летит... (птица)
– Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки)
– Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый... (петух)
– Звонок цокают подковы на копытах у ... (коня)
3. Первый дин
Ведущий: Напоминаю правила I дина: я задаю по очереди три слова каждой команде. За 30 секунд члены команды, начиная с первого, пытаются объяснить по цепочке друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, становится в конец команды. Надеваем наушники, отворачиваемся друг от друга. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).

Слова для первой команды – физкультура, прогулка, экологический центр.
Слова для второй команды – экология, тихий час, план.
Жюри подводят итог I дина.
4. Второй дин
Ведущий: Правила этого дина коренным образом отличаются от первого: я задаю по два слова каждой команде, у вас имеются листы и маркеры и 40 секунд. Первый член команды объясняет слово своему соседу, но тот не должен произносить ни слова вслух, но может использовать мимику, жесты, чтобы переспросить. Как только он поймет, о чем идет речь, пишет слово на листке и переворачивает его, не перевернуть лист – ошибка, затем, стучит по плечу следующего игрока и пытается объяснить то, что он понял от первого. Ну вот, собственно и все, надеваем наушники.

Слова для первой команды – игрушка, занятие.
Слова для второй команды – ручей, Башкирия.
Жюри подводят итог II дина.
5. Третий дин
Ведущий: Я задаю каждой команде по одному слову, капитан называет 4 ассоциации, возникающие у него с этим словом. После этого я называю слово вслух для всех членов команды. Каждый игрок, начиная со второго, называет в свою очередь собственные ассоциации в течение 5 секунд, после этого он обязан передать право названия ассоциаций следующему члену команды и так далее. Количество очков выставляется в соответствии с количеством ассоциаций членов команды, совпавших с ассоциациями капитана команды.
Слово для первой команды – Стерлитамак.
Слово для второй команды – ребенок.
Жюри подводят итог III дина.
6. Четвертый дин
Ведущий: К этому дину вы готовили домашнее задание – рисовали несуществующее животное на формате A3, сейчас ваша задача обменяться рисунками с соперниками и за 20 секунд рассказать и представиться от лица этого животного. Жюри оценивает оригинальность, артистизм, воображение представителя команды.
Жюри подводят итог IV дина.
7. Награждение команд
Победившей команде – грамоту, проигравшей – сертификат участника.
8. Заключение
Ведущий: Что удавалось лучше: формулировать понятия или угадывать слова? Какие методы и приемы были использованы в игре из технологии ТРИЗ-РТВ? (метод ассоциаций, мозговой штурм, рисуночный тест, эмпатия, логическая цепочка, стихи-перевертыши).
Ведущий: Какие вы используете приемы в своей работе с детьми по формированию творческих способностей, развитию логического мышления, воображения (метод гирлянд и ассоциаций, хорошо – плохо, прямая аналогия, ММЧ, метод фокальных объектов, средства моделирования).
Ведущий: И, напоследок, проведем игру «Открытый микрофон» – участник берет в руки микрофон и говорит, что ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности.
Автор: Наталья Анатольевна Дядюрина, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с № 47 города Стерлитамака Республики Башкортостан, стаж работы – 6 лет.
О себе: Мой педагогический стаж – 15 лет, 6 лет в данной должности, пока нигде раньше не печаталась, хорошо, что появились такие порталы и сайты, куда можно посылать накопленный материал, да еще за свою работу можно получить диплом участника всероссийского масштаба. Спасибо, надеюсь на продолжительную и плодотворную работу.
Фото автора









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Представление командРисунок 1Представление командПервый динРисунок 2Первый динВторой динРисунок 3Второй дин 
·