Выступление «Формирование у дошкольников готовности к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения посредством реализации культурных практик»
Слайд 1
Тема: «Формирование у дошкольников готовности кмежкультурному и межконфессиональному диалогу
во имя социального сплочения
посредством реализации культурных практик»
Слайд 2
Нормативно-правовую базу учреждений образования пополнил еще один документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р. Одним из направлений Стратегии является Гражданское воспитание, которое включает следующие задачи (будут на слайде).
Слайд 3,4
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Идеи, отраженные в стратегии, задолго до ее принятия уже частично реализовывались на практике, так как основной задачей дошкольного образования и считается развитие и воспитание личности дошкольника.
СЛАЙД 5
С нового учебного года образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе разработанной и принятой основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая включает в себя нравственно-патриотическое содержание, реализуемое посредствомчасти, формируемой участниками образовательных отношений, рабочей программы «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Данная рабочая программа была разработана Творческим советом ДОУ «Лаборатория идей и открытий» в 2014г. и с успехом апробирована.
Основными компонентами содержания регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении выступают:
- ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям;
- формирование знаний о своей национальной принадлежности;
- учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.), этнических особенностей;
- использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).
Цель (на слайде): формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, любви к родному краю, городу.
СЛАЙД 6
Задачи:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- формировать у дошкольников толерантность и широту мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- знакомить дошкольников с культурой своего народа и народов ближайшего окружения;
- прививать чувства любви к родному краю, городу;
- развивать в воспитанниках желание трудиться, созидать на благо города, края и страны в целом.
По данной программе работают все возрастные группы, начиная с младшего дошкольного возраста. Реализация содержания программы происходит посредством организации культурных практик. В программе представлено примерное комплексно-тематическое планирование, которое может дополняться, меняться педагогами в соответствии с интересами и индивидуально-возрастными особенностями воспитанников, содержанием направлений педагогической деятельности.
СЛАЙД 7
Содержание программы состоит из 5 блоков, которые представлены на слайде.
1 блок - знакомство детей с устным народным творчеством;
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней;
3 блок – использование фольклора в развитии двигательной активности детей;
4 блок – знакомство детей с народным искусством;
5 блок - знакомство детей с народными календарно - обрядовыми праздниками.
СЛАЙД 8
Так же содержание программы разбито по возрастам:
1.Младший дошкольный возраст – русское народное творчество.
2.Средний дошкольный возраст – русское народное творчество; немецкое народное творчество.
3.Старший дошкольный возраст - русское народное творчество; украинское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество; татарское народное творчество.
4.Подготовительная группа - русское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество и татарское народное творчество, и знакомство с народами мира (Африка, Англия, Америка, Франция, Германия).
Для реализации культурных практиквыбран единый день (пятница) для всех возрастных групп. По итогам года проводится мониторинг освоения программы, который оформляется выставкой продуктов творческой деятельности дошкольников и проведением ежегодного фестиваля национальных культур.
СЛАЙД 9-10
В рамках реализации программы педагогами ДОУ организуются мероприятия по ознакомлению детей с обрядами русского народа. Здесь представлена «Капустница».Кратко описать!!!
СЛАЙД 11
В рамках взаимодействия с социальными партнерами мы организуем работу с Центром немецкой культуры г.Славгорода, работники которого проводят занятия по изучению немецкой культуры и языка. Совместно ежегодно проводятся праздники немецкой пасхи и рождества, как на базе детского сада, так и в здании центра немецкой культуры.
СЛАЙД 12, 13,14,15
В рамках взаимодействия с социальными партнерами тесно сотрудничаем с краеведческим музеем г.Славгорода. Часто организуем экскурсии, а так же приглашаем работников музея к нам в детский сад с темами по краеведению. Особенно понравилась экскурсия по Славгороду. Ребята посетили церковь Николая чудотворца, в обиходе называется Никольская церковь, церковь Александра Невского, Дом молитвы, посмотрели, как идет строительство мусульманской мечети.
В рамках данного сотрудничества в детском саду педагогами был разработан и реализован проект «Прогулки по Славгороду», по итогам была создана совместно педагогами и детьми книга «Мой Славгород», которая была опубликована в журнале «Звездочка наша». В книге наши воспитанники отразили все свои впечатления от знакомства с достопримечательностями города.
СЛАЙД 16,17
Празднование Дня народного единства, так же было основано на материале программы. Дети и взрослые в национальных костюмах, с использованием элементов костюмов представляли национальности, проживающие в нашем регионе. Читали стихи, пели песни, танцевали, говорили пословицы на языке народа, который представляли.
СЛАЙД 18,19
Праздники русского народного календаря «День Ефима Сирина», как ответное слово хеллуину, яблоневый спас, медовый спас, праздники других народностей так же основаны на материале программы: татарский праздник плуга и земли «Сабантуй» проводится весной, в период с конца мая и до конца июня, «День Петра и Февроньи» 8 июля и «День Святого Валентина» в феврале.СЛАЙД 20
К реализации программы мы привлекаем родителей воспитанников. Совместно с родительской общественностью был разработан и оформлен стенд «Алтай – мой край родной».
ВЫВОД:В заключение выступления я хотела бы отметить, что задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, Отечества, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
А закончить мне хочется словами Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы и плавать под водой как рыбы, нам осталось лишь одно – научиться жить на земле как люди». Хочу пожелать всем здоровья, мира, добра.
СЛАЙД 21Успехов в Вашей работе!!!