Научно-исследовательской статья Коллекционирование — интересное увлечение! (Эврика)


Научно-исследовательская работа
«Коллекционирование — полезное увлечение!»
Каневская, 2016 год
ЮДИН Вячеслав Вячеславович
Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская
МБОУ лицей им. Героя Социалистического труда В.Ф. Резникова4 «Б» класс
Научный руководитель: Новоточинова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ лицей им. дважды Героя Социалистического труда
В.Ф. Резникова, Каневской район, станица Каневская

Аннотация
Данная работа исследует такое увлечение людей, как коллекционирование. Моей целью было выяснить, насколько интересно и популярно коллекционирование сегодня, какие положительные качества развивает. А также, есть ли у этого занятия отрицательные стороны.
Я изучил, что такое коллекционирование, почему у человека возникает желание создавать коллекции, какие виды коллекционирования существуют. И, сравнив все изученные данные, я пришел к выводу, что коллекционирование является очень полезным и многогранным увлечением человека. А для современных школьников коллекционирование особенно актуально, ведь это занятие не только развивает вдумчивость, детальность мышления, расширяет кругозор и тренирует память, но и способствует развитию усидчивости и концентрации внимания, которых так не хватает многим детям. Интересно было узнать, какие необычные, странные коллекции существует в мире, что коллекционируют известныелюди. В своей работе я исследовал, насколько популярно коллекционирование средиучеников старших и младших классов школы, как дети относятся к такому увлечению, что они коллекционируют и почему. Результаты исследования выявили, что коллекционирование довольно популярно среди детей обеих возрастных категорий, но только половина из них делится этим увлечением с друзьями. Также меня удивило то, что почти половина родителей коллекционеров младших классов не участвует в данном занятии детей. В то время как старшеклассники пользуются поддержкой родителей и нередко собирают коллекции вместе сними. Исходя из анализа полученной информации, результатов исследования, я пришел квыводам: если у ребенка появился интерес к коллекционированию, родителям нужно уделитьвнимание увлечению. Им следует помочь в хранении и пополнении коллекции. Когда вколлекции каждая вещь на своем месте, предметы систематизированы, ребенок учитсяанализировать информацию, проявляет индивидуальность и познавательный интерес к миру.
3
ЮДИН Вячеслав Вячеславович
Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская
МБОУ Лицей им. Героя Социалистического труда В.Ф. Резникова4 «Б» класс
Научный руководитель: Новоточинова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ лицей им. дважды Героя Социалистического труда
В.Ф. Резникова, Каневской район, станица Каневская
Введение
Актуальность. Современные дети и подростки все больше времени проводят в интернете, компьютерных играх, игровых приложениях в смартфонах и социальный сетях. Конечно, это проблема стоит в обществе остро. Коллекционирование, как вид хобби, не очень популярно в детско-юношеской среде. В своей работе я рассматриваю коллекционирование как более здоровое и полезное увлечение для детей. К тому же, я сам собираю коллекцию минералов, конструктор Lego, мои родители очень одобряют и поддерживают такое хобби. И я заинтересовался, а как обстоят дела с коллекционированием у других детей.
Гипотеза. Я предположил, что коллекционирование является интересным и полезным увлечением для детей.
Цель работы - выявить коллекционеров нашей школы (учеников и учителей) в прошлом и настоящем и показать, что коллекционирование является полезным и интересным увлечением.
Задачи исследования:
* Изучить и проанализировать информационный материал по теме коллекционирования и дать понятие о его видах.
* Исследовать популярность этого увлечения у детей и взрослых.
* Выявить положительные и отрицательные моменты коллекционирования.
* Проанализировать полученные результаты исследования по коллекционированию среди обучающихся и учителей МБОУ Лицей им Ф.И. Резникова.
Объект исследования - коллекционирование среди школьного сообщества как разновидность индивидуального увлечения человека.4
Предмет исследования: популярность коллекционирования, интерес к этому увлечению детей и взрослых.
4
Методы исследования:
 Теоретические методы (анализ литературы, интернет-онформации; анализ полученных данных).
* Устный опрос педагогов школы.
* Письменное анкетирование 4,9,10–х классов.
* Сравнительный анализ результатов теста и построение выводов по их результатам дляподтверждения или опровержения нашей гипотезы.
* Метод фотографирования.
* Метод визуализации данных.
Теоретическая часть.
1. Что такое коллекционирование?
Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером. [1] Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию. Если верить словам космонавта В.В. Горбатко, «по такому показателю,как количество коллекционеров на душу населения, в некоторых странах даже судят об общей культуре нации».
2. Виды коллекционирования.
Самые распространенные виды коллекционирования имеют свои названия. Так, нумизматика – это коллекционирование и изучение монет, бонистика - коллекционирование бумажных денежных знаков как источник сведений об экономической и политической истории государств, а фалеристика – собирательство всевозможных значков и нагрудных знаков. Если человек собирает ракушки, это называется конхиофией, а если этикетки спичечных коробков – филуменией. Собирательство брелоков называется коноклефилией. ксерофилия – это коллекционирование любых этикеток. Немалый процент среди коллекционеров занимают и филателисты – собиратели почтовых марок. [2] Помимо традиционного коллекционирования марок, открыток, магнитиков, монет, существует множество необычных, смешных и очень странных коллекций. Техасский художник Барни Смит 30 лет собирает необычно оформленные сидения для унитаза. В его коллекции более 700 экспонатов. Французу Мишелю Пону, виноделу и коллекционеру, принадлежит коллекция из 100 реактивных истребителей, начиная с английских «Вам-паэрс» и заканчивая русскими МиГами. Пон начал коллекционировать истребители с 1986г., с 1958г. он собирает мотоциклы, а с 1970г. - автомобили. К январю 1998 г. 66-летний Пон собрал 70 реактивных истребителей, 500 мотоциклов и серию темно-красных гоночных автомобилей
5
«Эбарт». Одна из самых дорогих – коллекция старинных автомобилей бельгийцев Шарля де Поу и Гислена Маи. В их личном музее насчитывается более 400 моделей транспорта, начиная с конного экипажа и заканчивая гоночными автомобилями 50-х годов прошлого века. Не обошла стороной тяга к собирательству необычных предметов и знаменитостей. Известный шоу-мен Валдис Пельш коллекционирует военные каски. Выдающимися экспонатами его коллекции являются парадная каска офицера армии Наполеона и немецкая каска 19 века. Актер Том Хэнкс коллекционирует старинные печатные машинки со шрифтами на разных языках. Он собрал уже более 100 экземпляров. Михаил Ширвиндт собирает утюги. Его необычная коллекция состоит из более 200 утюгов разных времен и стран. Константин Райкин собирает парфюм, а художник Борис Краснов - молочники. Арнольд Шварценеггер коллекционирует вездеходы: помимо внедорожников, в его коллекции есть бронемашина стоимостью в 1,5 млн. долларов. Известный английский актер Шон Коннери коллекционирует шотландские юбки для мужчин - килты. Другой известный англичанин сэр Элтон Джон вообще является заядлым коллекционером – он собирает виниловые пластинки с редкими записями, раритетные фотографии, очки, уникальные автомобили, драгоценности. [3] Можно собирать и всевозможные тематические коллекции, где предметы подобраны согласно определенной теме, можно собирать интересное видео - или аудиотеку, а можно собирать не только материальные коллекции — а, например, коллекцию фотографий с улыбками. Начать можно с улыбающихся лиц своих близких, друзей, одноклассников, учителей. Более позитивную коллекцию и представить трудно!
3. Польза и отрицательные моменты коллекционирования.
Каждый вид коллекционирования, несомненно, интересен и полезен. Коллекционирование монет (нумизматика) может стать интересным и полезным занятием с точки зрения страноведения и истории. Начать можно с современных и вышедших из оборота копеек своей страны, постепенно дополняя их монетами стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время это не проблема: привозить новые экспонаты можно из зарубежных поездок самостоятельно или попросить об этом друзей и знакомых. Благодаря такому увлечению школьник сможет лучше познакомиться с географией, запомнить, как называются деньги в разных странах. Возможно, у него появится желание больше узнать о странах и народах, об их обычаях и традициях. Коллекционирование марок помогает учить историю, географию, иностранные языки. Если в самом начале увлечения можно собирать все подряд, то постепенно человек останавливается на предметной филателии, т.е. собирает марки, на которых изображена какая-нибудь интересная для них вещь. Кто-то собирает марки с автомобилями, кто-то – с самолетами, динозаврами или, например, только с животными. Параллельно с собирательством коллекционер узнаёт много нового и о предмете своего интереса. В таком на первый взгляд бесполезном занятии, как собирание пуговиц, можно найти много полезных моментов. Такое занятие хорошо развивает память и внимание. Попробуй-ка, запомни всю свою коллекцию, чтобы не повторяться! А некоторые пуговицы – это настоящие произведения искусства. Даже собирая всякие пустяки, можно расширить свой кругозор и узнать массу полезных и интересных вещей. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать коллекцию, практически не затрачивая на это средства. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает человека более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Бывает, что такое коллекционирование увлекает всю семью. Любое совместное дело объединяет, а значит, собирательство послужит укреплению семьи, если увлечение человека поддержат родственники.
6
В целом, польза от коллекционирования неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, человек занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом коллекционер тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность, бережливость, творчество. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, человек учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.[4] Группа психологов проводила исследование с целью выявления особенностей организации коллекционирования среди школьников. Интересно, что идеальными коллекционерами оказались ребята младшего подросткового возраста. Коллекционирование у младших школьников больше формальное, а старшие подростки если и увлекаются собирательством, то чаще это увлечение носит индивидуальный, скрытый от сверстников характер.[5]
Нередко ребята начинают что-то коллекционировать самостоятельно. Это вариант свободного проявления ребенком собственных желаний, замыслов, интересов, что очень характерно именно для средних школьников. Взрослым (родителям и учителям) не стоит навязывать ребенку свои собственные предпочтения в этом вопросе, но вот помочь, подтолкнуть, посоветовать – непременно. Выбирая тему коллекции, стоит исходить из интересов ребенка. Так, футбольному фанату вряд ли понравится идея собирать игрушечных цыплят, а юная принцесса наверняка останется равнодушной к всевозможным футбольным атрибутам. И если ребенок очень увлекается, скажем, машинами или самолетами или любит мастерить бумажные модели, родителям стоит попробовать сделать его увлечение основой для коллекционирования. Но наряду со всеми положительными моментами коллекционирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, чтобы вовремя их предупредить. Прежде всего, необходимо следить, чтобы увлечение собирательством не переросло в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом. Если стали заметны подобные тревожные симптомы, стоит подумать, не пытается ли коллекционер таким образом защититься, отгородиться от окружающего мира. Возможно, ему недостает родительского внимания, ему тяжело общаться со сверстниками или существуют какие-то другие трудности и проблемы. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью к опытному психологу. [6]
Нужно обращать внимание и на то, что именно собирает коллекционер. Коллекционирование пивных пробок и банок, этикеток от спиртных напитков, сигаретных пачек – не лучший выбор. В этом случае у него может возникнуть повышенный интерес к объектам коллекции и желание заглянуть под крышечку. Существует достаточно много споров и диспутов о коллекционировании чего-либо. Одни категорически против коллекционирования, утверждая, что данный вид деятельности становится с течением времени настоящей зависимостью, в результате которой человек начинает деградировать. Другие выступают за это, мотивируя данную деятельность тем, что денежные вложения во что-либо рано или поздно принесут ощутимую пользу. Кроме того, коллекционирование позволяет найти своеобразную цель в жизни, ведь благодаря этому,
человек становится своего рода исследователем культурных ценностей, если конечно коллекционирует их. Почему если? Да потому, что вовсе необязательно вкладывать деньги в коллекцию, а точнее в её экспонаты и составляющие, ведь в принципе, достаточно уникальную коллекцию можно сделать практически из мусора, существует европейский музей, в котором главными экспонатами являются изделия созданные из гор бытовых отходов – электрических лампочек, компакт-дисков и так далее. Такая
7
коллекция, конечно, вряд ли принесёт какие-либо деньги, но, тем не менее, популярность и известность можно приобрести. Кто знает, ведь вполне реально открыть самому какой-либо музей самый причудливых коллекций. Кроме того, как уже говорилось, человек увлечённый коллекционированием предметов искусства, становится настоящим ценителем и культурно обогащает свою жизнь. Согласитесь сами, что посещение разнообразных выставок, художественных музеев, картинных галерей существенно прибавляет радости жизни, делает её более насыщенной и разнообразной, а ведь это ещё и своеобразное практическое обучение и образование. В чём смысл этого? Да в том, что человек, имеющий в своей коллекции хоть какие-либо столь значимые для него экспонаты, наверняка захочет узнать его историю, проследить целую цепочку родственных предметов, сравнить его с другими экспонатами своей мировая художественная культура, и история многих цивилизаций, некогда живших на планете. Кроме того, коллекционирование - это прекрасная возможность посетить самые разнообразные страны, познакомиться с новыми людьми, поделить с ними своим мнением касательно своей коллекции и тому подобное. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что коллекционирование это самый настоящий плюс для человека, который занимается такого рода деятельностью. Коллекция может требовать вложений, а может приносить деньги, известность и славу. Кроме того, коллекционирование является не чем иным, как непосредственным проникновением мировой культурой и мировым искусством, повышая самооценку человека, и оценку его в глазах других людей, чего порой так не хватает некоторым людям. [7] Детские психологи тоже говорят о пользе коллекционирования. В первую очередь – ребенок учится анализировать информацию, системно мыслить. Коллекционирование учит усидчивости и концентрации внимания. И не в последнюю очередь – это занятие расширяет прекрасно кругозор и помогает узнать много нового о предметах, находящихся в коллекции. Коллекционирование – это страсть людей вдумчивых, ценящих человеческий труд и человеческие эмоции. Создание коллекции – это стремление к совершенству и эксклюзивности, которыми увлечены креативные и талантливые люди. [9] Практическая часть.
Результаты тестирования про коллекционирование среди обучающихся и педагогов в МБОУ "Лицей им.Ф.И. Резникова" В 2016 г. мы провели анкетирование среди обучающихся и опрос педагогов нашей школы на предмет коллекционирования (Приложение 1).
Были предложены следующие вопросы:
* Знаешь ли ты, что такое «коллекционирование»? (Ответ «Да» или «Нет»)
* Коллекционировал ли ты в прошлом и коллекционируешь ли сейчас? (Ответ «Да» или«Нет»)* Что ты коллекционировал (коллекционируешь сейчас)? \
4. Знают ли твои друзья, что ты коллекционируешь? (Ответ «Да» или «Нет»).
5. Почему ты коллекционируешь?
- испытываешь интерес к своей коллекции и желание ее поплнить;
- украшаешь интерьер своей комнаты;
8
- похвастаешь перед друзьями;
- нравятся сами предметы коллекционирования;
- свой вариант ответа
6. Одобряют ли твои родители (родственники) твоё занятие, помогают ли в этом?
Всего было опрошено письменно и устно 90 чел ( 47 школьников 4 –х классов, 43 школьника 9-10-х классов). Результаты представлены в таблице 1-2 ( Приложение 2). Исходя из ответов опрошенных, мы пришли к следующим выводам:
* Большинство учащихся, а именно 92% в 4-х классах и 100% в 9-10-х классах знают, что такое коллекционирование. Ученики старших классов ответили на этот вопрос более полно и грамотно.
* Интересно было узнать, что в 4-х классах коллекционированием занимаются 84% ребят, а в старших классах меньше — 74%.11
* С друзьями делятся своим увлечением 40% учеников младших классов и столько же, 40 % старшеклассников.
* А вот отношение родителей меня удивило. Только 60% родителей учеников 4-х классов знают о занятии коллекционированием своих детей и поддерживают это увлечение, остальные 40% родителей не участвуют в пополнении детских коллекций, не выражают какого либо интереса или вовсе не знают об увлечении. Предположу, что это связано с предметами коллекционирования у детей начальной и старшей школы. Самыми популярными объектами коллекций четвероклассников являются: машинки(35%), камушки, ракушки (30%), игрушечные фигурки из шоколадных яиц, маленькие игрушки (25%), наклейки, журналы(25%), монетки (15%), пауки и жуки (10%), листья в гербарий (5%). Родители, разумеется, покупают детям машинки и киндеры, но вероятно, не все обращают внимание на факт собирания коллекций у ребенка, считая это обычным занятием для данного возраста. То есть, создалось впечатление, что 40% родителей четвероклассников просто пока не воспринимают всерьез увлечение детей.
* А у старшеклассников 100% родителей знают об их хобби и положительно относятся к нему. И сами собирают коллекции 65% родителей старшеклассников.
* В старшей школе интересы детей несколько иные. Здесь уже любимые предметы коллекций фарфоровые куклы, модели кораблей и старинных авто, тематические статуэтки ( 31%), монеты старинные, юбилейные, зарубежные (25%), журналы (20%) минералы (10%). То есть игрушки из киндеров и детские машинки, наклейки сменились коллекционными моделями, сувенирными фигурками и статуэтками. Журналы стали тематическими и более серьезными — об организме человека, по физике, о нашей планете. Также у старшеклассников есть и любопытные коллекции. Например, медиаторы для гитар, чай, корейские комиксы «Манга». Весьма интересная коллекция у одного ученика - это дневники каждого года обучения. Также один старшеклассник написал, что коллекционирует опыт. Еще я обратил внимание, что многие ученики 9,10-х классов собирают свои коллекции вместе с родителями. Это коллекции монет и модели автомобилей, а также сувениры из путешествий. Это было приятным открытием, общее увлечение в семье говорит о теплых и дружных отношениях. Самыми интересными коллекциями родителей мне показались удочки, охотничьи ножи, вышитые картины, коллекция мечей и сабель, коллекция кепок из поездок.
9
На вопрос о том, почему школьники коллекционируют, 53% старшеклассников и 20% четвероклассников ответили, что испытывают интерес к пополнению коллекции. Очевидно, старшие дети более сознательно собирают свои коллекции. Украшают интерьер комнаты 9% старшеклассников и 36% учеников начальной школы. Хотят удивить друзей и похвастаться по 5% детей в обеих возрастных категориях и нравятся сами предметы коллекционирования четвероклассникам - 46% и старшеклассникам - 50% детей. Среди 20 опрошенных учителей нашей школы тоже нашлось немало коллекционеров — 9 человек, то есть 45%. Их коллекции очень интересны. Учитель русского языка коллекционирует ручки, другой учитель русского языка — USB-накопители или флешки. Учитель литературы коллекционирует книги о писателях, учителя начальных классов — восточные фигурки, самовары, фигурные свечи, учитель истории — колокольчики. Учитель математики собирает кулинарные рецепты, а учитель физики — старинные монеты. В прошлом многие учителя собирали марки. В нашей семье тоже есть коллекционеры. Я собираю коллекцию природных минералов. В настоящее время в ней 20 экспонатов. Среди них есть аметист, обсидиан, оникс, тигровый глаз, горный хрусталь, розовый кварц, содалит и другие. Я собираю эту коллекцию третийгод. Еще я имею коллекцию насекомых, в ней хранятся скарабей, японская бабочка, паук крестовик, шершень, азиатский усач и другие (15 экспонатов). К этим коллекциям у меня есть журналы, их интересно не только читать и узнавать много интересного, но и выполнять домашние задания по окружающему миру. А в старших классах они мне пригодятся в таких предметах как биология, география, физика, химия и история! А ещё у меня есть любимая коллекция конструктора Lego. Правда, она часто в разобранном виде, но собирать экспонаты заново — одно из моих любимых занятий на протяжении нескольких лет. Камни и минералы из моей коллекции открыли для меня много нового из истории нашей планеты, развития нашей цивилизации и культуры. У моей бабушки коллекция настенных тарелок из разных13 городов нашей страны, есть тарелочки из Мюнхена, Копенгагена, Цюриха. Она привозит их из поездок и путешествий.
Заключение
Дети всегда нуждаются в дополнении информации, которую они получают в школе и за ее пределами. При этом вещи способны выступать в качестве посредников в общении с разными культурами, историческими отрезками времени, разнообразными сферами деятельности людей . Навыки коллекционирования необходимы и в личной жизни, и в образовании. В то же время это увлечение, которое раскрывает индивидуальность, внутренний мир, способствует развитию наблюдательности и расширению кругозора ребенка. Как результат – развитие творческих и познавательных способностей , воспитание аккуратности и усидчивости, а заодно и реальная возможность проведения оригинальных конкурсов.
В ходе коллекционирования, развивается и тренируется память учащихся: механически- смысловая, произвольная, непроизвольная, кратко-зрительная, основные процессы памяти - восприятие, запоминание, сохранение, воспроизведение, развивается мышление учащихся: создаются проблемные ситуации, используются задания, формирующие параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления у учащихся. В ходе нашей работы мы подтвердили нашу гипотезу о том, что в школе имеется очень много ребят - коллекционеров. Они самостоятельно (или с помощью родителей) отбирают и собирают предметы в свои коллекции, систематизируют их, ищут о них информацию и т.д. Таким образом, мы достигли цели нашей работы и доказали, что коллекционирование развивает все те качества, о которых сказано выше и на самом деле
10
является полезным увлечением. Было выяснено, что у старших школьников коллекционирование носит индивидуальный, частный, скрытый от сверстников характер, у средних - вспомогательный характер, т. е. является для ребенка способом включиться в общение со сверстниками, выступает вариантом14 свободного проявления ребенком собственных желаний, интересов, замыслов. Существуют различные варианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами, которые ставит перед собой коллекционер. Коллекционирование в детских возрастах не является ни ведущим, ни центральным типом деятельности.[9] Хотя школьные коллекции обычно не представляют научного, художественного, исторического интереса (и в строгом смысле коллекциями не являются), зато они имеют большое личное значение для тех, кто их собирает и считает самыми настоящими коллекциями. Факт того, что многие фонды многих музеев созданы из коллекций частных коллекционеров, доказывает то, что коллекционирование является историческим первоисточником музейного коллекционирования, да и музейного дела как такового. Результаты моего исследования побудили выступить с предложением к руководству школы об организации выставки школьных коллекций. Ребята которые занимаются коллекционированием, принесут свои коллекции. Это будет интересно всем, и коллекционерам и тем, кто не собирает коллекций. Уверен, среди них найдутся и те, кто найдет единомышленников, чтобы обмениваться предметами, которых не хватает (машинки, наклейки, монеты). Кто то из детей, учащихся в разных классах и не знакомых друг с другом, познакомятся и подружатся. А будут и уникальные коллекции. И кто то из ребят, которые не собирают коллекции, захотят начать коллекционировать. И в любом случае, это будет очень ознавательное и объединяющее школьников мероприятие.
Список литературы
1 Википедия .2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999, стр. 258.
3 http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n5/Korepanova_Jurkova.shtml
4 Сорокина Е. Коллекции – это интересно // Дошкольное образование. 2005. № 12.
5 Прохорова Л. Н., Моделкина Р. Н., Кулешова Н. П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2006, стр. 89.
6 Котляр И.А., Журкова Е.А. Феномен коллекционирования в школьных возрастах // Психологическая наука и образование. 2007. №5, стр. 32.
7 http://www.sobirau.ru/articles/drugoe/o-polze-kollektsionirovaniya.html
8 http://pro-collections.com/index.php/lib/20-collection/884-polza-kolljekcionirovanija-dlja-djetjej
9 Третьяков В. П. Человек собирающий // Российское экспертное обозрение. 2006. №1 (15), стр. 14.16
Приложение.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКА
* Знаешь ли ты, что такое «коллекционирование»? (Ответ «Да» или «Нет»).
_______________________________________________
* Коллекционировал ли ты в прошлом и коллекционируешь ли сейчас? (Ответ «Да»или «Нет»). ________________________________
* Что ты коллекционируешь или коллекционировал?
___________________________________________________
4. Знают ли твои друзья, что ты коллекционируешь? (Ответ «Да» или «Нет».)
________________________________________________________
5. Почему ты коллекционируешь?
 испытываешь интерес к пополнению своей коллекции;
 украшаешь интерьер своей комнаты;
- похвастаешь перед друзьями;
- нравятся сами предметы коллекционирования;
- свой ответ _________________________________________________________
6. Одобряют ли твои родители (родственники) твоё занятие, помогают ли в этом?
Приложение 2.
Результаты анкетирования обучающихся 4, 9, 10-х классов МБОУ лицей
им. В.Ф. Резникова по теме «Коллекционирование».
1. Знаешь ли ты, что такое «коллекционирование»?17
4 класс 9, 10 класс
«ДА»- 44 чел. (92%) «ДА» - 43 чел. (100%)
«НЕТ» -3 чел. (8%) «НЕТ» - 0 %
2. Коллекционировал ли ты в прошлом и коллекционируешь ли сейчас?
4 класс 9, 10 класс
«ДА»- 39 чел. (84%) «ДА» - 32 чел. (74%)
«НЕТ» -8 чел. (16%) «НЕТ» - 11 чел. (26 %)
3. Что ты коллекционировал (коллекционируешь сейчас)?
А) игрушки от киндер-сюрпризов, машинки, фигурки, модели авто
4 класс - 21 чел.
9, 10 класс - 13 чел.
Б) наклейки, журналы, карточки, вкладыши:
4 класс - 10 чел.
9, 10 класс - 10 чел.
В) марки, монеты
4 класс - 6 чел.
9, 10 класс - 7 чел.
Г) камушки, ракушки, минералы
4 класс - 9 чел.
9, 10 класс - 5 чел.
4.Знают ли твои друзья, что ты коллекционируешь?
4 класс - 19 чел. (40 %)
9, 10 класс - 17 чел. (40 %)
5. Почему ты коллекционируешь?18
А) Испытываешь интерес к пополнению коллекции?
4 класс - 9 чел. (20 %)
9, 10 класс - 23 чел. (53 %)
Б) Украшаешь интерьер своей комнаты
4 класс - 17 чел. (36 %)
9, 10 класс - 4 чел. (9 %)
В) похвастаешь перед друзьями
4 класс - 2 чел. (4,6 %)
9, 10 класс - 2 чел. (5 %)
Г) нравятся сами предметы коллекционирования
4 класс – 22 чел. (46 %)
9, 10 класс - 21 чел.
6. Одобряют ли твои родители (родственники) твоё занятие, помогают ли в этом?
4 класс - 28 чел. (60 %)
9, 10 класс - 43 чел. (100 %)