Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей.
Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей.
Главной проблемой начиная с 1 класса является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Как мы уже знаем, что математику любят те ученики, которые умеют решать задачи. В ходе формирования умения решать задачи у учеников развивается интерес к предмету, мышление, речь, интеллект и т.д.
Характер работы с задачей на уроке зависит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно: формирование и совершенствование умения решать задачи определённого вида; углубление и расширение формируемых математических знаний и умений; формирование вычислительных навыков; обучение анализу содержания задач и т.д.
В ходе обучения алгоритму решения задач «дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения. Также очень важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них».
На начальном (дотекстовом) этапе школьники учатся отличать рассказ от задачи, понимать задачу на слух и по рисунку. Здесь проводится подготовительная работа к составлению краткой записи. На данном этапе учащихся можно познакомить с простейшим алгоритмом 1, по которому они учатся рассуждать в определённом порядке. Этапы алгоритма 1 должны не заучиваться, а запоминаться в ходе работы над задачей.
Алгоритм 1.
Из условия задачи известно
По вопросу надо узнать
Объясняю выбор действия
Записываю решение
Считаю..
Записываю ответ
Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)
Главная задача на текстовом этапе – учить понимать текст, делать из него определённые выводы, выполнять краткую запись. В результате коллективной работы можно составить алгоритм 2.
Алгоритм 2.
Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.
Представляю (нарисую словесную картинку, рисунок , чертёж, запишу кратко)
Мне известно О не известном сказано.
Надо узнать
Объясняю выбор действия
Записываю решение
Считаю..
Записываю ответ
Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)
Важно обратить внимание учащихся на одинаковые этапы в алгоритме 1 и 2.
После знакомства с составной задачей руководством к действию может стать алгоритм 3.
Алгоритм 3.
Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.
Представляю (нарисую словесную картинку, рисунок , чертёж, запишу кратко)
Повторю задачу по краткой записи
Мне известно О не известном сказано.
Можно узнать
Объясняю выбор действия
Записываю решение
Ответил ли на вопрос задачи.
Записываю ответ
Обучение решению задач, ориентированное на определенную последовательность действий, приводит к формированию единого подхода к решению любой задачи. Такая целенаправленная работа по алгоритму помогает работать с интересом, развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически использовать следующие методические приемы: решение задач с лишними, недостающими, буквенными, неопределёнными данными; составление задач по условию, по вопросу, по решению; преобразование задач; решение задач занимательного характера, нестандартных (логических, компьютерных, повышенной сложности и т.д.), составление учениками задач о растениях и животных, природных явлениях, семье, литературных героях. Это могут быть шуточные задачи, задачи на смекалку.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Активизация мыслительной деятельности
в процессе работы над задачей.
Подготовила:
Миронова С.В.
Губкинский 2010 – 2011г.
15