Выступление на РМО учителей математики по теме «Прогнозирование деятельности учащихся на уроках математики».


Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 Курского муниципального района Ставропольского края
«Прогнозирование деятельности учащихся на уроках математики».
Выступление Савельевой Надежды Николаевны, учителя математики
МОУ СОШ №4,
учителя высшей категории
на заседании районном семинаре учителей
математики
25 августа 2014 года.
Руководитель районного методического объединения учителей математики

_________Кузнецова Марина Анатольевна



ст. Курская
2014 год.
Прогнозирование деятельности учащихся на уроках математики.
(Из опыта работы)
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно - познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. Подготовка к уроку начинается с составления плана-конспекта. Составлению планов, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока. А также отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения. Одно из основных требований при составлении плана-конспекта урока заключается в том, чтобы не только определить содержание и объем знаний, подлежащих усвоению, но и прогнозировать деятельность учащихся на уроке. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения.
Как же я прогнозирую учебную деятельность учащихся на уроке?
Ну во - первых, прогнозирование учебной деятельности учащихся я осуществляю на основе данных, полученных в результате проведения педагогических и психологических мониторингов учащихся, накоплении баз данных по всем этим параметрам. Такой прогноз имеет статистический характер и указывает тенденцию развития ученика по его психологическим и педагогическим параметрам. Хочу, более подробно, остановится на мониторинге активности учащегося на уроке. Начиная с 5 класса, на одном из уроков предлагаю учащимся заполнить вот такую таблицу. Вначале ученик ставит один, два +,на последующих уроках количество + постепенно увеличивается.
№ Фамилия Имя Видеть ошибку Задать вопрос Предложить ход
(шаг) решения Аргументировать Привести пример Выполнить схему, рисунок Другой способ решения
1. Иванов Миша + +   + + +  

Такую же таблицу заполняю и сама.
Что дает использование мониторинга?
Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно–познавательной деятельности учащегося.
А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно подбирать задания для уроков, обеспечивающих вовлечение в работу всех учащихся.
Во- вторых, при прогнозировании учебной деятельности учащихся учитываю актуальный уровень развития учащихся и их подготовку. Эти данные использую для составления разно уровневых заданий самостоятельных и контрольных работ.
Задача, стоящая перед учителем, заключается не только в том, чтобы выдать материал и вовлечь учащихся в работу, а ещё в том, чтобы ученик получил прочные знания и успешно сдал ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому при прогнозировании деятельности учащихся на уроке я учитываю и ошибки их, которые они допускают при выполнении домашних, самостоятельных, контрольных работ. Для этого я веду мониторинг ошибок учащихся. Если ученик допускает ошибку при раскрытии скобок, то я намечаю пути и средства для быстрого устранения этой ошибки при изучении следующего учебного материала, например, при изучении темы «Решение уравнений».
К осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо создать положительную мотивацию.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем):
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.