Выступление на заседании РМО Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Одним из способов активизации внеурочной деятельности по предмету является организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Как известно, научно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность [1].
Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. И сегодня мне бы хотелось остановиться на роли учителя.
Важная роль, несомненно, здесь отводится научному руководителю, который должен помнить, что учащийся основной школы, как правило, не имеет опыта подобной деятельности.
Ученик сам не может сформулировать тему научного исследования. В крайнем случае, он может предложить направление, в рамках которого ему интересно работать. Умение обозначить и мотивировать тему исследования складывается у тех старшеклассников, которые участвовали в подобной работе один-два года.
Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации, где и как фиксировать найденную информацию, и, наконец, как обрабатывать имеющиеся в наличии факты.
В-третьих, у школьника отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска, изложения сути изученной информации и формулирования выводов по своей работе.
Учитывая перечисленные нюансы, деятельность учителя-руководителя может строиться на основе следующего алгоритма:
1. Определение интересующей подростка тематики, ее актуальности в научных кругах.
Научный руководитель определяет круг направлений исследования, соответствующих возрастным и когнитивным установкам старшеклассника.
2. Определение примерных перспектив – гипотезы предполагаемого поиска.
Принцип: если пойти в этом направлении, возможно ли понять суть явления или сформулировать свое понимание явления, определить тенденции по спорным вопросам и т. п.
3. Формулировка понятийного пространства, раскрытие теоретической сути проводимого исследования.
Здесь исследователь знакомится с терминами и общеизвестными научными фактами в рамках своей научной работы. Известно, что теоретическое осмысление проблемы, интерпретация ее сути на доступном для ученика научном языке может открыть значимость проводимой работы не только в общем масштабе, но и в плане становления личностного отношения к изучаемой проблеме [2, c. 98].
Важно, что не стоит писать научную работу лишь для того, чтобы она была написанной. В результате процесса ученик-исследователь должен предположительно овладеть следующими основами написания научного труда (научные ЗУН):
– умение и навыки работы с источниками (какие источники информации следует просматривать в первую очередь (справочная литература, учебники и учебные пособия по теме исследования, научно-публицистические издания);
– умение оформлять изучаемую литературу и документацию;
– овладение основными приемами работы с источниками информации (фиксация материала на уровне конспекта, тезисов, аннотирования и цитирования);
– умение продуктивно делать запись своих мыслей по поводу читаемого или уже прочитанного материала и т.д.
Учащийся под руководством учителя должен уметь составить копилку необходимого материала, в том числе, и практического; получить представление о необходимости вести параллельное накопление теоретического и практического иноязычного и, при необходимости, русскоязычного материала.
4. Следующий шаг в работе – систематизация прочитанного теоретического материала (определение последовательности теоретических данных), выделение центральных понятий по изучаемой теме, их осмысление и оформление в виде раздела будущей работы.
При этом проводится повторное прочтение фактического материала, отобранного для анализа проблемы; соотнесение фактов с теорией, классификация фактов, их осмысление и формирование общей идеи по поводу прочитанного.
5. Далее происходит оформление результатов осмысления на уровне письменного изложения мыслей. При этом заметим, что работа может быть написана на иностранном (английском) языке. В случае соответствия уровня языковой подготовленности старшеклассника к такому виду работы, данное оформление стоит только приветствовать, поскольку иностранный язык повышает качественный уровень НИР. Однако не будем забывать, что, оформление на языке страны изучаемого языка требует особой концентрации внимания ученика, дополнительного времени, внимания в плане спелингового и технического оформления исследования.
Разумеется, предварительное описание результатов поиска, его критическое осмысливание, повторная систематизация материала, уточнение формулировки происходит на уровне совместного действия в рамках исследователь-ученик – учитель-руководитель.
6. Следующим шагом является формулирование Введения к работе (обоснование актуальности исследования, противоречия по изучаемому явлению, цель и задачи исследования, гипотеза разрешения противоречия и методы изучения темы проблемы, возможная (чаще всего практическая) значимость исследования и краткая структура работы). Редактируется основная часть работы, и формулируются основные выводы исследования.
7. Далее проводится систематизация литературы, использованной при проведении НИР, оформление списка использованных источников согласно предъявляемым требованиям (действующему ГОСТу). Данный аспект, следует заметить, вызывает некоторые затруднения у начинающего исследователя в плане технического оформления. Опуская порой данный пункт из области своего серьезного к нему отношения, автор снижает уровень качества проведенного исследования, поскольку форма стилистического изложения и технического оформления материала говорят не только о качестве работы, но о научной культуре исследователя.
8. Наконец, систематизируется и оформляется Приложение к проекту (если в этом есть необходимость), обсуждается и подготавливается форма презентации отчета о проделанной работе.
Предложенный алгоритм работы научного руководителя, разумеется, является примерным и может отличаться от других образцов, применяемых учителями, осуществляющими НИР со школьниками в СОШ. Тем не менее, данный алгоритм может выступать некоторой памяткой руководителю при работе со школьниками над научно-исследовательской, либо, учебно-исследовательской работой.
Анализ внедрения НИР в школьную практику позволяет выявить некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться научному руководителю-учителю при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, в частности:
– слабое владение учащимися методологией научного исследования; недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы в библиотеках школы и большое количество работ в Инете- отсюда плагиат;
– большая загруженность учащихся, отсутствие времени на качественное выполнение научной работы;
– ложная боязнь учителей вовлечь детей в «несвойственную им деятельность»;
– наукообразие в образовательном процессе, т. е. оторванное от жизни знание.
Необходимо помнить, что научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога. В процессе аккумуляции фактов (языковых, лингво-культурологических и др.) учащийся начинает сравнивать реалии изучаемой страны с аналогами российской действительности, что положительным образом влияет на становление и развитие его собственных жизненных ценностей, и осознание особенностей национальной ментальности.
Литература
Бурлакова, И. И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке» / И. И. Бурлакова // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 37–40.
Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. – М. : Народное образование, 2001. – 272 с.