Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Одной из форм обучения является урок, он является главной составляющей частью учебного процесса.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, для формирования его нравственных основ.
Современный урок характеризуется следующими признаками:
- Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения
- Урок должен быть воспитывающим и развивающим
- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
- На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся
- На уроке должны осуществляться межпредметные связи
- Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения
дидактическим материалом
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока
- На уроке должны осуществляться инновационные процессы
- Необходимо введение в обучение компьютеров
- На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим
- Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка
В коррекционной школе урок имеет специальные требования
- Замедленность темпа обучения
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях
урока
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика
- Опора на более развитые способности ребенка
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка

Одно из важных вопросов в работе по ФГОС является формирование у учащихся жизненной компетенции. Задача формирования жизненной компетенции актуальны для всех вариантов СФГОС, при этом значение специальной помощи возрастает от первого варианта к четвёртому.
           Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.                                 
              Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).
Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
 К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых   изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика,позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления..
Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
     Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,        
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Помнить эти правила - советы, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.





.4 Основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу и осваивающих основную программу начального общего образования:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и по созданию специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения.
2. Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и её временно – пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для всех вариантов СФГОС, при этом значение специальной помощи возрастает от первого варианта к четвёртому.
Во втором и третьем варианте СФГОС указанные направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ всех видов специальных (коррекционных) школ. Четвёртый вариант СФГОС отличается от всех других тем, что формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и соответственно разрабатываемой для каждого ребёнка индивидуальной программы. Компетенция и компетентность.
Чаще всего эти слова употребляются как синонимы. Но существуют различия в этих понятиях.
. А.В. Хуторской так разделяет понятия «компетентность» и
« компетенция»
«Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней».
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В данной работе эти понятия разделятся, имея в виду под компетенцией некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Выделяют четыре варианта реализации компетентностного подхода в образовании:
- ключевые компетентности;
- обобщённые предметные умения;
- прикладные предметные умения;
- жизненные навыки.
Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно – ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой деятельности. Совет Европы называет ключевые компетенции, которые должны быть у нынешнего поколения выпускников в объединяющейся Европе. Это компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции; способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём и т.д.
Стратегия модернизации образования в РФ так же предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 год) уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков, и способов деятельности, который включает:
- познавательную деятельность;
- информационно-коммуникативную;
- рефлексивную деятельность.
Таким образом, можно охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Современный урок
учитель создаёт условия


направляет деятельность учеников
на приобретение знаний в процессе
собственной деятельности на уроке


Воспитанию положительной мотивации учения способствует
*включенность ученика в разные виды деятельности
* отношения сотрудничества учителя и учащегося
* привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки
*занимательность изложения
* необычная форма преподавания материала
* эмоциональность речи учителя
* умелое применение педагогом поощрения и порицания

Развивающее обучение
 Развивающий урок – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Приемы и формы организации учебной деятельности:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
Вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.
Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь.   древняя китайская мудрость