Сообщение «Развивающее обучение путь к новому качеству образования»


Сообщение «Развивающее обучение путь к новому качеству образования»

Развивающее обучение даёт возможность для реализации идей новой концепции образования – идей демократизации, гуманизации образования.
Оно опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системы с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта.
Развитие - процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками.
«Общее развитие», которое положили в основу этой системы ученые: есть проявление новообразований в психике ребенка. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики. Главными видами психической деятельности в развивающем обучении учёные считают наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности. Успешное развитие ребенка по этим трем генеральным линиям (направлениям) обеспечивает способность личности к разным видам деятельности - как познавательной, так и практической. Может иметь место такая картина развития, когда продвижение по этим трем линиям протекает неравномерно: туго продвигается в словесно-логическом мышлении. Но это не дает права квалифицировать школьника как школьника с низким психическим развитием.
Важнейший показатель общего развития - эмоционально-волевые качества: поведение, самочувствие, атмосфера в классе, школе, познавательные интересы, ценностные ориентиры, самочувствие ученика, учителя и родителей, отношение последних к системе, школе.
Изучать уровень общего развития необходимо. Изучение должно быть многогранным, изучается не только успешность усвоения программного материала, определяется, обеспечивает ли данная система повседневно физическое и эмоциональное благополучие детей, сохраняет ли их психическое и физическое здоровье.
Более высокие показатели здоровья - свидетельство правильной работы школы.
Впервые Занков Л.В. выдвинул принцип осознания школьниками процесса учения - способности к самопознанию, самоанализу. Поэтому он говорит, если отметка ставится ребёнку, то как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель развития личности ученика.
Успех в работе над общим психическим развитием учащихся будет обеспечен при условии понимания и практического использования типических свойств методической системы:
Первое требование - это многогранность учебного процесса, т.е. развитие разных сторон личности, это богатство видов деятельности учащихся.
Процессуальность - последовательное усложнение усваиваемых знаний. Переработка информации требует времени, новых связей. Чем раньше мы знакомим учащихся с языковыми, математическими понятиями, тем осознаннее они воспринимаются.
Проблемность - опора на коллизии.
Вариантность - это гибкость в использовании форм и способов обучения в зависимости от сложившейся на уроке ситуации, это когда варьируется на уроке уровень трудности заданий, особое значение среди которых имеют задания поискового характера на классификацию, группировку, развивающие тонкость наблюдения.
Вариантность - это право, свобода выбора заданий для выполнения учащимися разноуровневых заданий.
Высокий уровень трудности - глубина изучения материала, познание взаимодействия явлений. Необходимо исключать однообразную тренировку, однотипные задания, стандартность - то, что противоположно развитию ребёнка.
Ю.Н. Вьюнкова говорила о важности техники, имиджа учителя, педагогического общения, культуры и техники речи, любви и уважении к детям. Все очень важно: умение быть хорошим слушателем и собеседником, комментирование учителя, тон общения, умение выразить удивление, недоумение, восторг, сохранять непроницаемость, естественность, а не наигранность. Фальшь очень хорошо чувствуется детьми. Также важно умение ограничивать проблемы учеников от собственных. Свои и чужие проблемы нужно различать.
Большое значение имеет владение невербальными средствами общения: зрительными (глазами) и физическими (погладить голову, пожать руку, обнять плечи), и ребенка надо научить смотреть в глаза, у некоторых детей «взгляд в никуда» как форма защиты.
Спокойно реагировать на ответы, не повторять ответы, повторы отучают слушать. «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его в рамках, которые нужны для успеха; мертвая тишина на уроке недопустима», - говорил Ушинский.
В любом классе есть дети с трудностями в учении. Задача учителя, классного руководителя - обеспечить им успех в деятельности, помочь им нормализовать отношения со сверстниками, повысить их самооценку.
Этих детей можно сравнивать только с самим собой (относительная успешность).
Очень существенный фактор - их занятия, увлечения вне школы. Найдите момент рассказать об этом в классе, это поднимет их авторитет среди сверстников, поможет поверить в себя.
В системе общего развития важно постоянно создавать условия для развития познавательного интереса.
Вот несколько существенных факторов (условий):
1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал
связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
З. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
4. Вовлечение в процесс поиска.
5. Осознание важности и необходимости изучения.
6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.
7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.