Комплект лекций по учебной дисциплине Информатика и ИКТ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
2014 г.
Содержание:
Введение.
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
ТЕМА I. Информационная деятельность человека.
Основные этапы развития информационного общества.
Информационные ресурсы общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Образовательные информационные ресурсы.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.
Инсталляция программного обеспечения.
ТЕМА II. Информация и информационные процессы.
Подходы к понятию информации и измерению информации.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы в технике.
Информация и управление. Количество информации как мера уменьшения неопределенности.
Аналоговый и дискретный способы представления информации.
Кодирование информации.
Арифметические основы работы компьютера
Представление информации в различных системах счисления.
Логические основы работы компьютера.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Алгоритм и его свойства. Типы алгоритмических структур. Составление алгоритмов.
Системы и технологии программирования. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Управление процессами.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Управление процессами.
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
ТЕМА III. Средства информационных и коммуникационных технологий.
Архитектура компьютеров.
Основные характеристики компьютеров.
Внешние устройства ПК.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Файловые системы.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
ТЕМА IV. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Создание публикаций с использованием программы Microsoft Publisher.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
База данных.
Компьютерная графика.
Компьютерные презентации.
Системы автоматизированного проектирования.
ТЕМА V. Телекоммуникационные технологии.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Электронная почта.
Методы создания и сопровождения сайта.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Введение
Понятие информатики
Предмет и задачи информатики
Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Предмет:
аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
программное обеспечение средств вычислительнорй техники;
средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами;
Основная задача – систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.
Цель систематизации – выделение, внедрение и развитие передовых и, наиболее эффективных технологий, автоматизация этапов работы с данными, а также методическое обеспечение новых технологических исследований.
В мире много информации: письменной, разговорной, визуальной. До недавнего времени носителями информации были язык, различные материальные поверхности, бумага и т.д. Сейчас мы постепенно переходим на цифровое хранение информации.
Зачем это нужно?
Во – первых, хранение информации становится менее объёмным. К примеру, множество книг в большом шкафу поместятся на одном маленьком диске.
Во – вторых, передача информации становится мгновенной. К примеру, через сеть интернет можно передать любой важный документ за пару минут. Теперь работать стало проще, не нужно распечатывать документ, подписывать его и вести в другой город. На данный момент внедрена система цифровой подписи, позволяющая подписывать электронный документ и отправлять его по интернету так, как будто документ подписан рукой, проставлена печать и доставлена по адресу.
В – третьих, графическую информацию получать, обрабатывать, хранить стало намного удобнее. К примеру, раньше нужна была фотопленка, лаборатория для проявки и печати фотографий, все расходные материалы были дорогие, а число фотографий было ограничено фотопленкой. Сейчас нужен только цифровой фотоаппарат и фото принтер. Фотографий можно «щёлкать» большое количество, а затем можно их напечатать или смотреть на компьютере, ноутбуке, планшетном ПК, цифровой фоторамке, сотовом телефоне, DVD плеере и другом мультимедийном устройстве.
В - четвертых, обрабатывать информацию стало проще. К примеру, у фирмы имеется 200 сотрудников. На каждого сотрудника имеется папка с копиями основных документов (паспорт, ИНН, СНИЛС и др.). Нужно из этого числа найти определенного сотрудника и выписать номер паспорта. В этом нам поможет электронная база данных сотрудников, в которой введены все сотрудники со всеми документами.
Нужно только открыть базу, ввести фамилию в поиске и прочитать нужную информацию, а при желании и распечатать. Сейчас же, с помощью множества баз и расчетных формул, начисляется заработная плата рабочим без каких либо умственных усилий.
Можно найти много примеров, в которых использование электронной информации упрощает работу.
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах
Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.
С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.
Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».
Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.
Если рассматривать информационную деятельность в экономической сфере, то главная цель информационных технологий – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о коком - либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.
То есть, экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.
Сейчас в экономической области внедрены информационные технологии и это привело к появлению виртуальной экономики.
Виртуальная экономика – это среда, особое экономическое пространство, в котором осуществляется электронный бизнес, то есть это экономика, основанная на использовании интерактивных возможностей.
Основой экономической деятельности является бизнес. В виртуальной экономике существует понятие электронного бизнеса.
Электронный бизнес - это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют.
Сферы применения электронного бизнеса
Электронная торговля
Мобильная торговля
Финансовые операции
Купля-продажа информационного продукта
Купля-продажа через торговые автоматы
Банковские операции
Купля-продажа через виртуальный магазин
Рынок бытовых услуг
Страховые операции
Операции на фондовой бирже
Операции с иностранной валютой
Сферы применения электронного бизнеса.
Понятие электронный бизнес включает в себя множество различных информационных технологических понятий:
· технологии электронной коммерции;
· технологии электронных аукционов;
· электронные банки;
· IP-телефония;
· Интернет-телефония;
· технологии электронных указателей;
· электронные НИР и ОКР;
· электронный франчайзинг;
· электронная почта;
· электронный маркетинг;
· электронный менеджмент оперативных ресурсов (ORM);
· электронный менеджмент поставок;
· электронные брокерские услуги;
· информационные технологии знакомств.
Если рассматривать информационную деятельность в социальной сфере, то видно, что информация стала более доступной для человека. Сейчас большое количество источников информации, это и традиционные газеты, журналы, радио, телевидение, а теперь и компьютер, интернет, сотовый телефон и т.д. Если раньше информация печаталась на бумаге, затем только доходила до человека, то теперь телевидение, радио и интернет в режиме реального времени передают любую информацию «тут же». Даже с помощью сотового телефона вы будете информированы о стихийных бедствиях, о распродажах или скидках. Всё это делает социальную сферу более информационной. А различные социальные сети в сети интернет позволяют общаться людям на большой расстоянии друг от друга, а также передавать любую информацию, будь то фотографии или важные документы.
С помощью информационных технологий общество становится более грамотным, так как можно достаточно быстро найти ответы на нужные вопросы, а также получить правильные советы. Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур.
Если рассматривать информационную деятельность в культурной сфере, то тут видно, что с одной стороны с помощью столь многих информационных источников можно поддерживать и развивать культурную деятельность, а с другой стороны можно и разрушить всю культуру человечества. С помощью телевидения, интернета можно с легкостью транслировать различные концерты, представления, учить культуре, этике. С другой стороны, за счет столь обширной информации, внедряется в нашу жизнь и безкультурие, идущее из – за рубежа. С появлением компьютера, многие люди перестали ходить в театры, встречаться друг с другом и т.д. Все это заменяет общение в интернете и телевидение.
Информационная деятельность и культура неразрывно связанно со СМИ. Средства массовой информации кардинально меняет наш быт, меняет нашу моду, говорит нам, как правильно питаться, чему можно верить и т.д. С помощью СМИ можно внедрять в общество ту или иную культурную среду.
И непосредственно важную роль информационная деятельность имеет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В результате разработки получим готовую веб–страницу, фрагмент которой представлен на рисунке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Планирование сайта
Планирование сайта является одной из самых сложных задач. Как правильно расположить на страницах будущего сайта имеющуюся у Вас информацию? Какова должна быть структура сайта? Какие страницы должен иметь сайт? Какой дизайн должны иметь страницы сайта? Какая должна быть навигация по сайту? Эти и многие другие проблемы, связанные с разработкой сайта, должны быть решены до применения прикладных программ для разработки сайтов.Допустим, что мы решили разработать сайт, на котором будет представлена информация о компании EN101, эту имеющуюся у нас информацию мы можем изложить на четырех страницах:
· Главная
· О компании
· Бизнес-обзор проекта
· Способы оплатыВыбираем имя сайта исходя из вида деятельности, например: lessons-en101.
Назначаем имена страницам:
· index – Главная
· info - О компании
· business- Бизнес-обзор проекта
· pay - Способы оплаты В качестве главной страницы используем созданную ранее веб-страницу Главная (index). Создаем структуру сайта, которая представлена на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подготовим текст в редакторе Word для каждой страницы и рисунки в Adobe Photoshop в форматах GIF, JPEG или PNG с разрешением 72 пикс/дюйм, кроме того, можно использовать скрипты.Далее можно зарегистрировать домен второго уровня в одной из зон (ua, ru, com, net, info и т.д.) и после разработки сайта выбрать платный хостинг, который устраивает по скорости доступа и предоставляет необходимые услуги для эффективной работы сайта. Если мы будем располагать сайт на бесплатном хостинге, то можно выбрать, например, хостинг на сервере narod.ru. Для этого необходимо будет зарегистрироваться на сервере и получить бесплатный хостинг. В этом случае у Вас будет домен третьего уровня, например: lessons-en101.narod.ru.
Создание сайта с помощью приложения FrontPage
1. Для создания сайта с помощью приложения FrontPage необходимо открыть окно приложения одним из способов. После чего на экране будет отображаться окно приложения или графический интерфейс FrontPage, в котором будет отображаться предыдущий сайт или страница. Для выхода из предыдущего сайта или страницы в FrontPage надо выполнить команду «Файл/Закрыть» или «Файл/Закрыть узел», либо то и другое, если были открыты узел и страница.Затем выполняем команду Файл / Создать и в отрывшейся области задач «Создание» щелкаем мышью на «Другие шаблоны веб – узлов» в разделе «Создать Веб-узел». Откроется окно диалога «Шаблоны веб – узлов», в котором необходимо выделить «Пустой веб – узел», далее указать расположение нового веб-узла (например, D:\Documents and Settings\ТВА\Мои документы\Мои веб-узлы\lessons-en101) и щелкнуть ОК. На рисунке представлен фрагмент окна диалога «Шаблоны веб – узлов», в котором указан адрес нового сайта.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После сохранения сайта на экране в окне приложения FrontPage будет отображаться новый веб-узел в режиме папки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Создание в FrontPage домашней страницы для нового сайта. Создание домашней страницы в FrontPage можно осуществлять по-разному. Например, можно щелкнуть на кнопке «Создать страницу» на панели «Содержимое», в результате в окне веб-узла добавится страница index.htm, которая показана на рисунке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Затем копируем содержимое ранее созданной папки EN101, в которой находятся папка images и страничка index (папка _vti_cnf формируется автоматически при создании веб-страницы). Содержимое папки EN101 представлено на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вставляем сохраненное содержание папки EN101 из буфера обмена во вновь созданную папку веб-узла lessons-en101, которая представлена на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Далее дважды щелкаем на странице index.htm в открытом окне веб-узла, в результате главная страница откроется в режиме страница, которая показана на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Таким образом, в качестве домашней страницы в новом сайте использована ранее созданная страница index.htm (Английский язык в Интернет). Можно создавать главную страницу и другими способами, изложенными в разделе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5. Создаем в редакторе FrontPage структуру сайта , т.е. к главной странице добавим еще три страницы: info - О компании; business - Бизнес-обзор проекта; pay - Способы оплаты. Для этого надо перейти в режим Переходы, выполнив команду Вид/Переходы. Затем необходимо выделить домашнюю страницу и щелкнуть на кнопке Новая страница на панели Переходы или применить контекстное меню, добавится Новая страница 1. Аналогичным образом добавляем еще две новые страницы. Структура сайта представлена на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Переименование Новых страниц в FrontPage. Переходим в режим папки и с помощью контекстного меню меняем имена Новая страница 1 на info, Новая страница 2 на business, Новая страница 3 на pay.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. С целью единства дизайна страниц сайта копируем содержание главной страницы в созданные страницы info, business, pay. Для этого открываем главную страницу в режиме Страница и выполняем команду "Правка / Выделить все", и щелкаем на кнопке Копировать на панели инструментов. Переходим в режим Папки и щелкаем дважды на страничке info, она откроется в режиме Страница, затем щелкаем на кнопке Вставить. Содержимое главной страницы скопируется в страницу info, аналогично копируем содержимое главной страницы в остальные две страницы.
8. На каждой страничке сайта создаем ссылки для всех пунктов навигации:
· Главная
· О компании
· Бизнес-обзор проекта
· Способы оплаты
Например, выделяем пункт навигации "Бизнес-обзор проекта" и с помощью контекстного меню открываем окно диалога Добавления гиперссылки, в котором выделяем business.htm и щелкаем ОК. Аналогично создаем гиперссылки для всех пунктов навигации на всех страницах. На рисунке представлен фрагмент окна диалога Добавления гиперссылки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9. Далее на страницах: "О компании"; "Бизнес-обзор проекта";"Способы оплаты" изменим содержание в некоторых ячейках, т.е. введем новый текст и рисунки, которые были подготовлены заранее для этих страниц.
10. Добавляем и заполняем метатеги (между тегами и ) на страницах: "О компани"; "Бизнес-обзор проекта"; "Способы оплаты" в режиме Код.Например, для страницы "О компании" теги заполнены следующим образом:
О компании En101 11. Переименование заголовков страниц в режиме Переходы. Выделить страницу и с помощью контекстного меню осуществить переименование:
· Новая страница 1 переименовать на "О компании".
· Новая страница 2 переименовать на "Бизнес-обзор проекта".
· Новая страница 3 переименовать на "Способы оплаты".В результате разработки получим сайт, который состоит из четырех веб-страниц. Этот сайт, созданный с помощью FrontPage в файловой системе ПК, можно разместить на веб-сервер в сете Интернет или Интранет.
Лекция 4.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Операционные системы составляют лишь часть сетевой среды. Сотрудничество любого рода связано с передачей и приемом информации, и поэтому требует коммуникационного программного обеспечения узкоспециализированного ПО, играющего роль посредника между пользовательскими приложениями с одной стороны и сетевыми протоколами, модемами, маршрутизаторами, коммутационными сервисами и прочими технологиями ISO/OSI низкого уровня с другой. Разработчикам ПО, которые полагаются в качестве таких, заполняющих пропасть между приложениями и поставщиками услуг связи и телефонии, посредников на инструментарий Microsoft, служат два ее произведения со звучными названиями MAPI и TAPI.
TAPI
Интерфейс приложений компьютерной телефонии (Telephony Application Programming Interface, TAPI) представляет собой набор функций, позволяющих разнообразным приложениям пользоваться телефоном для поддержки столь привлекательных форм сотрудничества, как:
телеконференции;
передача данных, в том числе по факсу и электронной почте;
удаленный доступ;
интерактивное взаимодействие;
поиск информации на досках объявлений, в группах новостей и т. д.
По существу TAPI - это набор сервисов-посредников между приложением, нуждающимся в телефонных услугах, и специальной программой поставщиком услуг телефонной связи, которая взаимодействует с реальной аппаратурой: телефоном, факсом, модемом и т. д. TAPI искусно встроен в Windows и является единственным методом, доступным Windows-приложениям для манипулирования телефоном. TAPI может поддерживать работу настольного компьютера с настольным телефоном или с телефоном, доступным через локальную сеть.
MAPI
MAPI представляет собой отраслевой стандарт, благодаря которому коммуникационные приложения передают информацию друг другу. Это как бы универсальный язык, позволяющий различным программам понимать друг друга и взаимодействовать. Серверные компоненты MAPI позволяют серверу Exchange работать с множеством разнотипных почтовых клиентов и сервисов, таких как, например, поставщики оперативной информации. Клиентские компоненты интерфейса MAPI обеспечивают Windows-приложениям типа Exchange Client возможность обмениваться почтой с любым MAPI-сервером, не заботясь о подробностях вроде формата почтового адреса получателя или взаимодействия с его почтовым сервером.
Как и прочие интерфейсы прикладного программирования, MAPI работает на низком уровне незаметно для пользователя, хотя без этого интерфейса не обойтись даже при простейших операциях типа чтения и удаления почтовых сообщений. По существу, MAPI служит «почтовым отделением и службой доставки» любого MAPI-совместимого приложения (например, текстового редактора или электронной таблицы).
Обмен информацией
Конечно, кроме телефона есть и электронная почта.
Электронная почта обеспечивает доставку писем (а часто и произвольных файлов, а также голосовых и факсимильных сообщений) от одних пользователей сети другим, успешно используется при автоматизации конторских работ. Передача между терминалами сообщений, например, фототелеграмм, может также рассматриваться как разновидность электронной почты. Однако для большинства конкретных случаев использование электронной почты предполагает передачу сообщений через специальные "почтовые ящики", между которыми размещаются устройства обработки данных. ("Почтовый ящик" - общая область памяти вычислительной сети, предназначенная для записи информации с помощью одной прикладной программы с целью ее дальнейшего использования другими прикладными программами, функционирующими в других узлах сети.) Накопление документов в таких "почтовых ящиках" и возможность их последующей дополнительной обработки имеют следующие преимущества:
отпадает необходимость в пересылке предварительных результатов и промежуточных рабочих материалов;
достаточно просто реализуется конфиденциальная связь, обеспечиваются приоритетность передачи данных, циркуляция документов в сети и другие виды информационной связи.
Для эффективной работы пользователей в сети требуется и иное программное обеспечение, которое иногда поставляется вместе с сетевой ОС, а иногда его надо покупать отдельно:
Средства удаленного доступа позволяют подключаться к сети с помощью модема и работать на компьютере, как будто он непосредственно подключен в сеть (разумеется, при этом многие операции будут выполняться дольше, так как модем работает значительно медленнее сетевого контроллера);
Средства групповой работы позволяют совместно работать над документами, обеспечивают согласованность версий документов у разных пользователей, предоставляют средства для организации документооборота предприятия, позволяют организовывать телеконференции письменный обмен мнениями по различным темам и т.д.;
Программы резервирования позволяют создавать резервные копии данных, хранящихся на серверах сети и на компьютерах пользователей, а при необходимости восстанавливать данные по их резервной копии.
Для пользователей, работающих в среде Windows NT и BackOffice, электронная почта нечто само собой разумеющееся, причем чаще всего под этим словом понимается сервер электронной почты Microsoft Exchange Server. По существу, это компонент BackOffice, поддерживающий не только электронную почту, но и планирование, контроль и совместное использование информации, целый набор функций, которые обычно относят к программному обеспечению коллективной деятельности.
Помимо этих функций Exchange Server поддерживает доступ в Интернет. Роль Интернета растет, по мере того как все большее число предпринимателей осознанно или не очень начинают рассматривать эту глобальную, основанную на стандартах сеть в качестве информационной магистрали, важной не только для связи, но и для маркетинга, электронной торговли, совместной работы в реальном времени. А в будущем и для тщательно контролируемых, защищенных, не терпящих отлагательства транзакций того типа, который пока выполняют лишь банки и другие финансовые учреждения. Разумеется, Exchange Server не решает всех этих задач, но будучи основным коммуникационным компонентом Microsoft BackOffice, действительно обеспечивает надежный и простой обмен электронной почтой через Интернет.
Exchange Server масштабируем и, следовательно, подойдет и маленькой компании с парой десятков клиентов, и крупной корпоративной сети со многими тысячами пользователей. В любом из этих воплощений Exchange Server обеспечивает эффективную связь и автоматизацию сотрудничества, поддерживая:
почту, включая электронную и факс;
планирование рабочего времени и отслеживание выполнения задач;
публикацию информации через электронные доски объявлений и базы данных;
управление информацией с помощью фильтров, электронных форм и средств разработки приложений, которые позволяют пользователям и разработчикам решать массу задач, начиная от сортировки сообщений по проблематике и автоматического удаления «почтового мусора» до автоматизации задач и создания форм отчетов.
Exchange, подобно Windows NT, может быть и клиентом, и сервером. Но в отличие от сходных между собой Windows NT Server и Windows NT Workstation, серверный и клиентский компоненты Exchange Exchange Server и Exchange Client специализированы: дело клиента писать послания, а задача сервера доставлять их.
Серверный компонент Exchange Exchange Server, работает на серверах сети. Его основная задача хранение, маршрутизация и доставка почты кажется достаточно простой, но, как час то в мире компьютеров, здесь далеко не все доступно глазу. Чтобы обеспечить беспрепятственную и надежную передачу разнообразных сообщений через Интернет, Exchange поддерживает два хорошо известных почтовых стандарта:
UUENCODE и многоцелевые расширения электронной почты Интернета (Multipurpose Internet Mail Extensions, MIME). Оба реализуют довольно сложные процессы. UUENCODE преобразует файлы любого типа, включая программы, в формат ASCII, понятный всем компьютерам. В этом формате файлы передаются компьютеру-адресату, где и восстанавливаются сопутствующей программой UUDECODE. Это преобразование при всех технических отличиях сравнимо с цифро-аналоговым преобразованием, выполняемым модемами.
Похожим образом MIME позволяет почтовой программе преобразовывать мультимедийные сообщения, состоящие из разнотипной информации (простого и форматированного текста, аудио и видео), так чтобы их можно было передать по сети. Поскольку преобразование основано на стандартах интерфейса MIME, такой документ можно передавать между самыми разными платформами почтовая программа адресата, поддерживающая MIME, всегда восстановит исходную форму сообщения.
Без таких стандартов сообщение электронной почты, содержащее что-либо кроме простого текста, выглядело бы весьма загадочно. А ведь Интернет не единственное техническое достижение, позволяющее произвести внешне простую пересылку сообщения из одного места в другое.
Exchange Server тесно интегрирован с Windows NT Server, но это но ограничивает его возможности. Так, например, поддержка широко используемых транспортных протоколов, включая IPX/SPX и TCP/IP, позволяет Exchange Server работать с сетями Novell NetWare, UNIX и AppleTalk. Exchange также способен передавать почту через Интернет и работать с любыми коммуникационными приложениями стандарта Х.400 благодаря тому, что поддерживает общеотраслевые стандарты типа SMTP (почтовый протокол TCP/IP), MIME, Web-протоколы и стандарт обработке сообщений CITT X.400.
Outlook мощное дополнение к пакету офисных программных продуктов для Windows. Будучи диспетчером личной информации, Outlook может работать с сервером Exchange, заменяя клиентское ПО Exchange в настольной системе. По набору функций он сходен с широко известным клиентом Exchange, но превосходит его по своим возможностям, по сути, являясь единым центром управления всей информацией на настольном ПК. Достаточно щелкнуть значок на левой панели, и в правой появится его содержимое.
Из окна Outlook пользователь может обращаться к любому из следующих элементов:
электронной почте;
общим папкам;
встроенным приложениям поддержки коллективной работы и решения производственных задач: списку встреч, диспетчеру заданий, планировщику, личному дневнику и электронной записной книжке;
значку «Мой компьютер» Windows 95 и Windows NT Workstation, который обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам компьютера;
любым личным папкам, включая значки часто используемых ресурсов на серверах сети (поместив их на левую панель окна Outlook).
Outlook ориентирован на Интернет и способен на большее, нежели простая обработка почты и планирование.
Клиентское ПО для работы с сервером Exchange Server Exchange Client работает на настольном компьютере, поддерживая единый пункт сбора корреспонденции: универсальный почтовый ящик для всех получаемых сообщений (от электронной почты до документов, факсов и голосовой почты). В состав Exchange Client входят три основных компонента:
Клиентское ПО, отвечает за решение всех задач по обмену сообщениями, включая поддержку настраиваемых форм (представлений), списков сообщений, общих папок и т. д.
Schedule+ занимается планированием по времени и проектам. Он предназначен для ведения перечня встреч, просмотра расписаний, создания запросов на проведение совещаний и обработку ответов на такие запросы.
Конструктор форм (Exchange Forms Designer) применяется для создания специализированных форм, например заявления на отпуск или сметы расходов. Заполнив такую форму, пользователь возвращает ее электронным способом соответствующему сотруднику или в отдел. Создание форм может быть простым или сложным, а иногда требует и навыков программирования. Так или иначе, этот компонент предъявляет, пожалуй, самые высокие требования к пользователю, в отличие от, например, отправки электронной почты или планирования встреч их быстро осваивает даже новичок, настолько они интуитивны.
Компоненты Exchange Server, ориентированные на поддержку коллективной работы, тесно связаны с конструктором форм Exchange (Exchange Forms Designer, EFD). Конструктор форм облегчает совместное использование информации в масштабах группы и даже целого предприятия, позволяя создавать электронные «формы» для запроса информации или ее обработки.
Управление базами данных
Создание форм это целое направление в области управления базами данных для среды поддержки совместной деятельности. Может показаться, что базы данных всего лишь унылое скопление фактических данных. Мало того, системы управления базами данных трудны для освоения, однако они очень важны для среды совместного использования информации.
На предприятии в базах данных хранится самая разная информация: от сведений о служащих и их заработках до списков заказчиков и инвентаризационных ведомостей. А вообще-то базы данных хранят объем информации обо всем от автомобилей до зоологии, не говоря уже о регистрациях новорожденных, документах о ссудах и продажах акций, банковских транзакциях, списках недвижимости, биржевых обзорах и всеобщих любимицах налоговых декларациях. Базы данных настолько важны, что в конце 1996 года ООН признала их одной из форм интеллектуальной собственности, которая подпадает под действие международных законов об охране авторских прав.
В своей основе база данных это просто собрание сведений, аналогичное телефонной книге или атласу. Разница в том, что база данных существует в электронной форме, а ее содержание четко организовано в виде сетки из столбцов (их называют полями) и строк, называемых записями. Каждое поле содержит информацию определенного типа о некоем элементе, а каждая запись содержит все поля, относящиеся к такому элементу.
Организация в виде полей и записей характерна и для простых, и для сложных баз данных. Эта структура служит основой поиска информации, чем, собственно, и определяется ценность баз данных.
Защита данных
Защита данных всегда имеет первостепенную важность. В среде BackOffice роль прислуги, сторожа и работника играет изощренная система управления реляционными базами данных под названием SQL Server. Аббревиатура SQL расшифровывается как Structured Query Language язык структурированных запросов.
SQL Server располагает всеми средствами защиты, необходимыми в корпоративной среде, позволяя владельцу базы данных ограничивать доступ к выполняемым в ней операциям (например, он может разрешить только просмотр данных, но не их изменение), а также конкретным лицам, которым не разрешено просматривать, использовать и изменять базу данных. Кроме того, благодаря тесной интеграции SQL Server c Windows NT стандартная регистрация в системе гарантирует, что только авторизованные пользователи сети могут обращаться к информации на любой из её серверов. Такая сквозная регистрация снижает нагрузку на администратора сети хотя бы тем, что сводит к минимуму обращения по поводу забытых паролей.
SQL Server поддерживает три типа защиты:
Интегрированная защита объединяет усилия систем защиты SQL Server и Windows NT, так что при регистрации в сети Windows NT пользователь сразу получает доступ к серверу SQL Server. Этот тип защиты основан на защищённом подключении (trusted connection) к сети. При таком соединении рабочая станция, подключающаяся к сетевому серверу, использует протокол, поддерживающий аутентификацию (проверку идентичности). Такое подключение поддерживают, например, компьютеры под управлением Windows NT Workstation.
Стандартная защита заключается в том, что SQL Server сам проверяет права подключающегося пользователя. Стандартные средства защиты требуют от пользователя ввести идентификатор и пароль для доступа к SQL Server.
Смешанная защита при таком типе защиты SQL Server проверяет полномочия одним из двух способов в зависимости от типа соединения (защищенное или незащищенное).
SQL Server поддерживает шифрование паролей и данных для обеспечения максимального уровня безопасности при обмене между взаимосвязанными сетями, а также позволяет шифровать хранимые процедуры с целью защиты и поддержания целостности программ, хранящихся на сервере.
Рис. 1 Примеры некоторых типов анимационных эффектов при смене слайдов
Наплыв влево Растворение Шашки Жалюзи
tPublisher "Impact" tab ScreenshotЗапуск от имени администратораТаблица стандартной части ASCII Кодирование растровых изображений Кодирование векторных изображенийДвоичное кодирование звука