Презентация по биологии «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду села Александровка»

Введение.
К концу второго тысячелетия человечество вступило в мир сложнейших взаимозависимостей и глобальных экологических проблем, которые по масштабам и степени опасности не имеют себе аналогов в истории. Во всем мире растет понимание того, что, разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий «водопровод» в виде рек, озер, Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие «жизненные системы», то должны быть и общие заботы. И одна из них заключается в том, чтобы избежать экологической катастрофы. Крылатой становится фраза: Земля тело человечества, человечество душа Земли».Каждый из нас часть человечества. Поэтому, как отмечал наш гениальный соотечественник В.И. Вернадский, мы должны понять, что являемся «жителями планеты и можем должны мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства... но и в планетарном аспекте...». Если миллионы людей ежедневно будут выходить на лоно природы только для того, чтобы «позагорать», а не для того, чтобы посадить дерево, укрепить берег реки, подкормить олененка, расчистить пруд, все наши разговоры об охране окружающей природной среды так и останутся разговорами. Главным показателем экологического благополучия в любой стране является состояние здоровья населения. Сегодня медицинская статистика России трагична. Длительность жизни мужчин сократилась на 3 года, женщин на 1,5 года. Удвоились показатели заболеваемости раком, высокий уровень смертности. Что характерно и для Омской области (приложение №1,№2). Каждый второй призываемый в армию юноша болен. Все это результат загрязнения окружающей среды: воды, воздуха, почвы. Источников загрязнения множество, но мы решили обратить свое внимание на один из них, без которого сегодня нам не обойтись это автомобиль.
Актуальность: В наше время сохранение чистоты воздуха стало общечеловеческой проблемой. Накопление в атмосфере углекислого газа, который задерживает тепло, исходящее от Земли может изменить климат планеты. Автомобильные выхлопы, накапливаются в летнее время в придорожной зоне – почве, в зимнее время на снегу и с талыми водами поступают в почву, в открытые и подземные водоёмы, и загрязняют их, нанося не исправимый ущерб. От чистоты атмосферы воздуха зависит состояние растительного и животного мира, здоровье людей. Меня заинтересовал вопрос: «Как же влияют эти вредные вещества на живую природу?»
Гипотеза: Автомобильные выбросы отрицательно влияют на окружающую среду.
Цель работы: изучить вредное влияние автомобильных выхлопов на загрязнение окружающей среды.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Проанализировать изменение численности автотранспорта в Азовском н.н/р за период с 2005-2009г, рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух;
Выяснить могут ли зеленые полосы, посаженные возле автомагистралей защитить от пыли и свинцового загрязнения.
Определение ионов свинца в снегу;
Исследование снега на общую химическую токсичность;
Исследование снега на содержание твёрдых веществ;
Проанализировать и сделать выводы; Методы исследования:
1)Анализ роста численности автотранспорта и расчёт количества выбросов вредных веществ;
2)Оценка состояния окружающей среды по растительному покрову;
3) Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования;
4) Определение ионов свинца в снегу методом химического анализа;
5) Исследование снега на содержание твердых частиц;


Что или кто является источником загрязнения.

Для современного этапа взаимодействия человека и природы характерно глобальное загрязнение всех компонентов природы, кризис редуцентов.
В процессе производства образуется множество загрязняющих окружающую среду веществ. Человек умеет синтезировать около 10 млн. новых веществ, причем производит в значительных масштабах 50 тыс., а в особо крупных 5 тыс. веществ. При этом примерно 90% (а по некоторым данным, до 98%) первоначально добытого сырья в процессе технологической переработки уходит в прямые отходы. Из 2 т конечного продукта в течение последующей обработки выбрасывается не менее 1 т, а оставшуюся другую тонну можно назвать «отложенным» отходом, так как это продукты длительного использования, которые, в конце концов, тоже пойдут в отходы.
Редуценты не успевают очищать биосферу от антропогенных продуктов или потенциально не способны это сделать, поскольку выбрасываемые синтетические вещества не имеют природного характера.

Определение загрязнений.
Чаще всего под понятием «загрязнение» понимаются многочисленные и разнообразные воздействия, которые, так или иначе, разрушают естественную среду. Загрязнение означает влияние всех токсичных веществ, которые человек выбрасывает в экосферу. Однако употребление данного термина становится не столь очевидным, когда речь идет о малоопасных и безвредных для живых существ соединениях, воздействующих на окружающую среду лишь в случае большой концентрации. Это, например, углекислый газ, концентрация которого в атмосфере увеличивается вследствие сжигания огромных масс ископаемого топлива. Этимологически слово «загрязнять» означает осквернять, пачкать, марать, портить. Эти слова описывают явление весьма общо и, в конечном счете, соответствуют длинным определениям экспертов. Приведем одно из них, которое опубликовано в 1965 г. в докладе официальной комиссии Белого дома. В докладе, названном «Чтобы восстановить качество окружающей среды», отмечается:
«Загрязнение есть неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ». Эти изменения могут влиять на человека прямо или через сельскохозяйственные ресурсы, через воду или другие биологические продукты (вещества). Они также могут воздействовать на человека, ухудшая физические свойства предметов, находящихся в его собственности, условия отдыха на природе и обезображивая ее саму».1
Классификация загрязнений.
Дать классификацию загрязнений дело отнюдь не легкое, поскольку из-за многочисленных критериев, по которым она может проводиться, ни один ее вариант не будет вполне приемлемым. Загрязняющие вещества можно сгруппировать по их природе физической, химической, биологической и т. д.; можно с экологической точки зрения рассматривать среду, в которой они оказывают свое вредное воздействие. Можно рассматривать загрязнение с медицинской точки зрения и изучать среду обитания или способ поражения человеческого организма через пищу, при кожных контактах, при дыхании...
1Рамад Ф. Основы прикладной экологии. Л., 1981. С, 166.

На деле ни один из этих подходов не обеспечивает достаточно удовлетворительного результата, так как воздействия даже одного и того же вещества могут быть качественно различными. Ртуть, оказавшаяся в почве, затем попадает в атмосферу и воду, вместе с пищей она проникает в организм, при дыхании в легкие и т. д.
В книге Рамада Ф. «Основы прикладной экологии» представлена классификация основных типов загрязнения. В ней сделана попытка найти компромисс между различными точками зрения, поэтому она носит условный характер.
Классификация основных типов загрязнения .
1.Физические загрязнения Радиоактивные элементы (излучение) Нагрев (или тепловое загрязнение Шумы и низкочастотная вибрация (инфразвук)
2. Химические загрязнения
Газообразные производные углерода и жидкие углеводороды, Моющие средства Пластмассы Пестициды и другие синтетические органические вещества, Производные серы Тяжелые металл Фтористые соединения Твердые примеси (аэрозоли) Органические вещества, подверженные брожению.
3. Биологические загрязнения Микробиологическое отравление дыхательных и питательных путей (бактерии, вирусы). Изменение биоценозов из-за неумелого внедрения растительных или животных видов.
4. Эстетический вред Нарушение пейзажей и примечательных мест грубой урбанизацией или малопривлекательными постройками. Строительство индустриальных центров в девственных или мало затронутых человеком биотопах.
Влияние автомобильного транспорта на общее загрязнение атмосферы.
В своей работе мы решили остановиться на химическом загрязнении атмосферы тяжелыми металлами и твердыми примесями. Ведь загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях. Основные источники загрязнения атмосферы автотранспорт и промышленные предприятия. В то время как промышленные предприятия у нас в поселке неуклонно снижают количество вредных выбросов (они просто прекращают свою работу), автомобильный парк представляет собой настоящее бедствие. Это самый массовый и динамично развивающийся вид транспорта.








Количество автомашин непрерывно растет, а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Здесь представлена таблица, в которой приведены ПДК (предельно допустимые концентрации) некоторых вредных веществ. ПДК, разработанные и утвержденные законодательством нашей страны, это максимальный уровень содержания данного вещества, который человек может переносить без ущерба для здоровья (плюс 10-50%, как «запас прочности»).

В выхлопных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов; наибольший вклад в структуру загрязняющих веществ вносят оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа, свинец. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.

 
Компоненты
Содержание компонента, об. доли, %

Примечание


Карбюраторные ДВС
Дизельные
ДВС


N2
O2
H2O (пары)
CO2
H2
CO
NOx
Альдегиды
Сажа
74 – 77
0,3 – 8
3,0 – 5,5
5,0 - 12,0
0 - 5,0
0,5 - 12,0
До 0,8
До 0,2 мг/л
0-0,04 г/м3
76 – 78
2-18
0,5-4,0
1,0-10,0
-
0,01-0,50
0,0002-0,5
0,001-0,09 мг/л
0,01-1,1 г/м3
 
 
Нетоксичен
 
 
 
 
Токсичен

 
2Ашихмина Т. Школьный экологический мониторинг М.,«Рандеву – АМ»
Особая опасность этих выбросов заключается, во-первых, в том, что в них содержатся полициклические углеводороды, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами, а также сажа, способствующая глубокому проникновению этих летучих веществ в наш организм, во-вторых, в том, что выбросы в наибольших долях концентрируются в основном на высоте 50 150 см от земной поверхности, т.е. на уровне органов дыхания человека, прежде всего юного. Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./в час. По данным ГВЦ УВД ГАИ в 2000 г. в России приблизительно насчитывается 20.9 млн. автомобилей. И последние годы состав парка автомобилей по видам используемого топлива практически не изменился. Количество автомобилей, использующих газ в виде топлива, не превышает 2%.
Доля грузовых автомобилей с дизельным двигателем составляет в среднем 28%, а автобусов - примерно 63% .Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель.

«Свинцовое» загрязнение.
Международная группа ученых, занимающихся изучением состояния окружающей среды, составила список особо опасных загрязнителей. В нем фигурируют три металла, находящиеся в состоянии рассеяния: свинец, кадмий и ртуть. Их распространение вызывает оправданное опасение и требует пристального наблюдения. По данным Госкомстата России в связи с падением уровня производства динамика выбросов свинца и его соединений в атмосферный воздух от стационарных источников имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 1992 г. соединений свинца было выброшено 1404 т., что на 6.9% меньше уровня 1991 г. В 1993 г. снижение выбросов составило 13.8% по сравнению с 1992 г. при общем выбросе в 1070 т: в 1994 г. 18,1% (876 т) к уровню 1993 г и в 1995 г. 29,8% (616 т) к уровню 1994 г. По степени воздействия на живые организмы соединения свинца отнесены к классу высокоопасных веществ наряду с мышьяком, кадмием, ртутью, фтором и бензопиреном (ГОСТ 17.4.1.02-83) Свинец - один из первых металлов, который человек научился добывать и использовать. Выплавка свинца производилась более чем за 2 тыс. лет до нашей эры в Индии и на Кипре. Конечно, добывалось свинца по современным понятиям немного: к концу XIX в. за все время было добыто всего около 5 млн. т. В XIX в. производство свинца быстро растет. В первое десятилетие было получено 22 тыс. т, а в середине века, с 1851 по 1855 г., - 139 тыс. т. В целом за XIX столетие было произведено в 5 раз больше, чем за всю предыдущую историю. В настоящее время ежегодно добывается около 3 млн. т свинца. Однако для биосферы главное значение имеет не металлический свинец, а его рассеянные формы. Техногенное рассеяние металла происходит интенсивно. И эта тема складывается из нескольких аспектов. Первый аспект – это антифрикционные сплавы на основе свинца. Наряду с общеизвестными баббитами и свинцовыми бронзами, антифрикционным сплавом часто служит свинцово-кальциевая лигатура (3...4% кальция). То же назначение имеют и некоторые припои, отличающиеся низким содержанием олова и, в отдельных случаях, добавкой сурьмы. Все более важную роль начинают играть сплавы свинца с таллием. Присутствие последнего повышает теплостойкость подшипников, уменьшает коррозию свинца органическими кислотами, образующимися при физико-химическом разрушении смазочных масел. Второй аспект – борьба с детонацией в двигателях. Процесс детонации сродни процессу горения, но скорость его слишком велика. В двигателях внутреннего сгорания он возникает из-за распада молекул еще не сгоревших углеводородов под влиянием растущих давления и температуры. Распадаясь, эти молекулы присоединяют кислород и образуют перекиси, устойчивые лишь в очень узком интервале температур. Они-то и вызывают детонацию, и топливо воспламеняется раньше, чем достигнуто необходимое сжатие смеси в цилиндре. В результате мотор начинает «барахлить», перегреваться, появляется черный выхлоп (признак неполного сгорания), ускоряется выгорание поршней, сильнее изнашивается шатунно-кривошипный механизм, теряется мощность... В 1921 г. было найдено вещество, которое сильно подавляет детонацию бензина и повышает мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания. Это вещество - тетраэтилсвинец, состав которого отвечает формуле РЬ (С2Н5)Н4. Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную, летучую, очень ядовитую жидкость. Действие ее (и других металлоорганических антидетонаторов) объясняется тем, что при температуре выше 200°C происходит распад молекул вещества-антидетонатора. Образуются активные свободные радикалы, которые, реагируя прежде всего с перекисями, уменьшают их концентрацию. Роль металла, образующегося при полном распаде тетраэтилсвинца, сводится к дезактивации активных частиц – продуктов взрывного распада тех же перекисей. Большинство сортов бензина содержат 0,41-0,82 г/л тетраэтилсвинца.
ПДК свинца для почв в нашей стране составляет 32 мг/кг. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине: Содержание свинца в бензине, г/л0,15 0,20 0,25 0,50,
Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3..0,40 0,50 0,55 1,00.
Несмотря на положительную тенденцию снижения выпуска этилированных бензинов, имеется ряд экономических и организационных причин, сдерживающих решение этой проблемы. Отказ от применения этиловой жидкости и использование альтернативных октаноповышающих добавок приводит к увеличению себестоимости автомобильных бензинов. Важная роль в изучении процессов детонации моторных топлив и механизма действия антидетонаторов принадлежит ученым Института химической физики АН СССР во главе с академиком Н.Н. Семеновым и профессором А.С. Соколиком. Однако главная опасность - это свинец, рассеянный в воздухе. Соединения этого металла через легкие поступают в кровь человека. В 100 смі крови обычно содержится 15-35 мкг. Под влиянием загрязненного воздуха содержание этого металла в крови поднимается до 80 мкг и выше этого верхнего порога концентрации. Комиссия по загрязнению окружающей среды Великобритании сообщила, что сильное загрязнение воздуха городов свинцом отражается на интеллектуальном развитии детей. Аналогичное положение имеет место в других странах. Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения, при отсутствии "пробок", загрязнение почв металлами проявляется слабее, чем для узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях машины движутся с большей скоростью, расходуя бензина меньше и, тем самым, уменьшая выбросы в атмосферу. (В нашем случае магистраль узкая и около дома находится знак с ограничением скорости до 40 км/час.)Японские ученые К. Минами и К. Араки обнаружили, что вдоль автомагистралей их страны тянутся полосы почвы, зараженной свинцом. Изучение его изотопного состава подтвердило предположение, что это тот самый свинец, который использовался для этилирования бензина. Содержание металла у дороги составляет в среднем 19 мг на 1 кг почвы, а на расстоянии 20 м и дальше - 3 мг/кг. В одном месте рядом с шоссе было обнаружено очень большое количество - 109 мг/кг.Д. Дэвид и С. Вильяме, проводя исследования в Австралии, обнаружили аналогичное явление. У крупной автострады, проходящей из Мельбурна через Сидней на Канберру, на поверхности почвы в 7,5 м от края шоссе было 12,4 мг/кг свинца, в 15 м - 7,6 мг/кг, в 25 и 50 м - 4,1 - 4,2 мг/кг. В Швеции на расстоянии 5,5 м от края автомагистрали ученые нашли 9,9 мг свинца в составе легкорастворимых соединений в 1 кг почвы, а на удалении 20 м - только 2,7 мг/кг. В странах с большим автомобильным парком и густой сетью автодорог установлено общее увеличение свинца в почвенном покрове. Например, в почвах Южной Калифорнии содержание этого металла возросло с 0,001-0,002% в середине 30-х гг. до 0,050-0,055% в 1967 г. Имеющиеся во всем мире автомобили могут поставлять в биосферу более 2 млн. т рассеянного свинца ежегодно. Этот высокоактивный, находящийся в состоянии рассеяния свинец обогащает почву вдоль дорог. Из почвы и частично непосредственно из воздуха он попадает в растения. В придорожной растительности содержание этого металла повышено. Ученые Германии установили, что трава около шоссе содержит от 35 до 50 мг свинца в 1 кг сухой массы, в то время как в чистой траве, удаленной от дорог, - 2-3 мг. В литературе промелькнуло сообщение о том, что земляные черви, обитающие в почве у автодорог США, содержат так много свинца, что вызывают гибель птиц. Причина летнего листопада – высокое содержание свинца в воздухе. Деревья тяжело переносят свинцовое отравление. Но, концентрируя свинец, они тем самым очищают воздух. В течение вегетационного периода одно дерево обезвреживает соединения свинца, содержащиеся в 130 л бензина. Содержание его в растениях обычно незначительное: примерно 1-2 тысячных доли процента от веса золы. Австралийские исследователи считают, что если в течение достаточно длительного времени в кормах будет содержаться по 100 мг свинца на 1 кг сухого вещества, то такая концентрация, в конце концов, может оказаться гибельной для крупного рогатого скота. Правда, в разных растениях содержание свинца неодинаково и известны случаи его высокого содержания. В траве близ месторождения свинцовых руд на древнем горном пассиве Гарца (Германия) было обнаружено 3,5% свинца, верхний порог концентрации свинца для растений пока не установлен. Некоторые растения, например мхи и лиственница, поглощают его относительно большее количество, а береза, ива, осина - значительно меньшее. Из литературы мы узнали, что на загрязненных свинцом почвах безопаснее всего выращивать зерновые культуры. Возделывание в этих зонах овощей, кукурузы на силос, кормовых трав может оказаться рискованным, хотя в ничтожном количестве свинец необходим для живых организмов. Во всяком случае, растения поглощают этот металл даже из таких почв, в которых его очень мало. В Таджикистане подкормка посевов отходами рудников, которые содержали свинец, увеличила урожайность хлопка на 8-22%3 Растительность суши вовлекает в биологический круговорот ежегодно 70 -80 тыс. т свинца.4 Повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава, представляет опасность для здоровья человека. Уличная пыль может содержать более 2000 частей свинца на 1 млн. достаточно поглощать вместе с пищей 40 мг такой пыли в день, и содержание металла в крови может превысить 0,40 частей на 1 млн.5Поступающие в организм ионы РЬ2+ удерживаются белками эритроцитов, а затем поступают в плазму крови и наконец, достигают почек, печени и других органов. Ионы РЬ2+ способны замещать ионы Са2+ в межклеточном веществе костной ткани. Предполагают, что из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет, так как в Древнем Риме пользовались водопроводом, трубы которого изготовлялись из свинца. Кроме того, в обиходе римской аристократии были токсичная свинцовая посуда и косметические краски. Воздействие тяжелых металлов на здоровье человека и способах поступления их в организм приведены в таблице.


Влияние автотранспорта на придорожную растительность

Тяжёлые металлы
Пути поступления в организм
Поражение органов и тканей человека

Свинец
(Pb)
Дыхательная и пищеварительная системы
Поражение нервной ткани, нарушение памяти, распад личности

Кадмий
(Cd)
Дыхательная и пищеварительная системы
Болезни органов дыхания, пищеварительной и нервной системы, все формы рака

Ванадий
(V)
Дыхательная система
Аллергия, экзема, астма, заболевания крови, нарушение психики

Бериллий
(Be)
Дыхательная и пищеварительная системы
Аллергия, поражение кожи и слизистой

Хром
(Cr)
Дыхательная и пищеварительная системы
Болезни кожных покровов дыхательных путей, органов зрения, нервной системы

Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зелёные насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные тёмные верхушечные некрозы хвои, причём наиболее чувствительной оказывается ель. У сосен уменьшается диаметр ствола, уменьшается крона, ветви истончаются и выглядят сухими. Страдают от близости дорог, выбросов автомобилей и лиственные деревья. У них появляются точечный пятнистый некроз листьев, хлороз, омертвение краев кончика листа, изменение формы листа и окраски, асимметрия и другие нарушения. Виновниками этого являются: этилен, действие которого приводит к хлорозу и деформации листьев, двуокись серы и окислы азота, приводящие к межжилковому и верхушечному некрозу листьев и изменению их окраски. Диоксид серы губителен и для ещё одного обязательного компонента экосистемы – для лишайников. На территории, где средняя концентрация SO2 превышает 0,3 мг/м, лишайники практически отсутствуют. Эти организмы, очень чувствительные к малейшему загрязнению атмосферы, считаются наиболее чуткими биоиндикаторами, то есть живыми показателями качества среды. Особая чувствительность лишайников объясняется тем, что они не могут выделять в среду поглощённые токсические вещества, а накапливают их в себе, что вызывает физиологические нарушения и морфологические изменения; по мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому, что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются, и растение погибает. По видовому составу и встречаемости лишайников можно судить о степени загрязнения воздуха. По чувствительности к атмосферным загрязнениям лишайники делят на среднечувствительные и высокочувствительные виды. К первой группе относят некоторые виды пармелий (бороздчатую, скальную) и кладоний (порошистую, бахромчатую). Высокой чувствительностью отличаются уснеи (хохлатая, пышная), цитрария сизая, кладония неприглаженная, гипогимния вздутая, ксантория настенная (золотянка). Чем сильнее загрязнён воздух на исследуемой территории, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев, а последними - накипные. На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте. Отрицательное влияние транспорта на среду обитания живых организмов можно оценивать и по количеству животных, обитающих в почве, поскольку они также очень чувствительны к загрязнениям – как к химическим веществам, так и к физическим (звуку, свету, ударной волне). Органическое вещество почвы играет важную роль в росте и развитии растений. Оно состоит из продуктов гумификации (аэробное разложение) растительных остатков и трупов почвенных животных. Перегной, или гумус, для всех почвенных животных является основным источником необходимых для жизни минеральных соединений и энергии. Он обусловливает плодородие почв и их структуру. Гумус служит источником физиологически активных соединений (витамины, органические кислоты), которые стимулируют рост растений. В целом процесс гумусобразования начинается разрушением и измельчением растительной массы и мертвого живого вещества. Этот процесс осуществляется позвоночными и беспозвоночными животными при обязательном участии грибоѓ°в и бактерий. К таким животным относятся; фитофаги, питающиеся только растительной пищей; сапрофаги, потребляющие гниющие остатки организмов; некрофаги, питающиеся трупами животных; копрофаги, уничтожающие экскременты животных. Весь ход этих естественных процессов в почве нарушается при прокладывании через экосистему автомагистрали и при её чрезвычайно интенсивной эксплуатации. Но несмотря на это даже у самой насыщенной автомагистрали читатель может жить спокойно, если защитит свой дом рядом зеленых елок и небесполезно будет узнать, что звуки поглощаются не листвой. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, которой и поглощаются. И неплохо бы посадить рядом каштаны.
3 Бондарев Л.Г. ландшафты, металлы и человек. М.,1976, С.42-43
4 Добровольский В.В.рассеянные металлы в природе. М.,1979.с.13
5Ehrlich, 1970,NRC Committee,1971
Одно взрослое каштановое дерево очищает от выхлопных газов автомобилей пространство высотой до 10, шириной до 20 и длиной до 100 м. При этом в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества газов почти без ущерба для своего "здоровья". Устойчив к загрязнению воздуха и тополь. А по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода двадцатипятилетний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха - почти в 10. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль6. Следует иметь в виду, что полоса густых зеленых насаждений шириной 10 м и высотой 4-6 м обладает в 3 раза более эффектными, газозащитными свойствами, чем полоса такой же ширины и высоты, но с редкими посадками. Следовательно, между проезжей частью улицы и домом надо создавать плотную, непросматриваемую полосу зеленых насаждений.
Практическая работа
Да, каждый из нас– часть человечества. Планета Земля – наш дом, значит, и мы уже сейчас должны не допускать никаких экологических катастроф. Мы в ответе за порядок на всей Земле, в каждом городе, в каждом поселке. Вот и нам пришлось решать экологическую задачу в масштабах нашей улице. Наш дом находится на расстоянии 25 метров от шоссейной дороги, по которой интенсивно движется поток машин в разных направлениях, особенно летом (рядом с поселком располагаются дачные участки). Много лет назад вдоль дороги были посажены деревья. Хотя уже было заметно влияние на них автотранспорта - появились сухие ветки, отмирали верхушки берез (все указывало на экологические проблемы) - деревья продолжали разрастаться, появилась тополиная поросль. Но жителям этих домов, их окна выходят на шоссе, показалась, что в квартирах стало меньше солнечного света. И не задумываясь, какой экологический ущерб они нанесут не только природе, но и своему здоровью, мужчины взялись за топоры. Мы встали на защиту растений и решили разработать данный проект. Исследования были проведены в летний и зимний период времени. Зимой индикатором загрязнения окружающей среды служит снег. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, противогололёдные реагенты, автомобильные выхлопы и др. накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые подземные водоёмы, загрязняя их. Снег можно исследовать так же, как и воду. Для этого пробу снега вначале растапливают, а за тем проводят исследование по всем показателям. Если брать пробы снега в разных местах, то можно составить достаточно подробную картину о степени его загрязнения. Для исследования были взяты пробы снега непосредственно с обочины дороги, на расстоянии 50 метров, 100 метров от автострады и в лесу. Исследования проводились в школьной химической лаборатории с июня 2009 по февраль 2010 года.
Изучение изменения численности автотранспорта в Азовском н.н/р за период с 2005г по 2009г, расчет количества выбрасываемых вредных веществ.
Для изучения этого вопроса мы обратились в ГИБДД Азовского н.н/р, взяли данные о численности автотранспорта за 2005-2009г. За эти годы наблюдается значительный рост численности автотранспорта, среднем в год на 500 машин и резкий скачек на 1500 машин в 2009г (приложение№3). В связи с ростом численности автомашин возрастает объем потребляемого топлива, увеличивается количество вредных веществ выбрасываемых в окружающую среду.
«Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта в зимнее и летнее время».
Цель работы:
Ознакомление с основными видами загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом и методом их экспрессного анализа.
Ход работы:1. Выбрали участок автотрассы длиной 1 км, который находился рядом с ключевыми участками и имел хороший обзор.
2. Определили количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 15 минут, включая при подсчете автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе (диаграмма №2)
3. Заполнили таблицу и произвели расчеты.
4.Рассчитали общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:
L = n * 4 * S, где
n – число автомобилей каждого типа за 15 минут
S – длина выбранного участка наблюдения, равная 1 км
5.Результаты занесли в таблицы (№1 и №1А)
6. Рассчитали количество топлива (Q, л) разного вида, сжигаемого при движении по исследуемому участку, двигателями автомашин по формуле:
Q = L*Y, где
Y – удельный расход топлива, л на 1 км (табл. №2 и №2А)
7.Рассчитали объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива. Для расчета использовали данные таблицы "Коэффициенты выброса", в которой приведены значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего(табл. №3 и №3А; №4 и №4А)
8.Вводим понятие: условный объем воздуха – это объем воздуха над выделенным участком автомагистрали, длина (l) которого равна 1 км (1000 м); ширина (a) равна ширине проезжей части (10м) + ширина двух тротуаров (2*2= 4 м); высота активной зоны биосферы (h) равна 2 м (т.е. на данной высоте токсичные вещества поступают на уровень дыхания человека). Кроме того, вводим следующее допущение, что условный объем воздуха является замкнутым, т.е. воздух, находящийся в нем не подвергается вертикальному и горизонтальному перемешиванию; не происходит его очищение и обновление посредством зеленых насаждений.

V усл. = l*a*h=1000 м*14 м *2 м=28000м3.
Сравнили V усл. с объемами воздуха, необходимыми для разбавления (см. таблицу), для этого необходимо разделить объем воздуха для разбавления на условный объем воздуха (V/V усл.) (табл. №5 и №5А, диаграмма №3)
Вывод: Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель. На уровень загрязнения влияет и время года. Согласно диаграмме в летнее время автотранспорта больше, особенно в выходные дни, когда выезжают на дачи горожане. Соответственно мы видим, что требуется воздуха больше для разбавления в летние месяцы.
«Расчетная оценка количества свинца, поступающего в придорожную зону от автотранспорта».
Цель работы:
Ознакомление с методом экспрессного оценочного анализа количества свинца, попадающего в окружающую среду с выхлопами автомобилей.
Оборудование: Микрокалькулятор, пишущие принадлежности.
Ход работы:
1. Выбрали участок автотрассы длиной 1 км, имеющий хороший обзор.
2. Определили количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 15 минут, исключив при подсчете автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе.
3. Заполнили таблицу и произвели расчеты. Рассчитали общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:
L = N*S, где
N – число автомобилей каждого типа за 1 час
S – длина выбранного участка наблюдения, равная 1 км
Полученные данные занесли в таблицу (№6)
4.Рассчитали количество топлива (Q,л) разного вида, сжигаемого при движении по исследуемому участку, двигателями автомашин по формуле:
Q = L Y, где
Y – удельный расход топлива, л на 1 км
5.Рассчитали количество свинца, содержащееся в топливе, если 1 л этилированного бензина содержит в среднем 0, 25 г тетраэтилата свинца. Для расчета использовали данные по расходу топлива на исследуемом участке автотрассы: m (Pb)= Q(л) с(Pb) (табл.№7, диаграмма №4)
Вывод: Таким образом, на выделенном участке магистрали длиною 1 км, за 1 час с выхлопными газами выбрасывается 5,915 г свинца. Это больше половины массы свинца, который содержится в топливе в виде тетраэтилсвинца. На диаграмме видно, что 42,8% массы поступает непосредственно в почву, а 57,2% в виде аэрозолей оседает вблизи дороги вместе с пылью.



Определение встречаемости растительных видов в изучаемом сообществе ».
Фитоиндикация это один из способов биоиндикации, т. е. оценка состояния окружающей среды по состоянию растительного покрова. Качественный и количественный состав атмосферы влияет на жизнь и развитие растений. Разная встречаемость растительных видов характеризует качественное различие сравниваемых фитоценозов.

Цель работы:
Доказать, что зеленые насаждения вдоль дороги благотворно влияют на видовой состав фитоценоза.
Ход работы.
Выбрали два ключевых участка. Один находился за по садками из березы и ясеня, а другой на открытом участке. Оба участка были равноудалены от обочины дороги на 4 метра. На ключевых участках заложили 10 пробных площадок размером 1 м2 для подсчета травянистых видов.
Определили на каждой из десяти площадок наличие интересующих видов. Полученные данные по каждой площадке занести в полевой дневник.
Вычислили в процентах встречаемость изученных видов в обследуемом природном сообществе. Для этого разлиновать большой лист бумаги (а если нужно, склеить не сколько листов), где в горизонтальных строчках написать названия отдельных видов растений, а в вертикальных рядах обозначить площадки, на которых проводились подсчеты
Переписали все виды, отмеченные на первой площадке, и в первом вертикальном ряду крестиками отметили против каждого вида его присутствие на площадке. Если  на второй площадке встретятся те же виды, что и на предыдущей, отметить их крестиками во втором вертикальном ряду. Если попадется новый вид, дописать его, ниже в горизонтальном ряду и поставить крестик только на второй вертикали (на первой останется пропуск, поскольку вид не встречается на первой площадке).
5.Вычислили встречаемость каждого вида в процентах. Если вид отмечен крестиками на всех десяти площадках, его встречаемость 100%, если на восьми - 80%. Чем выше встречаемость, тем характернее данный вид для описываемого растительного сообщества.
6. От обочины дороги и до ключевых участков также разбили контрольные площадки, где сделали качественные и количественные сравнения видов (табл.№8-9, диаграмма №5)
Вывод: На диаграмме видно, что количество видов растений на «чистом» ключевом участке (который загорожен посадками) выше. Значит, зеленые насаждения вдоль дорог снижают негативное влияние автотранспорта на окружающую среду. Кроме того, чем дальше пробные площадки удалены от дороги, тем больше видовое многообразие на «чистом» и «грязном» участке.
«Сравнение коэффициентов общности и различия видов».
Для сравнения общности видов растений на двух ключевых участках можно использовать формулу Жаккара:

а - число видов, отмеченных на первой площадке;
в - число видов, отмеченных на второй площадке;
с - число видов, общих для обеих площадок (это не сумма, а + в, а только общее число тех видов, которые отмечены на обеих площадках);
Коэффициент общности, выражается в процентах, и чем он выше, тем выше видовое сходство двух сравниваемых сообществ.
Расчета встречаемости коэффициента общности (приложение № 3, диаграмма №6)
Вывод: Коэффициент общности больше на удаленных от автодороге участках. Это объясняется тем, что многие растения очень сильно реагируют на загрязнения атмосферного воздуха и почвы и в придорожной зоне погибают. Присутствие вредных газообразных веществ в воздухе оказывает различное влияние на растения. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений.

Исследование снега на содержание твёрдых частиц. Количественное определение твёрдых веществ проводилось сразу после отбора пробы. Для определения твёрдых веществ, образцы снега были растоплены и отфильтрованы через бумажный фильтр. Содержание грубодисперсных примесей (Х) в мг/л вычисляли по формуле Х=(a - b)х1000/Vв, где а - масса фильтра с осадком, мг; b-масса фильтра без осадка, мг; V-объём профильтрованной анализируемой воды, мл. Расчёты: b=0,62 мг, V=100 мл, а1(проба с обочины дороги)=0,7 мг, а2( 50 м от дороги)=0,67 мг, а3(100 м от дороги)=0,65 мг, а4(в лесу)=0,62 мг. Наиболее высокое содержание твёрдых частиц (примесей) наблюдается на обочине дороги и на расстоянии 50 м от неё. Х1=(0,7- 0,62)х 1000/ 0,1=800мг/л; Х2=( 0,67- 0,62)х 1000/ 0,1 = 500мг/л; Х3=(0,65-0,62)х1000/0,1=300мг/л; Х4=(0,62-0,62)х1000/0,1=0
Вывод: содержание грубодисперсных примесей превышает ПДК на обочине и на расстоянии 50м от дороги (приложение №4).
Обнаружение катионов свинца Реагент: хромат калия (10 гр. K2 CrO4 растворить в 90 мл Н2О). Условия проведения реакции: PH=7; температура комнатная. Методика. В 4 пронумерованные пробирки поместили по 10 мл каждой пробы талой воды и прибавили по 1 мл раствора реагента и наблюдали следующие изменения: в пробирке№1 (находится проба, взятая с обочины дороги) выпал осадок желтого цвета,№2(проба, взятая в 50 м от дороги) произошло помутнение раствора, №3 (проба, взятая в 100м от автострады) наблюдалась опалесценция, в пробирке №4(проба, взятая в лесу) изменений не произошло.
Вывод: наибольшая концентрация ионов свинца наблюдается в пробе №1, т.е содержание катионов свинца составляет 100 мг\л. В пробе №2 концентрация катионов свинца более 20 мг\л. В пробе №3 – 0,1 мг\л. Концентрация катионов свинца в пробе №1 и №2 превышает ПДК. K2CrO4+Pb(NO3)=PbCrO4+2KNO3 (приложение №5)

Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования.
Для биологического тестирования, мною были взяты те же образцы талой воды, чистые ёмкости с семенами огурца. Для эксперимента взяли семена одного сорта «Вяземский». Чашки были пронумерованы по образцам:
1-снег, набранный на обочине дороги; 2-снег, набранный в 50 метрах от дороги; 3-снег, набранный в 100 метрах от дороги; 4-снег, набранный в лесу (контрольный образец).
Наблюдение за семенами велось 9 дней, потому что, на девятый день закончилась фаза развития прорастания семян огурцов (100% одного из вариантов). Чтобы не допустить высыхания проростков, в чашки доливалась вода, полученная из тех же участков. Мои наблюдения отражены в таблице 1 и приложении 6.
Таблица 1
Рост и развитие проростков в талой воде
Дни
Образец
Число проросших семян
Сроки проклёвывания семян
Скорость роста главного корня (мм/день)
Сроки образования боковых корней(мм/день)
Суммарная длина всех корней (мм)


1
1
0
-
-
-
-


2
0
-
-
-
-


3
0
-
-
-
-


4
0
-
-
-
-


2
1
0
0
-
-
-


2
0
0
-
-
-


3
0
0
-
-
-


4
2
1
3
-
5


3

1
0
0
-
-
-


2
0
0
-
-
-


3
1
2
2
-
2


4
5
1
4
2
20


4

1
0
-
-
-
-


2
1
3
1
-
1


3
3
2
2
-
7


4
8
1
4
2
32


5

1
0
-
-
-
-


2
2
3
1
-
3


3
4
2
2
4
13


4
10
1
5
2
46


6
1
0
-
-
-
-


2
2
3
1
5
4


3
6
2
2
4
18


4
10
1
4
2
59


7
1
0
-
-
-
-


2
2
3
1
5
5


3
7
2
2
4
22


4
10
1
5
2
65


8
1
0
-
-
-
-


2
3
3
1
5
9


3
7
2
2
4
30


4
10
1
5
2
70


9

1
0
-
-
-
-


2
3
3
1
5
11


3
7
2
3
4
40


4
10
1
5
2
100

№ вариантов
5 день
9 день
Разница отставания прорастания семян в сравнении с контрольным образцом

1 вариант
0 %
0%
100% отставание

2 вариант
20%
30%
80% и 70%

3 вариант
40%
70%
60% и 30%

4 вариант
100%
100%


В ходе исследования зарегистрированы всходы семян образца 4 на вторые сутки, на третьи сутки образование боковых корней. Всходы крепкие, активно растущие (контроль). На 5 день эксперимента образец 4 показал 100 % всхожесть. Образец 1 не дал всходов за весь период исследования. Другие образцы (2 и 3) показали средне - положительные результаты. Таким образом, в сравнении 5 и 9 дня можно подвести итог по всхожести семян:










Выводы
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
-число единиц автотранспорта возрастает в летний период времени.
-происходит увеличение расхода топлива и как следствие увеличивается выброс вредных веществ в атмосферу.
-на выделенном участке магистрали длиною в 1км за 1час выбрасывается 5,915г свинца
- количество видов растений на «чистом» ключевом участке (который загорожен посадками) выше. Значит ,зеленые насаждения вдоль дорог снижают негативное влияние автотранспорта на окружающую среду. Кроме того, чем дальше пробные площадки удалены от дороги, тем больше видовое многообразие на «чистом» и на «грязном участке». Для подтверждения мы нашли коэффициент общности.
-коэффициент общности больше на удаленных от автодороги участках. Это объясняется тем, что многие растения очень сильно реагируют на загрязнения атмосферного воздуха и почвы и в придорожной зоне погибают. Присутствие вредных газообразных веществ в воздухе оказывает различное влияние на растения. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений.
-непосредственно у дороги самое наибольшее загрязнение снега от придорожной пыли, и в большей степени от автомобильных выхлопов; - даже в придорожной зоне 50 метров и 100 метров загрязнение наносит не поправимый ущерб для растительного и животного мира; - и только в лесной зоне снег оказался наиболее чистым из-за зелёного щита лесного массива.
Значит, автомобильные выхлопы загрязняют окружающую среду, оседая на снег, вследствие этого загрязнённая талая вода отрицательно влияет на скорость роста и силу растений. Экологическое загрязнение вблизи дорог увеличивается и распространяется в придорожной зоне. Следовательно, придорожная зона является - зоной повышенного риска. И естественным щитом от загрязнения автодорог является зелёная защитная полоса насаждений из древовидных растений, которая должна простираться с обеих сторон дорого по всей их длине. Тем самым частично решая экологическую проблему задерживая и очищая вредные вещества.

















Заключение.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что степень загрязненности атмосферного воздуха автомобильными выбросами на локальных территориях очень сильно зависит от наличия зеленых массивов около автодорог. Работая как живой фильтр, растения поглощают пыль, токсичные газы из воздуха и тяжелые металлы из почвы. Наконец, растения просто красивы, они доставляют людям эстетическое удовольствие, улучшают настроение, способствуют созданию психологически комфортной среды. По количественным результатам единичных исследований не удается сделать достоверных оценок состояния природной среды и выявить тенденции ее изменения. Только многолетние наблюдения за одними и теми же объектами по отработанным методикам дают возможность накопить данные, которые позволят дать более достоверные оценки. Поэтому уже на следующий год мы решили продолжить работу.













Литература
Аранская О.С., Бурая И.В. «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии»: Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» 2005 год.
Биоиндикация состояния окружающей среды Москвы и Подмосковья. М.:Наука, 1982
Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М., 1977.
Войткевич Г.В., Вронский В.А. «Основы учения о биосфере»: Москва: Издательство «Просвещение» ,1989 год.
Зыкова А.М., Мальков К.С., Озёрова А.М. «Хочу всё знать»: Энциклопедия. Москва: Издательство «ЭКСМО», 2004 год.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. «Следим за окружающей средой нашего города»: Москва: Издательство «Владос» , 2001 год.
Прохоров А.Н. «Большая Советская энциклопедия»: Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1975 год.
Рыжов И.Н., Ягодин ГЛ. Школьный экологический мониторинг. Учебное пособие. Галактика, 2000
Скибенко В.В. Регламентация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Учебное пособие. МЭИ, 2001.
«Советы друзьям природы»: Сборник. Москва: Издательство «Московский рабочий», 1977 год.
Тяглова Е.В. «Исследовательская деятельность учащихся по химии»: Москва: Издательство: «Глобус», 2008 год.






Приложение №1


Приложение № 2
Динамика заболеваемости злокачественными опухолями женской опухолями женской репродуктивной систем в Омской области (на 100 тыс жен. нас):

Локализация
2002 год
2005 год

Молочная железа
53,5
59,2

Шейка матки
20,8
21,7

Тело матки
17,5
19,4

Яичники
21,1
17,3

Приложение №3
Изменение количества автотранспорта
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415









Таблица 1. Число единиц автотранспорта в декабре.
Тип автотранспорта
Всего за 15 мин
n, шт.
Общий путь за 1 час
L, км

Легковые автомобили
15
60

Грузовые автомобили
9
36

Автобусы
5
20

Дизельные грузовые
6
24


Таблица 1А. Число единиц автотранспорта в июне.
Тип автотранспорта
Всего за 15 мин
n, шт.
Общий путь за 1 час
L, км

Легковые автомобили
40
160

Грузовые автомобили
5
20

Автобусы
5
20

Дизельные грузовые
3
12



Таблица 2.Расход топлива в декабре.
Тип автомобиля
Общий путь
За 1 час, L,км
Удельный расход топлива
Y (л на 1 км)
Количество сжигаемого топлива Q, л




Бензиновое топливо
Дизельное топливо

Легковые автомобили
60
0,12
7,2


Грузовые автомобили
36
0,31
11,16


Автобусы
20
0,42
8,4


Дизельные грузовые
24
0,32

7,68

Всего
26,76
7,68


Таблица 2 А.Расход топлива в июне
Тип автомобиля
Общий путь
За 1 час, L,км
Удельный расход топлива
Y (л на 1 км)
Количество сжигаемого топлива
Q, л




Бензиновое топливо
Дизельное топливо

Легковые автомобили
160
0,12
19,2


Грузовые автомобили
20
0,31
6,2


Автобусы
20
0,42
8,4


Дизельные грузовые
12
0,32

3,84

Всего

33,8
3,84


Таблица 3. Коэффициенты выброса в декабре.
Вид топлива
Значение коэффициента (К)


Угарный газ
Углеводороды
Диоксид азота

Бензин
0,6
0,1
0,04

Дизельное топливо
0,1
0,03
0,04


Таблица 3 А. Коэффициенты выброса в июне
Вид топлива
Значение коэффициента (К)


Угарный газ
Углеводороды
Диоксид азота

Бензин
0,6
0,1
0,04

Дизельное топливо
0,1
0,03
0,04





Таблица 4.Объем вредных выбросов в декабре.
Вид топлива

·Q,л
Количество вредных веществ, л



Угарный газ
Углеводороды
Диоксид азота

Бензин
26,76
16,05
2,67
1,07

Дизельное топливо
7,68
0,768
0,23
0,31

Всего
46,68
16,818
2,9
1,38



Таблица 4А. Объем вредных выбросов в июне
Вид топлива

·Q,л
Количество вредных веществ, л



Угарный газ
Углеводороды
Диоксид азота

Бензин
33,8
20,28
3,38
1,352

Дизельное топливо
3,84
0,38
0,10
0,132

Всего
37,64
20,64
3,48
1,484


Таблица 5. Объем воздуха для разбавления в декабре.
Вид вредного вещества
Количество, л (объем)
Значение ПДК,
мл/м3
Объем воздуха для разбавления, м3

Угарный газ

16,818
3,0
5600

Углеводороды

2,9
0.43
6700

Диоксид азота

1,38
0,085
16200

Итого: 2850
Таблица 5 А. Объем воздуха для разбавления в июне
Вид вредного вещества
Количество, л (объем)
Значение ПДК,
мл/м3
Объем воздуха для разбавления, м3

Угарный газ

20,64
3,0
6880

Углеводороды

3,48
0.43
8090

Диоксид азота

1,484
0,085
17400

Итого: 32370










Диаграмма №2
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №3
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Таблица 6. Общий путь, пройденный автотранспортом в летнее время (за сутки).

Тип автотранспорта
за 15 мин
n, шт.
За 1 час

Общий путь за 1 час
L, км

Легковые автомобили
40
160
160

Грузовые автомобили
5
20
20

Автобусы
5
20
20

Дизельные грузовые
3
12
12



Таблица 7. Расход топлива
Тип автомобиля
Общий путь
За 1 час, L,км
Удельный расход топлива Y (л на 1 км)
Количество сжигаемого топлива Q, л

Легковые автомобили
160
0,12
19,2

Грузовые автомобили
20
0,31
6,2

Автобусы
20
0,42
8,4

Всего


33,8


Рассчитали количество свинца, содержащееся в топливе, если 1 л этилированного бензина содержит в среднем 0, 25 г тетраэтилата свинца. Для расчета использовали данные по расходу топлива на исследуемом участке автотрассы:
m (Pb)= Q(л) с(Pb)
m(Pb)= 33,8 л 0.25г/л=8,45г
Около 70% свинца, добавленного к бензину, попадает в окружающую среду с отработанными газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы, а 40% в качестве аэрозоля перемещается в соответствии с розой ветров и осаждается на удалении от места выброса. Рассчитали эти количества свинца.
m(Pb)о.с.=m(Pb) 0.7=8,45 х 0.7=5,915 г
m(Pb)почв.= m(Pb) 0,3=8,45 х 0,3=2,53 г
m(Pb)аэроз= m(Pb) 0,4= 8,45 х 0,4=3,38г
m(Pb)- масса свинца, содержащаяся в топливе в виде тетраэтилсвинца (Pb(C2H5)4 )
m(Pb)о.с.- масса свинца, поступившая в окружающую среду при выхлопе
m(Pb)почв - масса свинца, поступившая в почву непосредственно за срезом выхлопной трубы
m(Pb)аэроз - масса свинца, перемещаемая ветровыми потоками.














Диаграмма №4
Количественное распределение свинца из топлива в окружающую среду












Таблица №8




Таблица №9




Диаграмма № 5
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение №3
Определение коэффициента общности

Диаграмма №6






Приложение №4
Исследование снега на содержание твёрдых частиц






Проба №4 Проба №3 Проба №2 Проба №1









Приложение №5
Анализ на ионы свинца
















Приложение №6
Рост и развитие проростков в талой воде








Приложение №7

Сравнительная скорость роста проростков огурца
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415














13 PAGE \* MERGEFORMAT 144015





Проба №1 выпадение жёлтого осадка. Pb+2 >100 мг\л


Проба №2 помутнение раствора Pb+2>20 мг\л

Проба №3 опалесценция


Проба №4 изменений не произошло


Проба № 4

Проба № 2

Проба № 1

Проба № 3

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Рисунок 1Диаграмма 1Root Entry