Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии во внеурочное время
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Это продиктовано стремительными изменениями во всем обществе, которое требуют от человека новых качеств. Поэтому для решения поставленных перед общеобразовательной школой задач, учителю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы научить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях. Таким образом, школа должна всеми силами и средствами способствовать формированию у детей потребности в непрерывном образовании, самосовершенствовании, реализуемые в умении добывать знания, строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения.[3]
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.
Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения проблемы, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.
Таким образом, в современной школе важное место должна занимать научно-исследовательская деятельность учителя и ученика.
В Глазковском филиале МБОУ Кочетовская СОШ в течение последних 6 лет целенаправленно ведется работа по привлечению учащихся к исследовательской деятельности. Активную роль в этой работе играет научное общество учащихся, образованное в 2008 году. В состав НОУ входит несколько секций, одна из которых – секция биологии. В секции занимаются учащиеся 7 – 11 классов, которые сами стремятся научиться писать и представлять исследовательские работы. При этом учащиеся не только разного возраста, но и обладают разными стартовыми способностями.
Одним из важнейших направлений привлечения учащихся к исследовательской деятельности является проведение экскурсий в природу, составление отчетов об экскурсиях, написание рефератов о редких и исчезающих видах животных и растений встречающихся в нашей местности. Через исследование растительного и животного мира села Глазок достигается повышение интереса к природе Тамбовской области и России и включения в серьезную исследовательскую деятельность.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.
Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. «исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».[4]
По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». і Он говорит «о возможности и разумности исследовательской деятельности как формы межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания».[6]
Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности». Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов».[1]
Гурвич Е.М., кандидат геологических наук, в исследовательской деятельности учащихся видит «механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций». По ее мнению, очень важно, «чтобы в ходе изучения предмета, двигаясь от одной исследовательской задачи к другой, ребята продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но как универсальный метод исследования ситуаций в различных жизненных сферах».[2]
Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию». Она считает, что исследовательская деятельность учащихся не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия.То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно индивидуальное развитие.[5]
Существует несколько этапов исследовательской деятельности учащихся:
1. Диагностический этап
Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является "найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка.
2.
· Теоретический этап (этапы планирования)
Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.
Теоретический этап включает следующие направления деятельности:
Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. .
Определение проблемы и темы исследования
Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Формулировка цели и задач исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
- доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить , установить.
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств ля достижения цели. Задачи формулируют со слов: - выявить, определить, установить, изучить,
- провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
3.Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.
Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
4.Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно исследовательской работы.
Оформление исследовательской работы.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; даётся характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным; сообщается, в чем заключается практическую значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; во 2 главе описываются методы, которыми пользовался автор работы во время исследования; глава 3 описывает практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. При этом должна быть подчёркнута самостоятельность выводов, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов
Результаты участия в конкурсах
№ п/п
Тема
Учащийся
Год
Конференция
Уровень
Результат
1
Роль насекомоядных птиц в борьбе с вредителями садов
Петрова Ирина
2010
«Грани творчества»
муниципальный
3 место
региональный
3 место
Конкурс экологических проектов
межрегиональный
3 место
Иванова
Валерия
2013
«Человек и Природа»
муниципальный
2 место
региональный
участник
2
Видовой и количественный состав совообразных птиц на территории села Глазок и в его окрестностях
Бородина Елена
2012
«Грани творчества»
муниципальный
1 место
участник
«Путь в науку»
региональный
3 место
Перепечин Сергей
2014
Конкурс краеведческих и туристических проектов
региональный
3 место
Конкурс научно-исследовательских работ обучающихся имени Д.И. Менделеева
всероссийский
участник
3
Вредители белокочанной капусты, встречающиеся
в селе Глазок и способы борьбы с ними
Беляева Екатерина
2013
«Грани творчества»
муниципальный
участник
региональный
участник
2014
Конференция исследовательских и проектных работ учащихся «КИПР»
межрегиональный
участник
Список литературы
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 66-67
Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 68, 72
Журнал «Педагогический вестник Кубани», № 4, 1998 г., стр. 29
Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С.33-34
Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 98-99
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 49-50, 63
DђЗаголовок 415