«Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время и на уроке»


Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время и на уроках
Мирошник Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 7» г. Нижнекамск,РТВыпускник школы 21 века… Чего ждём мы от молодых людей, заканчивающих школу в век цифровых  технологий и стремительных изменений во всех областях? Какими хотят видеть вчерашних  учеников преподаватели вузов? Двумя словами создать этот портрет, безусловно, невозможно. Однако способность мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действия, тщательно обдумывать принимаемые решения, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах — навыки, определяемые как основные для успешной самореализации современного человека.
Без изменения отношения учителя к своей деятельности и перемен в системе образование  воспитать выпускника, готового к испытаниям требовательного общества, невозможно. Поэтому так широко  последнее десятилетие в образовательный процесс внедряются альтернативные формы работы с учениками. Этим обусловлено введение в процесс обучения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Что же предполагает исследование в школе? Исследование можно рассматривать как творческий процесс познания мира. Сегодня под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным им результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Исследовательская работа — средство формирования познавательной самостоятельности школьников, которое позволяет каждому подростку испытать, испробовать, выявить и сделать ведущими хотя бы некоторые из своих дарований. Следовательно, применение методов  исследования в школе позволит решить проблему воспитания самостоятельно мыслящей, инициативной личности.
Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.
В современной школе исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.
На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.
Я, как человек, откликающийся на всё новое в педагогике, заинтересовалась школьными исследованиями 6 лет назад. Личный опыт имелся, это был студенческий и уже учительский опыт. Логика подсказывала, что на учеников его переносить нельзя: недостаточен у детей запас навыков, мал кругозор. Да и то, что дети могут открыть нечто новое в научной сфере, вводило в замешательство. Поэтому, прежде чем появилась первая ученическая исследовательская работа, достойная представления на муниципальной конференции школьников, мне самой предстояло провести исследование, узнать как можно больше о технологии организации исследования, проводимого детьми. Во многом помог опыт организации проектной деятельности.  Но при этом пришло знание об исследовании (именно это и отличает его от проекта): исследование – это творчество, направленное на бескорыстный поиск истины. Приобретённые знания не призваны решать проблему, они могут  обнажить её. А вот уже проект, точно спланированный, с предполагаемым результатом или продуктом, поможет проблему решить.
После получения знаний предстояло сделать первые шаги вместе с учениками от формирования умения видеть и формулировать проблему к умению ставить цели, работать с различными источниками теоретических сведений, сопоставляя и анализируя полученные знания, к использованию различных форм диагностирования и умению обобщать, делая выводы. Это была, конечно, индивидуальная работа с теми, кому был интересен язык и происходящие в нём процессы..На протяжении последних пяти лет стараюсь организовывать исследовательскую деятельность  своих учеников. Можно выделить 3  направления этой работы:
Подготовка участников школьных и муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе.
Подготовка исследований для представления работ на школьной и  муниципальной учебно-исследовательских конференциях.
Организация учебных исследований на уроках.
Остановлюсь на формах работы, уже имеющей результаты. Первая исследовательская работа «Жаргонизмы в речи подростков МБОУ « СОШ №7» г.Нижнекамска требовала работы не только с лингвистическими научными исследованиями, но и  с точкой зрения окружающих: анкетирование содержало вопросы, определяющие отношение учеников, родителей и учителей к подростковым жаргонизмам, наблюдение давало богатейший материал для выводов. В результате ученица узнала об отношении лингвистов к этому языковому явлению, анкетирование выявило зависимость от жаргонизмов не только в среде подростков, но и среди взрослых. Выводы были неоднозначны, так как негативные процессы в современном русском языке, как оказалось, трудно остановить. Доклад получился интересным, но выявились две основные проблемы:
неумение составить доклад из полученных теоретических сведений и результатов наблюдений без помощи учителя,
неуверенность во время выступления пред большой аудиторией . Обучение построению доклада проходит на специальных занятиях, а опыт публичного выступления приобретается уже в школе.
Так работа с учениками по исследованию явлений языка и современных процессов в нём увлекла меня. Начинаю с того, что предлагаю ученикам в начале учебного года  темы исследований. Понимаю, что это не совсем верно, так как ребёнок должен сам идти к исследованию, исследовать то, что интересует. Однако интересная тема, правильно сформулированная, наводит ребёнка на мысль о том, что он действительно хочет в этом разобраться. Кроме того, в любой исследовательской работе предполагаю одним из основных методов наблюдение, что даёт возможность ученикам работать не только с теорией: анкетирование среди своих сверстников и представителей старшего поколения позволяет делать выводы, близкие умозаключениям учёных, а иногда и опровергающие их. Да и опыт наблюдения за привычной средой даёт возможность увидеть себя и своих знакомых несколько иначе, а это часто вызывает желание изменить себя и даже друзей. При подборе тем не только ориентируюсь  на исследования явлений современного русского языка, близкие подросткам-ученикам, но и считаю важным воспитательный эффект как для тех, кто будет работать, так и для слушателей на защите исследования.
Ребята увлечённо собирали материал  по темам «Лингвистический анализ названий города Нижнекамска», «Что в имени тебе моём?.. (История происхождения фамилий работников «СОШ№7»), «Язык вывесок Нижнекамска», «Язык электронного общения: плюсы и минусы», «Как слово наше отзовётся… (Речь подростков «СОШ №7» ,«Прозвище – второе имя или приговор?». Результат: Мухаметзянова Анастасия, 5 класс- призёр муниципальной конференции имени С.С.Молодцова, Назипова Аделя 8 класс диплом 3 степени «Школьники- науке 21 века». На мой взгляд, личный интерес ребёнка во многом определяет его уверенность в себе  во время выступления. «Я первым расскажу об этом всем, кто и не задумывался о проблемах, как когда-то и я сам, » — угадывается в их мыслях. В связи с этим вспоминаются слова Я.А.Каменского: «Обучая других, обучаешься сам». Это ещё раз доказывает эффективность методов исследовательской работы в образовании.
На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, ребята не встречают больших затруднений, так как все владеют навыками работы в сети Интернет. Электронные библиотеки предлагают монографии, словари и справочники. Моя же функция заключается в том, чтобы научить работать с научной информацией, выбирая главное. Учимся формулировать тезисы. Особая ситуация сложилась в ходе исследования ников: оказалось, что этот вид имён никем из учёных не исследован, следовательно, литературу подобрать не удалось. Помогли обсуждения на форумах, а также рекомендации «продвинутых пользователей».. Поэтому особенно интересно было наблюдение за виртуальными именами сверстников. Эта работа открыла много нового и для меня.
Обработка результатов наблюдения, построение таблиц по итогам анкетирования, диаграммы – этот процесс ученики выполняют с особым интересом. Это и понятно: наступает время умозаключений, иногда не совпадающих с нашими прогнозами, опровергающих официальное мнение.
Самое сложное для учеников, даже способных и самостоятельных, -  создание доклада. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у ребёнка формируется понимание того, что результаты его деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении. Для меня, учителя русского языка, сформировать этот навык очень важно.
Особо хочется сказать о том, что часто в результате работы ребята создают собственные словарики, оригинальные по форме отчёты. Так был создан «Словарь фамилий учеников и работников « СОШ №7», «Словарь жаргонизмов подростков», в котором были указаны и синонимические ряды, и пары антонимов, справочник «Прозвища в нашей школе».
Благодаря приобретённому опыту организации исследований с отдельными учениками, я стала давать задания исследовательского характера и на уроках. Безусловно, исследовательское мышление и без этих заданий стремилась развивать у ребят ежедневно через анализ текстов, решение лингвистических задач, проблемных ситуаций. Но хотелось вовлечь всех, приучая к оформлению результатов своих наблюдений.
Начинали работу по исследованию, как правило, в классе, получая теоретический материал из учебников и подготовленной мной литературы, а наблюдение, формулировка выводов и оформление результатов становилось домашним заданием. В некоторых случаях проводила промежуточные уроки-консультации перед уроком-защитой. Таких заданий, безусловно, немного, но в том, что они необходимы, я не сомневаюсь. Опыт, полученный учениками во время исследования и выступления, делает их не только более образованными, но и позволяет избавляться от боязни публичного выступления. И хотя исследовательские методы лишь использовались учениками в ходе создания продукта по моему заданию, они всё же были ведущими.
Шестиклассники, поделившись на группы, в течение недели собирали жаргонизмы после изучения этой темы в разделе «Лексика», подбирали синонимы из общеупотребительной лексики, оформляли словарики. На уроках литературы, работая со сказом Н.С.Лескова «Левша», анализировали особенности языка, результатом стали также небольшие словари с комментариями. С особым интересом ребята исследовали свои имена, их происхождение, толкование, производные от имени, делали выводы о частотности. Непросто, но результативно сложилась работа семиклассников по выявлению общих черт в русских народных сказках и былинах.
Большим плюсом в выполнении такой работы, считаю, является обсуждение достигнутых результатов, выполнялась ли эта работа каждым индивидуально или в группах.
Использование методов самостоятельного исследовательского поиска в образовании привлекало педагогов в разные времена. Это, несомненно, путь прогрессивного обучения. Это и путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но, как мне кажется, чем больше мы работаем над развитием своих учеников, тем больше совершенствуемся сами.