Технологическая карта урока И.А. Крылова. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне Волк и Ягненок

План-конспект урока,
учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Тема мероприятия: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».
Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Издательство «1 сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная работа, парная, коллективная
регулятивные: саморегуляция
Артикуляционная гимнастика.
Работа над скороговорками.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание
. Проблемный вопрос:
Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?
-Дайте лексическое значение слова «пруд»

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.
Виртуальная экскурсия.
Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока.


Анализ, сопоставление.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.








Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.





Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.
Что такое барельеф?

Целеполагание.
Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Выборочная проверка домашнего задания


















Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.


Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”








Беседа по статье.
-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?
-Какие события предшествовали этому?
- Как он получил образование?
-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)


Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»
2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.
(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.










2.Работа с литературоведческими понятиями.



«Карта жанра»
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.



-Вспомните и дайте определение басни.



Групповая работа. 

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.


Предполагаемый ответ:
Басня  это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

3.Мини-исследование в группе.



Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория?
Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк  злой человек, лиса  хитрый человек
-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?
Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?
На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Предполагаемый ответ:
Аллегория  иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Отвечают на вопрос учителя.


Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Физ.минутка «Бабочка»
Организует разминку.
Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа с текстом басни.








Проблемный, метод фронтальной организации учащихся






личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Беседа:
- Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок».
-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?
-Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.



1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..



Беседа о просмотренном.
-Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?
- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?
 Какое явление жизни аллегорически описывает басня? В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.



2.Словарная работа


Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта
Групповая работа.
В группе выпишите 10 непонятных слов.
Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.
Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение учащимися.



Чтение по ролям басни
Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования


-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова
Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?
Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?
Дают развёрнутый ответ на вопросы.


6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие басни?
-Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?
Дают развёрнутый ответ на вопросы.


Этап 5. Закрепление полученных знаний


Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.




Работа в группах и выступление перед аудиторией.
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.
Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Самостоятельный анализ басни.
1 Задание.
1 группа.
1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?
2.-Над какими пороками человека смеется автор
3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли
2 группа.
1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?
2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?
3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.
3 группа.
1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?
2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?
3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...
(Эта басня  горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).
Афиширование.
2 задание. Составление сравнительной таблицы
Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.
Афиширование.


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.




Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.
Афиширование результатов.



2.Самооценка
Самоанализ

Анализ работы учащихся.
Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»
2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают
задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»












15