Организация экологической деятельности подростка, как основы социализации его личности. (из опыта работы)

Пуртова Наталья Владимировна,
учитель биологии МБОУ СОШ
№ 17 с.Хушенга
Хилокского района Забайкальского края



Организация экологической деятельности подростка, как основы социализации его личности.
(из опыта работы)

Возможность сохранения и развития цивилизации в XXI веке напрямую связана с уровнем экологической культуры человечества определяемой экологическим образованием и воспитанием каждого человека. В реализации такой задачи важная роль принадлежит школе. В арсенале средств экологического образования и воспитания школьников много различных форм и методов. Поэтому в системе непрерывного экологического образования подростки являются важным этапом в формировании экологической культуры. Именно на этом этапе обучения закладывается основная база естественнонаучных знаний, формируется экологическое мировоззрение, ответственное отношение к социоприродному окружению.
12 января 2002 года вступил в силу Закон РФ « Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, касающийся экологического образования. Его основные статьи: «Основы формирования экологической культуры», « преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях», «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности» направлены на решение основной проблемы - формирование экологической культуры школьников. Изучению в курсе школьной программы биологии значительное место отводится основам экологии. В образовательном стандарте основного общего образования по биологии цели и задачи предмета направлены на изучение общих биологических закономерностей, свойственных живой природе (признаки живого, уровневая организация и эволюция), о процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере, об организме человека (строение, жизнедеятельность, связь со средой, сохранение здоровья). При этом необходимо проведение наблюдений за живыми объектами, биологических экспериментов, использование микроскопа для изучения, экскурсий, полевых практик и обучение учащихся проведению научных экспериментов.
Учащиеся должны овладеть умениями находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии и экологии, использовании лекарственных растений, съедобных грибов, плодов и семян, уход за собственным организмом. Знания учащихся должны пополняться в результате выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами. Учащиеся приобретают знания по защите окружающей среды, уходу за растениями и животными, сохранению собственного здоровья на основе использования биолого-экологических знаний в повседневной жизни.
Организуя работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся, пытаюсь решить основные противоречия между необходимостью формирования у учащихся экологической культуры и отсутствием у подростков необходимых для этого знаний, отсутствием литературы по предмету изучения конкретных вопросов. Для разрешения данного противоречия необходимо формулирование и решение следующих задач:
- вовлечение подростков в экологическое движение;
-популяризация экологических знаний учащихся через внедрение информационных технологий,
-укрепление моральной ответственности, бережного отношения к природе при выполнении различных видов трудовой деятельности;
- развитие наблюдательности, активности, самостоятельности в познании объектов и процессов живой природы.
Первичную систематизацию представлений о природе в сознании ребенка предполагает образование. Уже в этом возрасте ребенок должен понимать, что природа есть взаимосвязанная и чувственная к вмешательству человека ценность. Важно в этом возрасте на этапе экологического обучения сформировать нравственные запреты наносить ущерб природе и привить начальные принципы защиты окружающей среды. Система основных экологических понятий, интеграция знаний, получаемых на первых этапах обучения, формируются в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Одно из основных направлений в нашей школе построено на работе с подростками по экологическому воспитанию и образованию – это проведение элективного курса «Экология и моя маленькая родина». Сегодня резкое изменение природной среды под влиянием деятельности человека в окрестностях села Хушенга привела к потере эстетических, гигиенических качеств природы, ее загрязнению. Данный курс позволяет на конкретных примерах проследить влияние измененной природной среды на жизнь и деятельность человека, его здоровье. Целью курса является: углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам экологии, развитие интереса к биологии, способствование выбора путей дальнейшего образования. В ходе работы у школьников активизируются чувственные познания, которые выражаются в чувственной оценке происходящего, характеризующей его внешнюю сторону. Постепенно непосредственные чувственные впечатления преобразуются в интеллектуальные, этические, духовные, эстетические. В результате исследований, которые проводились учащимися, выявлялись связи и взаимообусловленность компонентов природных комплексов и здоровьем односельчан, давалась научная оценка наблюдаемым явлениям, предлагались рекомендации по охране природы, и водных источников. Возникающие при общении с природой переживания, связанные с ее красотой, способствуют формированию эстетического чувства, побуждают к действиям в ее защиту.
Экологическое образование и воспитание требует комплексного подхода, что включает в себя формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, воспитание гуманистического мироощущения личности, выработку волевого фактора в практических действиях. Экологическое образование должно быть основано не на страхе перед будущим, а на ответственности перед ним, на нашем добром отношении к природе, на высокой нравственной позиции. Поэтому в своей практической деятельности я использую разные формы и методы работы по экологическому образованию и воспитанию: проведение экологических вечеров, фотоконкурсы, выпуск стенгазет. Главная задача экологического образования должна быть направлена на то, чтобы довести до сознания подростков понимание того, что общественность создает объективную возможность гармонизации отношений человека и природы. Каждый гражданин должен быть проникнут тем взглядом на естественные основы собственного существования, что человек живет природой, берет у нее средства своего существования и сам является ее составной частью. Решив главную задачу экологического образования, можно говорить о модели экологии личности:
- уровень здоровья;
-демографическое поведение;
-профессиональные предпочтения;
-уровень образования;
- уровень культуры.
Это то, что мы должны развить, сформировать и воспитать у наших подростков.



15