Элективный курс в 9 классе, урок-деловая игра, Тема: «Построение личной профессиональной перспективы»



Методическая разработка урока
по Элективному курсу
«Профессиональное самоопределение»
для обучающихся с задержкой психического развития
9-а класса
урок-деловая игра
Тема:
«Построение личной профессиональной перспективы»
Составила: Ожиганова Е.Ф.
2015г.
Дата:21.10.15.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).
Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии.
Способствовать формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.
Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.
Развивающие:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь; плакат «План урока»; плакат и индивидуальные схемы «Условия оптимального выбора профессии»; индивидуальные таблицы «Рекомендации по составлению ЛПП;таблички составляющих профессионального плана «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть» для групповой работы;
плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
Методы обучения: беседа с учащимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: комбинированные.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 40 минут
II.Ход урока.Организационный момент (4 мин):
- приветствие;
- проверка явки учащихся и заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
План урока.
Личный профессиональный план.
Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).
2. Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 3 мин.).
Вопрос к учащимся: Сколько профессий существует в мире?
Ответ учащихся: В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.
Вопрос к учащимся: Почему существует такое многообразие профессий?
Ответ учащихся:В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.
Вопрос к учащимся: Кто такой профессионал?
Ответ учащихся:Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.
Вопрос к учащимся: Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
Ответ учащихся:Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.
Вопрос к учащимся:Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
Ответ учащихся:Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.
Вопрос к учащимся: Как влияет профессиональный труд на человека?
Ответ учащихся: в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.
3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
4. Изложение нового материала(15мин.).
4.1. Личный профессиональный план.
Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.
Что же такое профессиональный план?
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)

п/п Основные направления ЛПП
Содержание направлений
Представление перспектив и способов овладения будущей профессией
1. Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?
Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?
2. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.
3. Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).
4. Внешние сопротив- ления на пути достижения цели. Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.
5. Внутренние условия достижения цели. Свои возможности:состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.
6. Запасные варианты и пути их достижения. Напр: "Не пройду по конкурсу в техникум - попробую поступить на ту же специальность, соответственно, в ПТУ »
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска себя люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они предъявляют к человеку.
4.2.Типичные ошибки при выборе профессии.
Незнание мира профессий Незнание себя Незнание правил выбора профессий
Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.
Предубеждения в отношении престижности профессии. Необъективная оценка своих способностей
(завышение или занижение)
Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.
Выбор профессии за компанию.
Неумение определить пути получения профессии.
4.3.Условия оптимального выбора профессии.
В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:

Физ. Пауза (3 мин.)
Для предупреждения зрительного утомления - (Аветисов Э.С.)
   И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к поверхности стола - выдох. (5-6 раз).
   И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. (4 раза).
   И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. ( 4-5 раз).
  И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). (5-6 раз).
«Мозговая гимнастика»:
Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
 Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (3мин.).
Задание: выявить зону сочетания составляющих «Хочу» и «Есть».
5. Практическая работа (деловая игра – 10 мин.)
5.1. Групповая работа учащихся.
Группа 1 – «Хочу» (мотивы, интересы, склонности).
Бабских Марина– (Ч-П эколог); Беляева Дарья – (Ч-Т мастер) ; Ермолаева Юля- (Ч-Х/О парикмахер), Смирнов Александр-(Ч-Т фрезеровщик)
Группа 2 – «Могу» (способности, здоровье).
Богданова Ирина, Житников Вадим
Профессионально-важные качества мастера:
умственные способности; способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета
умение и способность проникать в душевный мир человека; развитая психологическая наблюдательность;
организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.коммуникативные,тактичность,педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность (творчество.)
Профессионально–важные качества профессии "Эколог":
инициативность,предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);
способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.
Профессионально важные качества художника:
инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление; творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память; зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.
Профессионально–важные качества профессии "Фрезеровщик":
дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно – суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.
Группа 3 – «Надо» (потребности рынка труда в кадрах).
Бондаренко Максим, Смирнов Александр, Телегин Кирилл
Группа 4 – «Есть» (устойчивые индивидуальные способности, дарования).
Зайлер Анна, Толстых Александр, Николаев Данил
Победы в предметных олимпиадах.
Победы в конкурсах изобразительного искусства.
Победы в конкурсах творческих проектов.
Победы в конкурсах исследовательских работ.
6. Подведение итогов урока (2 мин).
Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.
У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессиии я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зелёный жетон)-
(Беляева Дарья, Смирнов Александр, Бабских Марина).
У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (синий жетон).-
(Бондаренко Максим, Житников Вадим, Зайлер Анна, Николаев Данил, Телегин Кирилл).
У меня не очень ясное представлениеоб условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красный жетон)-
(Богданова Ирина, Толстых Александр).

Из 11 учащихся присутствующих на уроке: у 3-х человек-сформированы представления, у 5-х человек- требуется консультативная помощь и 2 человека- не определились в выборе профессии.
Вывод: основные цели урока достигнуты.