Педагогический проект по теме «Компетентностный подход в обучении английскому языку с инновационными технологиями»

Педагогический проект по теме «Компетентностный подход в обучении английскому языку с инновационными технологиями» 
Аннотация
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке. Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка.
Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на формирование компетенций у обучающихся. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.
Данный проект является практико-ориентированным. В своей работе я предлагаю компетентностно - ориентированные уроки.
Цель проекта: обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе изучения английского языка для развития способностей и реализации своих интересов в учении;
приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;
развивать навыки самоорганизации в процессе обучения иностранному языку;
воспитывать толерантность к иноязычной культуре.
Введение
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.
“На сегодня главной задачей является продолжение модернизации образования, об этом сообщил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в послании народу Казахстана.  Нужно повышать компьютерную грамотность, в том числе за счет различных программ, президент Казахстана призывает народ Казахстана активнее осваивать информационные технологии. На сегодня полностью завершена компьютеризация школ.  В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры:  1) Внедрить в процессы обучения современные методики и технологии. Сегодня на основе международных стандартов успешно работает Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы, развивается сеть передовых учреждений профессионально-технического образования, надо распространять их опыт на всю систему систему Казахстанского образования, подтягивать их уровень.  ”.*
----------------
Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний;
опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.
Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка
Наиболее полно компетентностный подход сегодня разработан в школе А.В.Хуторского, доктора педагогических наук, который предложил следующую классификацию компетенций:
ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования (метапредметному, то есть надпредметному – общему для всех предметов);
общепредметные компетенции - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции;
частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций.
Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.
Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Общекультурные компетенции
Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.
Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Более того, актуальность данного направления позволила мне обучиться на дистанционных курсах повышения квалификации по теме “Стратегии речевого поведения в англоязычной среде”. Результатом обучения стала зачётная работа: “План курса “Let Us Try To Be Polite!” [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Внеклассная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-познавательные компетенции
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Реализация данной компетенции перекликается с технологиями развивающего обучения. Для успешной организации процесса развития – самореализации ребёнка, а значит, его потребностей – способностей: сенсорных, интеллектуальных, духовных – большие возможности даёт технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ). Автором данной технологии является К.Я. Вазина, профессор, зав. кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования 13 LINK
· "http://festival.1september.ru/articles/648098/pril6.doc" 14(приложение 6).15
Информационные компетенции
При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.
Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор систематически использует ИКТ на уроках английского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.
Метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, т.е. для развития коммуникативной компетентности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. При обучении говорению автор использует эвристический метод эмпатии (“вживания в образ”)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор также использует следующие приёмы: кластер - “Виноградная гроздь”, словесная паутинка (ассоциации), синквейн, метод “Знаем - хотим узнать – узнали” [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Дети учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 7 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. Создавая тот или иной урок, важно продумывать такие ситуации, которые давали бы возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Возможность развития данной компетенции имеется при работе над любой темой.
Вывод: обучая английскому языку, используя современные инновационные технологии, автор создаёт максимум возможностей для формирования ключевых компетенций у обучающихся. Арсеналом таких возможностей обладает каждый урок английского языка.
Заключение
Опыт работы показывает, что использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций, которые определены как социальный запрос и являются необходимым условием модернизации российского образования.
Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенции. Однако развивающие технологии дают больше возможностей для формирования определённых компетенций у обучающихся.
Эффективность педагогического опыта по теме “Реализация компетентностного подхода к обучению английского языка средствами инновационных технологий” отражена в результатах деятельности педагога. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.
Использование описанных в работе технологий послужило повышению мотивации к изучению английского языка, что, в свою очередь, отразилось на результатах работы педагога [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
Английский язык: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е.И. Колусева, Л.И. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.
Биболетова М.З. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English ” для учащихся 2 – 9 классов общеобразовательного учреждения / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2006.
Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М. гос. ун-т печати, 2002.
Вазина К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека (четвёртое издание). Изд-во: Нижний Новгород. ВГИПУ, 2009.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. – М.: Центр “Эйдос”.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
Палаева Л.И. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 // Учительская газете 2002. - № 31.
Кузовлев В.П. Книга для учителя к учебнику “Английский язык для 10-11 классов общеобразовательных учреждений”. – М.: Просвещение, 2003.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 115