План конспект урока Язык програмирования Паскаль
Тема урока :Язык программирования Паскаль.
цели урока:
усвоить понятие программы, структуры программы на языке Pascal, алфавит языка Pascal, набрать простую программу на языке программирования Pascal АВС.
развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование:
экран
компьютер
проектор
компьютерная презентация
раздаточный материал
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Актуализация и проверка знаний (4 мин)
Изучение нового материала: Теоретическая часть (25 мин) Практическая часть (10 мин)
Итоги урока ( 3 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока.
Актуализация и проверка знаний.
На прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма и основами алгоритмизации. Давайте вспомним, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается, базовые алгоритмические структуры, что такое программа? Что такое алгоритм?
Какие типы алгоритмов вы знаете? Телом цикла?
Какой алгоритм называется линейным? Циклом со счетчиком?
Какой алгоритм называется ветвлением? Циклом с условием ?Какой алгоритм называется циклом?
Теоретическая часть.
На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Basic, созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Далее изложение нового материала ведётся с помощью презентации <Приложение1>.
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.
Но думать, что Паскаль - язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.): “Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач”. [2]
С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Язык - система знаков. Язык ЭВМ (машинный язык) - двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.
Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция.
Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.
Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.
Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.
Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
В состав интегрированной среды входят:
Текстовый редактор
Компилятор
Отладчик
Справочная система
Среда выполнения программы
Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов.
Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:
все латинские прописные и строчные буквы
арабские цифры (0 – 9)
символы + - * / = < > , . ; : ’ _ ( ) { } и др.
служебные (зарезервированные) слова
Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).
Служебные слова делятся на три группы:
операторы (READ, WRITELN и др.)
имена функций (SIN, COS и др.)
ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)
Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:
Заголовок программы
Раздел описаний
Тело программы
PROGRAM имя;Const; - раздел констант;Var; - раздел переменных;BEGINоператор 1;оператор 2;…..оператор n-1;оператор n;ReadlnEND.
Комментарий:
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.
В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания).
Далее идёт раздел описаний. Например - раздел описаний констант начинается со служебного (ключевого) слова Const; переменных - со служебного (ключевого) слова Var.
После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. За ними оператор Readln будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения программы. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода.
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.
Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.
Имеет вид:
READ(а,b,...)
READLN(а,b,..,), где а,b,... - имена вводимых переменных
READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Для вывода информации на экран используется оператор WRITE.
Имеет вид:
WRITE(а,b,...)
WRITELN(а,b,..), где а,b,... - список выводимых констант, переменных, выражений.
Знакомство с средой программирования Pascal <Рисунок1>.
Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение двух целых чисел:
Program p1; Var a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}Begin WriteLn('Введите два целых числа через пробел'); ReadLn(a,b); с:=a*b; WriteLn('Их произведение равно ', с); ReadLn End.
Комментарий:
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;. Имя нашей программы p1.
Из разделов описаний в нашей программе имеется лишь один - раздел описаний переменных. Он начинается со служебного (ключевого) слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных (идентификаторы) одного типа, после каждого списка ставится двоеточие и указывается тип переменных списка. В нашем примере описаны три переменные а, b, c, которые имеют целый тип (Integer), то есть значениями переменных этого типа являются целые числа. Понятие переменной - центральное в любом языке программирования. Переменная (величина, которая может изменяться в процессе работы программы) характеризуется именем, типом и значением. Подробнее об этом мы поговорим на следующих уроках.
После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. Первый оператор нашей программы это WriteLn(‘Введите два целых числа через пробел’); - вывести на экран текст, заключенный между апострофами. Символы “Ln” после Write означает, что курсор автоматически переходит на следующую строку после вывода. Следующий оператор ReadLn(a,b) - читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел. Переменной а присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. В операторе ReadLn символы “Ln” имеют тот же смысл, что и в операторе Writeln. После этих двух операторов стоит оператор присваивания: с:=а*b. Значение выражения из правой части оператора присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значения выражения обычно должен совпадать с типом переменной. При выполнении оператора переменная с получит значение, равное произведению числа а на число b. Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменную с мы описали как тип Integer (значениями которого могут быть лишь целые числа).
Следующий оператор - это снова оператор WriteLn ('Их произведение равно', с) - он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за текстом - значение переменной с. Затем следующий оператор ReadLn будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.
После того как текст программы набран, его следует перевести в машинный код. Для этого программу отправляют на компиляцию, выбрав из главного меню - меню и в вертикальном меню пункт ( F9).
Сначала компилятор проверяет, не содержит ли программа синтаксических ошибок.
Обнаружив ошибку, останавливает свою работу, устанавливает курсор в то место программы, где найдена ошибка и выводит сообщение жёлтым цветом на красном фоне.
Успешная компиляция приводит к появлению сообщения о количестве строк программы и объёме доступной оперативной памяти.
Для того чтобы запустить программу, из главного меню выбираем меню Run и в вертикальном меню выбираем пункт Run ( F9). После этого появляется окно, в котором осуществляется диалог с программой. На экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор находится в следующей строке. Вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:
Их произведение равно...
Вместо точек будет выведено значение переменной с, т.е. число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша <Enter>.
- в главном меню и выбрать меню файл; - в вертикальном меню выбрать пункт сохранить как...(для первого сохранения не имеет значения); - в появившемся окне набрать имя файла и нажать клавишу <Enter>.
Например, pr_1.pas. Файл с именем pr_1. pas сохраняется в корневом каталоге диска D; pas - расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.
Для того чтобы закончить работу, необходимо:
- в главном меню выбрать меню файл ; - в вертикальном меню выбрать пункт выход
Практическая часть.
Запустите среду программирования Pascal АВС и изучите ее работу.
Раздать задание по работе с файлом P1.pas. <Приложение3>.
В языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы. Выполняя задание, вы познакомитесь с различными видами ошибок, которые можете в дальнейшем допустить при самостоятельном написании программ. Вы должны знать, что означает та или иная ошибка, чтобы её исправить. Номера ошибок и комментарий о причине возникновения ошибки запишите в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание.
Итог урока.
Ответы на вопросы учащихся.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы познакомились с тем, что такое программа, зачем нужен транслятор, что такое оператор. Познакомились со структурой программы. Написали свою первую небольшую программу.
Домашнее задание.
Знать, что такое программа, транслятор, структура программы, правила работы в среде Pascal АВС. Составить программу для вычисления площади прямоугольника, значения длины и ширины прямоугольника вводятся с клавиатуры.