Открытое занятие : Действие на заданную тему»


Тема занятия: Действие на заданную тему.
Цель занятия: Движение – элемент действия. Научить воспитанников студии выполнять действия на заданную тему. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние действия.
Задачи:
Образовательные:
Развивать навыки действий на заданную тему
Обобщить и систематизировать представление понятия “действие”.
Воспитательные:
Развивать способность наблюдать
Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
Воспитать доброжелательность, контактность, чуткость в отношениях со сверстниками
Коррекционно – развивающие:
Развивать связанную речь, словесно – логическое мышление, фантазию и воображение
Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)
Развивать моторику речевого аппарата
Здоровье сберегающие:
Организовать удобное рабочее место
Создать благоприятный психологический климат в коллективе
Оборудование и материалы:
Карманное зеркальце
Фото предметов
Ноутбук
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
Что такое театр
Какие виды театра существуют
Нормы поведения на сцене, в зрительном зале и за кулисами
Дети должны уметь:
Направлять свою фантазию по заданному руслу.
Образно мыслить.
Ощущать себя в сценическом пространстве.
Дети приобретают навыки:
Общения с партнером (одноклассниками).
Образного восприятия окружающего мира.
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
Коллективного творчества.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Ход занятия
Этапы и виды работы Деятельность педагога Деятельность учеников Какие задачи решались в ходе выполнения задания
Организационный момент Готовность учеников к уроку: построение в кабинете у парт, внимательно слушая педагога.
Упражнение «Хлопок». Ученики должны все вместе дать ответ «хлопком». Самое главное условие – все вместе. Задача педагога с самых первых минут – собрать внимание ученика для последующей плодотворной работы.
2 Гимнастика речевого аппарата и самомассаж - Ребята, перед началом наших занятий разогреем наш речевой аппарат при помощи актерского тренинга:
Легко поглаживать ладонями 8-10 раз от середины лба к ушам и под глазами до переносицы.
От спинки носа к ушам
От кончика носа до переносицы
Натянуть верхнюю (затем нижнюю) губу на зубы, поглаживать кончиками пальцев к углам рта
Легко поглаживать в направлении от подбородка к ушам тыльной стороной ладони и обратно внутренней стороной ладони.
Легко поглаживать ладонями по передней поверхности шеи по направлению сверху вниз
Верхняя губа натягивается на зубы, затем растягивается в стороны и соскальзывает вверх
Нижняя губа натягивается на зубы, затем оттягивается вниз
Кончик языка поднимается к корням верхних зубов, затем в исходное положение
Язык высовывается наружу лопатообразно, т.е. своими боковыми краями касается углов рта. Затем возвращается в исходное положение.
Язык в форме жала, он округляется и его тело вытягивается вперед. Затем в исходное положение.
Язык поочередно высовываем то «лопаточкой» то «жалом»
Языком дотянуться до кончика носа, затем до подбородка
Круговые движения языком по передней поверхности зубов
(все упражнения выполняются с зеркалами) Ребята выполняют упражнения Разогрев речевого аппарата перед непосредственной работой, тренировка активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка.
3 Актерский тренинг - Ребята, а теперь, после того как мы с вами разогрели наш речевой аппарат, давайте поработаем над нашим правильным произношением, посредством произнесения скороговорок:
Все бобры добры для своих бобрят.
Свиристель свиристит свирелью.
Перепёлка перепеленала перепелёнка.
Три дроворуба рубят дрова
У ежа ежата, у ужа ужата.
У попа папа кок,
У кока папа поп
7 Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.
Ребята поочередно выполняют задание, произнося скороговорки в трех режимах (медленно, чуть ускорено и максимально быстро) Отработка артикуляционного уклада гласных и согласных на материале звукосочетаний слов, скороговорок и в живом потоке речи
4 Введение в новую тему - Сегодня тема нашего занятия «Действие на заданную тему»
- Ребята, а кто мне ответит: «Что такое действие?»
Дети отвечают на вопрос педагога. Пробудить интерес к сценическому искусству, к коллективному творчеству
5 Раскрытие темы - Действие в театре – это средство выражения в актёрском искусстве (подобно тому, как звук — средство выражения в музыке, цвет — в живописи, слово — в художественной литературе и т.д.). Сценический образ воплощается в действиях, совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценического искусства актёра определяется природой действия как средства воплощения художественного образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через действие. Каждое действие обусловлено его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. В действии выявляется внутренний мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т.д.). В искусстве драматического актёра большое место занимают так называемые словесные действия, с помощью которых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматургии под действием понимается развитие событий. Действием называется также законченная часть пьесы, спектакля.
На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской- мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами изучение новой темы с простого задания: передачи «маски» или «мимики» по кругу. Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились? Дети внимательно слушают педагога
Дать понятие о действии, как о неотъемлемой части в жизни человека
6 Практическая работа Дети садятся в круг. Каждому из них педагог предлагает карточку с изображением какой либо «маски» (грусть, радость, злоба, зубная боль…), обучающийся не показывает ее другим детям. Затем каждый ребенок по очереди передает своему соседу слева эту «маску»
( педагог объясняет детям, что при передаче «маски» их жесты и мимика должны соответствовать тому, что они передают). Тот, кому передали предмет, должен тут же его получить (при помощи мимики) и передать соседу слева, и так далее.
- Отлично. Молодцы!
Теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну «Масок». Вы будете идти по дорогам этой страны, а я буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например:
-Грусть через руки
-гордость через спину.
-Радость через лицо.
-Страх через руки.
-Радость через руки.
-Страх через ноги.
-Радость через ноги.
-Удивление через руки.
-Удивление через лицо.
-Задумчивость через лицо.
-Ирония через лицо.
-Задумчивость через руки,
спину.
-Агрессия через руки, лицо
Спасибо. Молодцы.
Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты и мимику. А теперь посмотрите вперед. Что мы видим? Нет. Это не стулья.
Это – различные сказочные вещи, предметы. И я прошу чтобы вы подошли к этим волшебным предметам. Вперед.
Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо.
-Это пенек и мы сильно устали.
-Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.
Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно- цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное, в отличии от человека, может выполнять движения, но оно не может действовать.
А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.
1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент- подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета. (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)
Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)
2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?
3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.
С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.
Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; -
-чтобы слушать, что делается во дворе,
-чтобы наблюдать, что делает
котенок;
-чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре,
-чтобы вспомнить таблицу умножения.
Итак, действия бывают какие? (Ответы детей.) Правильно внутренние и внешние.
А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы детей.)
Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.
Дети активно участвуют в практической работе
Дети активно участвуют в практической работе
(ответ детей)
Дети располагаются на сцене так, чтобы каждого было видно.
Дети активно участвуют в практической работе
( дети отвечают )Дети активно участвуют в практической работе
Дети активно участвуют в практической работе
Дети активно участвуют в практической работе
Дети активно участвуют в практической работе
(ответ детей) Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают всё большую уверенность в том, какую же «маску» (настроение) они передают, о чем идет речь, что благодаря этому настроению ( «маске» ) можно сделать. Кроме того, эти упражнения хорошо тренируют образную и тактильную память, мышление, фантазию.
Посредством выполнения задания дети находят отличие между действием и движением
7 Подведение итогов - Ребята, заканчивается наше занятие, вы сегодня славно потрудились и в результате достигли цели - изучили новую тему «Действие на заданную тему» и отметили, что действие – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Действие является частью двигательной силы творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Дети слушают и оценивают свою работу Самоанализ проведенного занятия. Стремление к дальнейшему занятию сценическим и театральным искусством
8 Окончание занятия - Ребята, а сейчас давайте дружно приведем наш класс в порядок: расставим стулья на место, сложим весь наглядный материал.
Спасибо! Молодцы!
Теперь мы с вами попрощаемся до следующего занятия. До свидания. Дети расставляют стулья, прощаются с педагогом и покидают класс Аккуратность, трудолюбие, вежливость