Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах»
Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах».
Составитель – учитель русского языка и литературы Селезнева А.А.
Пояснительная записка
Воспитать всесторонне развитую личность, умеющую обращаться со словом, словосочетанием, предложением и в конечном счете текстом основная задача учителя–словесника. Комплексная работа с текстом одно из инновационных направлений, разрабатываемых в лингвистике и в системе образования, позволяет соединять деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию.
Систематическое и комплексное изучение родного языка на современном этапе должно включать и работу с текстом, что обусловлено необходимостью повысить уровень языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью понимается знание системы языка, его единиц (фонемы, графемы, морфемы, словосочетания, предложения), правил их построения. Исходя из этого, целью данной программы считаем:
развитие и совершенствование грамотного письма через повторение, обобщение и систематизацию орфографических и пунктуационных правил;
углубление знаний о лингвистике как о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, класифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций: разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Программа курса рассчитана на 68 ч.: 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Офография» в 10 классе и 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Пунктуация» в 11 классе.
В программе представлены все правила русского языка по орфографии и пунктуации. «Родственные» правила объединены в блоки. Именно так советует изучать русский язык Д.Э.Розенталь. К каждому орфографическому и пунктуационному блоку правил предлагается свой алгоритм применения этих правил на практике при написании различных слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Для закрепления знаний к каждому блоку правил даются разнообразные практические задания:
Упражнения;
Тесты (с подсказками и без подсказок);
Диктанты;
Тесты в форме ЕГЭ;
Творческие задания, эссе;
Самостоятельные работы;
Контрольные работы.
После каждого блока правил даются упражнения и задания для контроля и самоконтроля знаний. После разделов «Орфография» и «Пунктуация» даются комплексные задания по всем алгоритмам. Эти задания можно предлагать учащимся как в конце года для проверки усвоенного, так и в начале года для выявления слабых мест в изучении орфографии и пунктуации.
Все практические задания имеют вариативный характер, которые позволяют применять их, учитывая уровень подготовки учащихся.
Целью творческих заданий является не только закрепление орфографических или пунктуационных правил с помощью алгоритма, но и развитие речи ученика. Неотъемлемой частью практикумов являются задания творческого характера, задания по развитию речи, предупреждающие грамматические и речевые ошибки.
Для закрепления теоретического и практического материала учащимся предлагается домашнее задание по тестам Ткаченко Н.Г.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
Должны знать:
Смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи; орфограмма, орфографическое правило, пунктограмма, пунктуационное правило;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Должны уметь:
Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Должны владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.
При составлении программы технологии использовалась следующая литература:
1) Владимирова А.В. Русский язык: Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты М.: Эксмо, 2007.
2) Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. М.: Айрис-пресс, 2005.
3) Новиченок И.К. Русский язык: Грамматика в таблицах и схемах. СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.
4) Лингвистические справочники и словари.
Рабочая программа для 10 класса
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов по теме
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
1-2
Правописание гласных в корне слова
Алгоритм «Правописание гласных в корне слова»
2 ч.
Гласная проверяемая и не проверяемая ударением, корни с чередованием
Уметь дифференцировать гласные в корне слова, отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений
3.
Гласные после шипящих
Алгоритмы: «Буквы И, У, А после шипящих», «И, Ы после свистящего Ц», «О, Е, Ё после шипящих и Ц»
1 ч.
Условия написания А, И, У после шипящих; И,Ы после Ц; О,Е,Ё после шипящих
Уметь дифференцировать условия написания гласных после шипящих и Ц. Отработать навыки работы с алгоритмом
4.
Согласные в корне слова
Алгоритм «Согласные в корне слова»
1 ч.
Систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова
Различать проверяемые и непроверяемые согласные
5.
Мягкий знак после шипящих
Алгоритм «Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова»
1 ч.
Правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем – корня и суффикса – в середине слова, а также в конце имен сущ-х, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий
Уметь четко определять часть речи, условия выбора орфограмм
6.
Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки
Алгоритм «Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки»
1 ч.
Правила правописания в середине и в конце слов
Понимать функции букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков
7-8
Правописание приставок
Алгоритм «Правописание приставок»
2 ч.
Знать условия написания приставок на З, С; ПРЕ-, ПРИ.
Уметь применять алгоритм написания
9-12
Правописание суффиксов разных частей речи
Алгоритм № 1 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных причастий прошедшего времени, деепричастий совершенного времени»
Алгоритм № 2 «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени»
Алгоритм № 3 «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени»
Алгоритм № 4 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных и страдательных причастий и деепричастий совершенного времени»
4 ч.
Написание гласной суффикса, зависящей от формы инфинитива (глаголы, причастия)
Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
13-15
Н –НН в разных частях речи
Алгоритм № 1 «Н-НН в отыменных прилагательных»
Алгоритм № 2 «Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях»
Алгоритм № 3 «Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях и наречиях»
3 ч.
Правила правописания Н-НН для отыменных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий
Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
16-17
Правописание окончаний глаголов
Алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глагола»
2 ч.
Правописание личных окончаний глаголов; спряжение глагола
Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
18-19
Правописание частиц НЕ-НИ
Алгоритм «Правописание частиц НЕ-НИ»
2 ч.
Различать частицы НЕ и НИ, правописание местоимений
Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
20-22
НЕ слитно-раздельно
Алгоритм № 1 «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О-Е»
Алгоритм № 2 «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями»
Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями и наречиями»
3 ч.
Слитное и раздельное написание частицы НЕ в разных частях речи
Уметь различать части речи, условия выбора орфограммы, четко следовать шагам алгоритма
23-25
Дефисное написание слов
Алгоритм № 1 «Дефисное и слитное написание имен существительных, прилагательных»
Алгоритм № 2 «Дефисное и слитное написание имен числительных и местоимений»
Алгоритм № 3 «Дефисное, слитное и раздельное написание наречий и служебных частей речи
3 ч.
Части речи, условия дефисного написания в разных частях речи
Уметь различать дефисное и слитное написание сложных слов
26-29
Правописание наречий
Алгоритм № 1 «Суффиксы наречий, мягкий знак в конце наречий на шипящую»
Алгоритм № 2 «Правописание отрицательных и неопределенных наречий. Дефис в наречиях»
Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание наречий»
Алгоритм № 4 «Н-НН в наречиях, НЕ с наречиями, О-Е в суффиксах наречий»
4 ч.
Правописание слитное, раздельное, дефисное наречий. Н-НН в наречиях, суффиксы наречий
Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
30-31
Правописание служебных частей речи
Алгоритм № 1 «Правописание предлогов»
Алгоритм № 2 «Правописание союзов»
2 ч.
Дефисное, слитное и раздельное написание предлогов
Уметь различать производные предлоги, различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике
32-34
Комплексные задания по всем алгоритмам
3 ч.
Повторение различных орфограмм
Уметь применять различные алгоритмы на практике
Рабочая программа для 11 класса
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов по теме
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы отчетности
Дата
1.
Тире между подлежащим и сказуемым
Алгоритм «Тире между подлежащим и сказуемым»
1 ч.
Тире между подлежащим и сказуемым: условия постановки и отсутствия
Уметь применять алгоритм на практике
Тест
2-4
Знаки препинания при однородных членах предложения
Алгоритм № 1 «Однородные и неоднородные определения»
Алгоритм № 2 «Запятая при однородных членах предложения»
Алгоритм № 3 «Двоеточие и тире при однородных членах с обобщающими словами»
3 ч.
Различать условия выделения однородных членов предложения, однородные и неоднородные определения
Применение правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия, тире при однородных членах предложения
Написать эссе на экологическую тему
5-12
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения
Алгоритм № 1 «Знаки препинания при обособленных определениях»
Алгоритм № 2 «Обособление приложений»
Алгоритм № 3 «Запятая при обособленных приложениях»
Алгоритм № 4 «Тире при обособленных приложениях»
Алгоритм № 5 «Обособление приложений с союзом как»
Алгоритм № 6 «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах»
Алгоритм № 7 «Обособление дополнений»
Алгоритм № 8 «Обособление уточняющих членов предложения»
8 ч.
Условия обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений
Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи
Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи
лабораторная работа
13-14
Запятая перед союзом как
Алгоритм «Запятая перед союзом как»
2 ч.
Случаи постановки запятой перед как и ее отсутствия.
Дифференцировать условия выбора пунктограммы, уметь применять в соответствии с алгоритмом
Творческое задание. Моделирование предложений
15
Знаки препинания при обращении
Алгоритм «Знаки препинания при обращении»
1 ч.
Условия постановки знаков препинания при обращении
Уметь узнавать обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания
Проверочный диктант
16
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
Алгоритм «Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях»
1 ч.
Условия постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях
Уметь узнавать вводные и вставные конструкции в предложении и правильно расставлять знаки препинания
Проверочный диктант
17
Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах
Алгоритм «Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах»
1 ч.
Условия постановки знаков препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах
Уметь узнавать данные слова в предложении и правильно расставлять знаки препинания
Творческое задание. Эссе
18
Знаки препинания в ССП
Алгоритм «Знаки препинания в ССП»
1 ч.
ССП, БСП, простое предложение, условия постановки знаков препинания
Уметь отличать ССП от СПП и БСП; отличать ССП от простого предложения с однородными членами; понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой
Лабораторная работа
19-21
Знаки препинания в СПП
Алгоритм № 1 «Как отличать ССП от СПП, разделять главное и придаточное»
Алгоритм № 2 «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»
Алгоритм № 3 «Точка с запятой, тире и двоеточие, запятая и тире в СПП»
3 ч.
Структура СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Виды подчинения
Знать и умет
·ь определять структуру СПП, виды подчинения и уметь расставлять знаки препинания Выработать пунктуационное чутье
Контрольный тест
22-27
Знаки препинания в БСП
Алгоритм № 1 «Как отличать БСП от СПП и ССП»
Алгоритм № 2 «Запятая в БСП»
Алгоритм № 3 «Точка с запятой в БСП»
Алгоритм № 4 «Двоеточие в БСП»
Алгоритм № 5 «Тире в БСП»
Алгоритм № 6 «Знаки препинания в БСП»
6 ч.
Синонимика БСП с СПП и СПП. Условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в БСП
Уметь правильно подставлять союзы между простыми предложениями, выстраивая синонимические конструкции. Уметь применять алгоритм на практике.
Лабораторная работа
28-29
Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи
Алгоритм «Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи»
2 ч.
Типы связи в сложном предложении, постановка знаков препинания
Уметь четко дифференцировать типы связи в сложном предложении.
30-33
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах
Алгоритм № 1 «Основные способы передачи чужой речи»
Алгоритм № 2 «Прямая речь и знаки препинания»
Алгоритм № 3 «Диалог и пунктуация»
Алгоритм № 4 «Цитата и знаки препинания»
4 ч.
Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование, условия постановки знаков препинания
Уметь применять алгоритм постановки знаков препинания на практике
Контрольный диктант
34
Комплексные задания по всем алгоритмам
1 ч.
Постановка запятой в простом и сложном предложении; постановка точки с запятой в сложном предложении; постановка двоеточия в простом и сложном предложении, постановка тире в простом и сложном предложении.
Закрепить навыки практической грамотности учеников
Практические задания, упражнения, тесты
Содержание программы
Раздел 1 «Орфография»
Правописание гласных в корне слова
Для успешного применения этого правила предлагается алгоритм, цель которого: 1) выработать у ученика умение дифференцировать гласные в корне слова как проверяемые, непроверяемые и чередующиеся; 2) отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений.
Проверяем усвоение материала с помощью заданий для самостоятельной и контрольной работы: тесты разной трудности, карточки для индивидуального опроса, творческое эссе.
Гласные после шипящих
Прорабатываем правила и составляем алгоритм: сначала по правописанию а, и, у после шипящих; затем и, ы после ц, потом о, ё, е после шипящих. Предлагаются практические задания – тесты с подсказкой и без подсказки, помогающие определить морфему с орфограммой и применить правило с помощью алгоритма. Задание творческого характера – конструирование текста на предложенную тему с использованием данных слов.
Согласные в корне слова
Данный блок правил помогает вспомнить и систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова. Главное – научить различать проверяемые и непроверяемые согласные и с помощью тренинга отработать способы проверки без словаря и со словарем.
Творческое задание помогает предупреждению речевых ошибок в письменной и устной речи учащихся.
Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова
В данный блок вошли правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем – корня и суффикса- в середине слова, а также в конце имен существительных, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий.
Таблица теоретических правил, алгоритм, тренинг, последующие практические упражнения позволят ученику закрепить навык употребления данного правила.
Буквы Ъ и Ь как разделительные знаки
Прорабатываем упражнения на разграничения функций букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков. Закрепив правила правописания Ь в середине и в конце слова, учащиеся сосредоточат свое внимание на различии правописания разделительных твердого и мягкого знаков в русских и иноязычных словах.
Правописание приставок
В данные блок вошли правила правописания приставок, не изменяющихся на письме, приставок на З-С, правописание И-Ы после приставок, правописание ПРИ-ПРЕ. Основное внимание уделяется разграничению одинаково звучащих и по-разному пишущихся приставок. Предусмотрены творческое эссе, тренировочные упражнения различной степени сложности.
Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, причастий, деепричастий совершенного вида
Данный блок правил разбит на отдельные алгоритмы по следующим признакам:
написание гласной суффикса зависит от формы инфинитива;
написание гласной буквы перед Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от того, какая буква стоит перед ТЬ в инфинитиве;
написание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
После этого составляется общий алгоритм, в котором сосредоточены все правила. Эссе и тренинг помогают выстроить логическую цепочку применения этих правил, а практические упражнения – закрепить навык их применения.
Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях
Предлагается блок правил правописания н-нн, а затем составляются алгоритмы: для отыменных прилагательных, потом – для отглагольных прилагательных и причастий и только потом соединяется все в один алгоритм.
Предлагается следующая система закрепления:
тренинг как многократное повторение;
эссе как осмысленное рассуждение подготовит к дифференцированному написанию слов;
тренировочные упражнения способствуют закреплению теоретического материала и умению применять правила на практике;
самостоятельная работа содержит задания для различения кратких прилагательных и кратких причастий с одинаковым произношением, но разным правописанием.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Разграничиваются ударные и безударные окончания. После этого выстраивается четкая цепочка размышлений по определению спряжения глагола, не забывая об исключениях. Практические упражнения закрепляют ход этих рассуждений и подводят учащихся к еще более осмысленному правописанию гласных в личных безударных окончаниях глагола. Практикум с большим количеством слов помогает выработать умение применять полученные теоретические сведения на практике.
Правописание частиц НЕ-НИ
Правила данного блока разбиваются по смысловым шагам в той последовательности, в которой ученик будет его применять, различая частицы НЕ и НИ.
Затем предлагается алгоритм, основанный на блоке правил. Отдельно обращается внимание на правописание местоимений никто иной и не кто иной, как и подобных им. Эссе поможет в формировании главного умения – различать НЕ и НИ, а практикум закрепит это умение и дифференцирует написание частиц и приставок.
НЕ слитно - раздельно
Отрабатывается умение раздельного и слитного написания НЕ с разными частями речи на основе составленного общего алгоритма. Далее используется тренинг и эссе на правописание НЕ в случаях с различными частями речи.
Дефисное написание слов
Повторяются и прорабатываются правила дефисного написания слов по частям речи. Здесь необходимо твердое знание правописания орфограммы – дефиса в каждой части речи. Роль алгоритма – помочь ученику различить дефисное и слитное написание сложных слов. Для проработки правил используются практикум, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа.
Правописание наречий
Разрабатываются отдельные алгоритмы правописания наречий, и они предлагаются от самых простых до самых сложных. Вместе с алгоритмами даются практические упражнения от наиболее легких к сложным. Предлагаются различные практикумы, творческие задания, эссе, выборочный диктант
Правописание служебных частей речи
Дается алгоритм правописания предлогов и в качестве тренинга предлагается составить с ними словосочетания и предложения. Эссе поможет предупредить еще одну трудность орфографического характера – умение различать производные предлоги и другие части речи.
При написании союзов важно научиться отличать их от местоимений и наречий с частицами, чтобы дифференцировать написание. После предложенных с этой целью алгоритмов идет практическая работа с целью закрепления.
Завершает этот раздел контрольная работа, в которой представлены трудные случаи написания служебных частей речи. К этой работе надо осмысленно готовиться, и она продемонстрирует уровень усвоения правил, представленных в алгоритме.
Раздел II. «Пунктуация в простом предложении»
Тире между подлежащим и сказуемым
Правила по постановке тире между подлежащим и сказуемым углублены в соответствии с программой старших классов. Вначале дается блок правил в полном объеме теоретических знаний, затем идет лабораторная работа, выполняя которую, учащиеся самостоятельно решают предложенные пунктуационные задачи. Далее предлагаются задания как поискового, так и творческого характера.
В комплексе данный алгоритм поможет развитию и закреплению навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым как в простом, так и в частях сложного предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Данный алгоритм дает четкое представление о действиях при применении правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия и тире при однородных членах предложения. После алгоритмизации всех правил предлагается обширный и разнообразный материал для тренинга. Затем следует лабораторная работа.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения
Данный алгоритм способствует формированию следующих умений:
находить в предложении обособленные второстепенные члены;
проводить их синонимическую замену;
выделять интонационно в устной речи;
правильно ставить знаки препинания в письменной речи.
При обособлении определений и приложений следует сформировать следующие умения:
находить их и отличать друг от друга;
видеть их позицию по отношению к определяемому слову;
помнить, в каких случаях происходит обособление этих членов, стоящих перед определяемым словом.
Этой задаче подчинены и многочисленные упражнения различного характера и проверочные работы.
Запятая перед союзом КАК
Группируются правила наличия и отсутствия запятой перед КАК и составляется алгоритм из двух частей: в первой даются все случаи постановки запятой перед союзом КАК, во второй рассматриваются те случаи, когда запятая не ставится. Формированию дифференцированного подхода к постановке запятой перед КАК помогут тренинг и практикум.
Знаки препинания при обращении
В данном алгоритме главное – выработать навык узнавания обращения в предложении.
В алгоритме даются не только классические правила о выделении обращения, но и все особые случаи его употребления. Тренинг поможет узнаванию обращения в тексте, усвоению его стилистической окраски, функции. Цель разнообразных практикумов – научить правильно ставить знаки препинания.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
Чтобы выделить вводную или вставную конструкцию, надо, во-первых, узнать ее «в лицо», во-вторых, не спутать с членами предложения, которые произносятся и пишутся точно так же. Поэтому вначале даются все значения вводных слов, словосочетаний и предложений, а затем – упражнения для дифференцирования вводных слов и членов предложения.
Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах
Изучение этой темы выстраиваем по плану: алгоритм, тренинг, практикум. В заключение дается общий тест на все эти правила; он покажет степень усвоения данных правил пунктуации.
Раздел III. «Пунктуация в сложном предложении»
Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Система работы с данными алгоритмами предусматривает:
умение отличать ССП от сложноподчиненного предложения и бессоюзного сложного предложения;
умение отличать ССП от простого предложения с однородными членами;
четко знать союзы (И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО), перед которыми запятая может не ставиться при определенных условиях, и эти условия;
понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой и тире.
Для решения этих задач разработан алгоритм, даны многочисленные упражнения для тренинга, практикума, разнообразные и разноуровневые по сложности.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)
Необходимо показать разницу между ССП и СПП; научить видеть структуру СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Это поможет закреплению навыка постановки запятой между частями СПП.
Затем необходимо дифференцировать виды подчинения: однородное, параллельное, последовательное. Далее переходим к сложным синтаксическим конструкциям с подчинительной связью, в которых не один, а несколько видов подчинения. Практический материал помогает выработке пунктуационного чутья.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Обращается внимание учащихся на синонимику БСП с ССП и СПП. Необходимо сформировать понятие об условиях постановки знаков препинания, вначале даются условия постановки каждого знака – от запятой до тире. После этого составляется общий алгоритм. Далее идут разнообразные практические упражнения для тренировки.
Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи
Данный алгоритм учит решать грамматическую задачу постановки знаков в конструкции с разными типами связи. Предлагается четкий план рассуждения и комплекс упражнений для закрепления.
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах
Прорабатываем части этого раздела – прямую речь, диалог, цитирование – с подробной консультацией по знакам препинания, тренингом, практикумом.
Для закрепления пунктуационных навыков в предложениях с прямой речью представляем теорию в виде схемы, а в многочисленных тренингах и практикумах предлагаем конструирование предложений с прямой речью по схемам, схематический диктант и, наоборот, построение схем по данным предложениям. Аналогичным образом закрепляем постановку знаков препинания при диалоге и цитировании. Затем идут контрольные задания, которые покажут степень усвоения данного материала.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15