Технологическая карта (конспект урока) по русскому языку на тему Простые и сложные предложения



3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно – следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные УУД).Формирование уважительного отношения к чужому мнению;
Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Основные понятия урока: синтаксический разбор предложения, пунктуация, простое предложение, сложное предложение, члены предложения (главные и второстепенные), интонация, знаки препинания.Этапы урока:
Оргмомент (10 мин).
Организация принятия цели (актуализация знаний), (5 мин).
Изучение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала + домашнее задание (10 мин).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник – «Русский язык. 5 класс авт. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.
Этап урока Задачи урока Описание деятельности учителя
(методические приёмы и содержание) Описание деятельности учеников
I Проверка готовности к уроку.
Настрой на учебную деятельность.
Мобилизация внимания.

Проверка домашнего задания. Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
(– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!)Создает эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу. Приветствуют учителя.
Выполняют команды учителя.
II Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Формулирование темы урока.
Формулирование целей урока.
Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.
В морозном воздухе кружились снежинки. 
– Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:
Какие бывают предложения по цели высказывания?  
По интонации?
По наличию второстепенных членов предложения?

Что такое грамматическая основа предложения?
На доске записаны предложения.
1.Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  
(Выполняется проверка)
Прочитайте 2, 4 и 5,6  предложения. Найдите в них общее.  
Составьте схемы этих предложений.
Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.
Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях. Открывают рабочую тетрадь, записывают предложение и выполняют синтаксический разбор, составляют схему.
Отвечают на вопросы учителя.
Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По интонации:
восклицательные, невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложения
распространенные, нераспространенные.
Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое.
Читают предложения, списывают их в рабочую и выполняют задания.
Работа с текстом.
Читают 2, 4, 5, и 6 предложения и доказывают, что эти предложения простые, осложненные однородными сказуемыми.
Составляют схемы предложений.
Учащиеся находят общее в предложениях, в первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы.
Озаглавливают текст «Случай с бобрятами».
Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.
Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения»
III Включение в систему знаний.
Анализирование языкового материала, установление причинно – следственных связей, построение логического рассуждения.
Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.
Сравните:  
Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.
Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.
С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?  

В каждом сложном по два простых предложения.
Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно.Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.Изучают тему в учебнике.
Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  
(ССП) и сложноподчиненные (СПП).
IV Отрабатывают упражнения.
Закрепление изученного материала. Какие это предложения? Составьте их схемы. 
Пришла осень.
Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
Пришла осень, и лес надел золотой наряд.
Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП
Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):
вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
     2     вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.
Игра «Определи предложение по структуре».  
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
Появились первые клейкие листочки.
Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
Выбирается из берлоги медведь.
Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
Продолжим наш разговор о сложном предложении.  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.
Каждый вечер шел дождь, и…
Каждый вечер шел дождь, но…
Каждый вечер шел дождь, а…
Каждый вечер шел дождь, потому что…
Каждый вечер шел дождь, однако…
Задание на дом
Параграф 46,
Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов. Дети составляют схемы простого и сложного предложений.
Работают устно.
Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор.
Самостоятельно формулируют задание, составляют предложения и записывают.
Открывают дневник и записывают домашнее задание.