Конспект урока по русскому языку на тему Простые и сложные предложения


Учитель: Здравствуйте, ребята, cадитесь!
Ребята, прежде чем приступит к уроку, посмотрите на доску, перед вами два предложения, прочитайте их.
Над Москвой розовеют дали. Утро начинается в Москве.
Какие предложения по структуре? (Простые предложения).
Близки ли они по смыслу? Можно ли соединить их в сложное?
Учитель соединяет их, поставив союз и и исправив прописную букву на строчную.
Ребята, проверим, нет ли ошибок в новом предложении? (Дети должны сказать о необходимости запятой на границе простых предложений).
Объявление темы урока.
Ребята, вы молодцы, с заданием вы справились, можете ли вы, глядя на данные предложения
Да, конечно, как вы успели заметить, тема нашего занятия «простые и сложные предложения», на прошлом занятии мы познакомились с понятием сложного предложения, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с понятием сложное предложение, закрепим умения отличать простые предложения от сложных, определять границы предложений в составе сложного, строить предложения по заданным схемам, познакомимся с союзами, характерными для сложных предложений.проверка д.з. Но, прежде чем приступить к работе по теме урока, проверим домашнее задание, дома вы должны были прочитать отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Перед дождём», выписать из него сначала простые предложения и выполнить их синтаксический разбор, затем выписать сложные предложения и выделить в них грамматические основы.
Чтение учащимися стихотворения, 1 учащийся читает простые предложения, другой сложные.
Ребята, всё ли вам было понятно при выполнении домашнего задания? Возникли ли у вас какие либо затруднения?
Молодцы, ребята, вы справились без труда с этим заданием.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2) Фронтальный опрос.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним то, что мы знаем:
- Что мы называем предложением?
Ученик: предложение - основная единица синтаксиса, т.к.в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему. Предложение содержит высказывание о чём-то или о ком-то.
Учитель: Что отличает предложение от словосочетания?
Ученик: Предложение выражает законченную мысль, побуждение к действию, вопрос или эмоции. Словосочетание выполняет только информативную функцию: называет предмет и его признак (крепкий сон), объект и субъект речи (подруга матери), способ действия (быстро идти). Предложение имеет подлежащее и сказуемое, или один из этих членов. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Предложение не может быть частью словосочетания. Словосочетание является частью предложения.
А теперь посмотрите на экран (слайд со схемами), перед вами две схемы, сравните их, схемы каких предложений перед вами?
ответьте на вопрос, чем отличаются простые и сложные предложения?
Какие сложные предложения называются союзными?
Какие сложные предложения называются бессоюзными?
Работа по теме урока.
Ребята, сегодня мы побываем в мире сложных предложений, и в мире творчества, и посмотрим, почему же часто мысль поэта выливается в сложное предложение. Перед вами предложения, устно объясните расстановку знаков препинания в предложениях. Чтение по одному предложению, объяснение зн.препинания.
1) Сказка часто рассказывает о том, как герои добиваются победы добра и справедливости.
2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
3)Старшие братья спят и во всю мочь храпят
4) Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-Царевич три дня ходил по лесам и горам.
(2 ученика получают индивидуальные задания для работы у доски, 3 ученика получают индивидуальные задания на карточках, работают на местах).
Остальные работают самостоятельно с экраном.
Ребята, а теперь посмотрим, как мы умеем различать простые и сложные предложения. Выпишите из предложений, записанных на доске, только сложные предложения ( слайд 6) подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений. Сделайте вывод о союзах в сложных предложениях( работа на 2-3 минуты.
(Союзы в сложных предложениях несут разделительную роль ).
Ребята, как мы с вами успели заметить, сложные предложения разделяются на союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные, в сложносочиненные входят равноправные, не зависящие друг от друга предложения, а в сложноподчиненных всегда есть главное предложение, и зависящее от него-придаточное (слайд 7),
Посмотрите как мы обозначаем такие предложении в схемах, как в схеме обозначается придаточное предложение (слайд 8.).
И как мы с вами успели заметить, в сложных предложениях встречаются различные союзы(слайд 8), главным опознавательным признаком сложного предложения является наличие двух и более грамматических основ. Союзы И, А, НО, ДА В ЗНАЧЕНИИ И, ДА В ЗНАЧЕНИИ НО ВСТРЕЧАЮТСЯ И В ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, ПОЭТОМУ В таких случаях надо быть особенно внимательными.
Ребята, а сейчас вы сами попробуете преобразовать простые предложения в сложные, откройте учебники на странице 109, упражение 236, выполним задание устно, прочитайте про себя задание, что вам нужно выполнить в данном упражнении? Чтение предложений с разными союзами. Как меняется смысл предложения от выбранного союза.
Молодцы, ребята, вы без труда справились с этим заданием, а теперь закрепим ваши умения составлять простые предложения, посмотрите на упражнение 237, прочитайте задание, выполняем по рядам, 1-ый под цифрой 1, 2-ой под цифрой 2, 3-3, 2-3 минуты, проверка. Чтение сложных предложений, выделение грамм.основ.
Ребята, а теперь попробуем сами сконструировать сложные предложения по схемам: слайд 11. Перед вами схемы сложных предложений с различными союзами, но я вас не ограничиваю, можее составить предложения, используя и другие союзы.
Проверка предложений. Ребята, внимательно слушаем, чтобы высказать, чьи предложения наиболее удачны, красочны.
Подведение итогов урока: Ребята какие же мы различаем предложения по структуре? (Простые и сложные)
Какие союзы могут соединять простые предложения в сложные?
Какова роль сложных предложений в речи и текстах, почему авторы произведений так часто используют их?
Ребята, и человек, не любящий читать, чаще говорит краткими, обрывочными, невыразительными предложениями, Человек же образованный, начитанный умеет развивать мысль и говорит сложныи предложениями, сцепляя их в цепочку дружных «гусей». И вам я желаю побольше читать и развивать свою речь.
Ребята, закончите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Я запомнил…
Я научился…
Самым трудным для меня было…
Сегодня на уроке мне понравилось…