Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности Земельно-имущественные отношения



Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж Ейский» Краснодарского края








РабочаЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны ОП.06
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
для специальности
21.02.05 Земельно-имущественные отношения










2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
- определять правовое положение отдельных видов юридических лиц;
- составлять гражданско-правовые договоры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- основные положения антикоррупционной политики государства;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.







































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
20

контрольная работа


курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

внеаудиторная самостоятельная работа
30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Личность, право, государство
11


Тема 1.1. Основные положения Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.
Содержание учебного материала
4



1.
Конституционные основы правового статуса личности в РФ
Конституция РФ 1993г. – ядро правовой системы: общее понятие конституции и её форма. Классификация конституций. Соотношение конституции РФ с нормами международного права. Основные положения Конституции РФ.

2


2
Права человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданство РФ. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан РФ. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина. Гарантия конституционных прав и свобод личности. Уполномоченный по правам человека. Всеобщая Декларация прав человека. Механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина

2


Лабораторные занятия
-



Практическое занятие
2



1.
Использование необходимых нормативных правовых документов. Конституция РФ 1993г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства. Основные права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, механизмы их реализации





Контрольная работа
-



Самостоятельная работа обучающихся
3



1.
1.1. Изучить тексты различных проектов Конституции 1993 года и дать их сравнительную характеристику
Содержание проекта
Президентский проект
Проект коммунистов
Проект конституционной комиссии

Форма правления




Форма государственно-территориального устройства




Государственные органы, правовой статус




Права и свободы человека и гражданина




Экономическая основа




Принцип разделения властей




1.2. Используя учебный материал и текст Конституции РФ, охарактеризовать:
Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ
№ п
Классификация
Отличительные признаки
Перечень прав данной группы с указанием номеров статей Конституции РФ

1.
Личные права и свободы



2.
Политические права и свободы



3.
Социально - экономические
и культурные права и свободы



4.
Юридические права и свободы



5.
Конституционные обязанности




1.3. Сравнить приведенные ниже преамбулы конституций различных государств мира с преамбулой Конституции РФ. Указать их общие черты и особенности.
а) Конституция США
Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.
б) Конституция Швейцарской конфедерации
Во имя Всемогущего Бога!
Швейцарская Конфедерация,
желая укрепить союз своих членов, поддержать и усилить единство,
силу и честь швейцарской нации, приняла следующую Федеральную Конституцию.
в) Конституция Японии
Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это - принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция. Мы отменяем все конституции, законы, указы и рескрипты, противоречащие настоящей Конституции.
Мы, японский народ, желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих наши отношения с людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды.
Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам - долг для всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами.
Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высоких идеалов и целей.
г) Конституция королевства Испании
Дон Хуан Карлос I, Король Испании, Всем, кто увидит и поймет настоящий Акт. Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:
Преамбула
Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении;
гарантировать демократическое сосуществование в рамках конституции, законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона как выражения воли народа;
обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов;
способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;
создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.
В соответствии с этим Кортесами одобрена и испанским народом утверждена следующая Конституция.
1. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ предусматривает, что ограничение некоторых (наиболее важных из них) допускается только на основании федерального закона и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии – с санкции (по решению) суда
Опираясь на текст главы 2 Конституции РФ, перечислить права, которые могут быть ограничены
1.4. Опираясь на положения ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, перечислить те права человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения в стране




2.
2.1. Охарактеризовать принципы российского гражданства и данные занести в таблицу:
Принципы российского гражданства
Название принципа
Краткая характеристика





2.2. Заполнить таблицу:
Особенности правового статуса беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и
иностранных граждан в РФ
Критерии
Беженцы
Вынужденные переселенцы
Лица без гражданства
Иностранные граждане

1. В какой правовой связи находятся с РФ?





2. Каков порядок приобретения российского гражданства для данной категории субъектов?





3. Документ, определяющий статус данной категории лиц?





4. Какие права и обязанности, из закрепленных в Конституции РФ, имеют?





2.3. Опираясь на материалы средств массовой информации и доклад Уполномоченного по правам человека о состоянии прав человека за последний год, охарактеризовать положение с соблюдением прав человека в Российской Федерации. Какие права человека, по вашему мнению, нарушаются в нашей стане наиболее часто? Результаты работы оформить в отчет.



Раздел 2. Основы предпринимательской деятельности
30


Тема 2.1. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.


















Содержание учебного материала
6



1.
Правовые основы регулирования отношений в сфере профессиональной деятельности
Общая характеристика правового регулирования отношений в сфере профессиональной деятельности. Основополагающие принципы регулирования отношений в сфере профессиональной деятельности. Конституционные гарантии в регулировании отношений в сфере профессиональной деятельности. Законодательные и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности. Предпринимательская деятельность, её характеристика и особенности в условиях современной России. Предпринимательская деятельность, её основные признаки и особенности в условиях современной России. Влияние государства на предпринимательскую деятельность. Конституционные гарантии предпринимательской деятельности. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

2


2.
Граждане (физические лица) и юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности
Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность граждан по гражданскому праву: содержание, возникновение и прекращение, случаи ограничения правоспособности иностранцев и лиц без гражданства. Дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация. Признание гражданина недееспособным. Ограниченно дееспособные граждане. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния. Предпринимательская деятельность граждан. Ответственность граждан. Несостоятельность (банкротство) граждан.
Понятие и признаки юридического лица. Органы юридического лица. Классификация юридических лиц. Порядок создания юридических лиц. Учредительные документы юридического лица. Наименование и место нахождения юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц. Реорганизация юридических лиц. Способы реорганизации. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс. Гарантии прав кредиторов юридического лица при реорганизации. Ликвидация юридического лица. Стадии ликвидации. Удовлетворение требований кредиторов. Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества. Преобразование хозяйственных товариществ и обществ. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерные общества. Особенности акционерных обществ работников (народных предприятий). Дочерние и зависимые общества. Иные коммерческие организации (производственные кооперативы, унитарные предприятия). Понятие некоммерческой организации. Цели создания некоммерческой организации. Потребительский кооператив. Общественные и религиозные организации (объединения). Фонды. Некоммерческие партнерства. Учреждения. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Автономная некоммерческая организация. Иные некоммерческие организации.

3


3
Антикоррупционная политика государства. Декларация о доходах. Декларация о расходах. Налог на роскошь. Уголовная ответственность за дачу и получение взятки.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
6



1.
Предпринимательская правоспособность гражданина




2.
Правовые основы регулирования предпринимательских отношений.




3.
Определение правового положения отдельных видов юридических лиц





Контрольная работа
-




Самостоятельная работа обучающихся
1.1. Письменные ответы на вопросы:
Каково значение предпринимательства в жизни государства (в экономике, социальной сфере, политике и т.д.)? Приведите примеры воздействия государства на предпринимательство. Как, на ваш взгляд, соотносится самостоятельность, одна из основ предпринимательства, с государственным регулированием экономики? С какой целью государство влияет на самостоятельную сферу предпринимательства?
1.2. Подобрать материал, характеризующий развитие предприятий (любого уровня) в вашем районе. Проанализировать масштабы его производства, роль в обеспечении социально-экономического развития территории. По результатам исследования подготовить презентацию.
1.3. Составить исковое заявление в суд от имени индивидуального предпринимателя, стремящегося восстановить свои права, нарушенные партнером по бизнесу. Для этого необходимо определить, в какой суд следует обращаться, какие документы и по какой форме должны быть представлены истцом вместе с исковым заявлением.
6


Тема 2.2. Законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.



Содержание учебного материала
2



1.
Гражданско-правовой договор. Общие положения
Сущность и значение гражданско-правового договора. Понятие договора. Роль договора в условиях рыночной экономики. Свобода договора. Содержание принципа свободы договора и его ограничения. Виды договоров в гражданском праве. Имущественные и организационные договоры. Смешанные договоры. Публичный договор и договор присоединения. Содержание договора. Существенные условия договора. Иные условия договора. Толкование договора. Заключение договора. Порядок и стадии заключения договора. Оферта. Акцепт. Заключение договора в обязательном порядке. Заключение договора на торгах. Урегулирование разногласий, возникающих при заключении договора. Форма договора. Момент заключения договора. Расторжение и изменение договора. Последствия расторжения или изменения договора. Расторжение или изменение договора по соглашению сторон. Расторжение или изменение договора вследствие одностороннего отказа от договора. Расторжение или изменение договора по требованию одной из сторон в судебном порядке. Расторжение и изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Предпринимательский договор как разновидность гражданско-правового договора. Виды предпринимательского договора: договоры о передаче имущества, договоры о выполнении работ, договоры по оказанию услуг. Исполнение договорных обязательств. Ответственность за нарушение договора. Понятие обязательства. Обязательство как разновидность гражданских правоотношений. Содержание обязательства. Определение обязательства. Основания возникновения обязательств, их классификация. Виды обязательств. Субъекты обязательств. Исполнение обязательств. Принципы исполнения обязательств. Условия и способы исполнения обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Неустойка. Задаток. Поручительство. Банковская гарантия. Залог. Ипотека. Удержание. Понятие и основания прекращения обязательств. Понятие сделки. Сделка как волевое и правомерное действие. Основания (цели) сделки. Значение сделок. Виды сделок: односторонние, двусторонние и многосторонние сделки (договоры); консенсуальные и реальные сделки; возмездные и безвозмездные сделки; каузальные и абстрактные сделки; условные сделки (их виды). Фидуциарные сделки. Биржевые сделки. Форма сделки. Устная, простая письменная, нотариальная формы сделок. Заключение сделок путем совершения конклюдентных действий. Молчание как способ заключения сделок. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Условия действительности сделок. Дееспособность участников сделки. Воля и волеизъявления в сделке. Законность содержание сделки. Условие о форме сделки. Недействительность сделок. Виды недействительных сделок. Ничтожные и оспоримые сделки. Недействительность части сделки. Правовые последствия недействительности сделки. Понятие реституции. Двусторонняя и односторонняя реституции. Недопущение реституции. Иные последствия признания сделки недействительной. Исковая давность по недействительным сделкам. Осуществление права и исполнение обязанностей через представителей. Понятие и значение представительства. Виды представительства. Представительство, основанное на законе, административном акте. Добровольное представительство. Правовое регулирование коммерческого представительства. Отличие представительства от посреднической деятельности. Понятие и виды доверенности. Форма доверенности. Передоверие. Прекращение доверенности.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
4



1.
Договор как юридический факт и как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его участников.




2.
Принципы исполнения договорных обязательств.





Контрольная работа
-



Самостоятельная работа обучающихся
3



1.
1.1. Используя ГК РФ (часть вторая) и теоретический материал лекций, заполнить таблицу:
Вид договора
Сущность регулируемых отношений
Стороны договора
Существенные условия
Основные права, обязанности и ответственность сторон








1.2. Дать характеристику гражданско-правовым договорам по следующему алгоритму:
а) определить, какие общественные отношения регулирует данный договор.
б) дать понятие договора. Определить вид договора.
в) перечислить элементы договора: предмет договора, стороны договора, форма договора, права и обязанности сторон (его содержание), цена договора, сроки договора.
г) дать характеристику договоров по видам на основе классификации.
д) отметить особенности договора (в сравнении с другими договорами).



Тема 2.3. Нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
Содержание учебного материала
2



1.
Защита гражданских прав и экономические споры
Охрана и защита прав и интересов