Методические указания для выполнения ВСР ЕН.ж03 Теория вероятности и математическая статистика 09.02.03
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. М.И. ЩАДОВА»
Рассмотрено на
Заседании ЦК
«___» ____________ 20 __ г.
Протокол № ____________
Председатель _______ Е.А. Литвинцева
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________ Н.А.Шаманова«___» ____________ 20 __ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3 курса
по
ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Разработал преподаватель: ___________ Е.А. Литвинцева
Черемхово, 2016
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ студентов
№
п/пТема Содержание Количество часов. Оценка и контроль
1 1.1 Формирование конспект - схемы по теме Элементы комбинаторики 10 защита
2 2.1 Составление пиктограммы по теме Классическое определение вероятности 10 защита
3 2.2 Решение задач 10 защита
4 2.3 Решение задач 10 защита
5 3.1 Решение задач 4 защита
6 4.1 Решение задач 6 защита
Итого 50 ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме 1.1: Элементы комбинаторики
раздела 1. Элементы комбинаторики
Количество часов: 10 часов.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Методические указания: сформировать конспект - схемы по теме Элементы комбинаторики
Форма отчетности: файл (конспект - схема).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
по теме 2.1: Классическое определение вероятности
раздела 2. Основы теории вероятности
Количество часов: 10 часов.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Методические указания: составить пиктограмму по теме Классическое определение вероятности
Форма отчетности: файл (пиктограмма).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
по теме 2.2: Вероятности сложных событий
раздела 2. Основы теории вероятности
Количество часов: 10 часов.
Цель: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.
Методические указания: решить задачи О-1 стр. 42 задача 2.49, О-1 стр. 50 задача 2.50, 2.51
Форма отчетности: файл (задачи с решением, ответом).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4
по теме 2.3: Схема Бернулли
раздела 2. Основы теории вероятности
Количество часов: 10 часов.
Цель: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.
Методические указания: решить задачи
1. Вероятность выпуска бракованного изделия на станке равна 0,2. Определить вероятность того, что в партии из десяти выпущенных на данном станке деталей ровно k будут без брака. Решить задачу для k = 0, 1, 10.
2. Монету бросают 6 раз. Выпадение герба и решки равновероятно. Найти вероятность того, что:
А)герб выпадет три раза;
Б)герб выпадет один раз;
В)герб выпадет не менее двух раз.
3. Вероятность того, что телевизор имеет скрытые дефекты, равна 0,2. На склад поступило 20 телевизоров. Какое событие вероятнее: что в этой партии имеется два телевизора со скрытыми дефектами или три?
Форма отчетности: файл (задачи с решением, ответом).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5
по теме 3.1: Основы математической статистики
раздела 3. Основы математической статистики
Количество часов: 4 часа.
Цель: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.
Методические указания: решить задачи
Форма отчетности: файл (задачи с решением, ответом).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6
по теме 4.1: Основные понятия теории графов
раздела 4. Теория графов
Количество часов: 6 часов.
Цель: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.
Методические указания: решить задачи
1. Постройте граф отношения "x+y ≤7" на множестве М={1,2,3,4,5,6}. Определите его свойства.
2. Найти кратчайшие пути в орграфе от первой вершины ко всем остальным, используя алгоритм Дейкстры. Постройте дерево кратчайших путей.
3. Найти максимальный поток и минимальный разрез в транспортной сети, используя алгоритм Форда–Фалкерсона (алгоритм расстановки пометок) Построить граф приращений. Проверить выполнение условия максимальности построенного полного потока. Источник – вершина 1, сток – вершина 8.
4. Постройте остовное дерево минимального веса, используя алгоритмы Прима и Краскала. С помощью матрицы Кирхгоффа найдите количество (неизоморфных) остовных деревьев, используя пакеты компьютерной математики (например, MathCAD, Mathematica, MatLab).
Форма отчетности: файл (задачи с решением, ответом).
Литература.
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodinКРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТОМ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ФАЙЛА.
Файл - поименованная совокупности однотипных данных, хранящихся на внешнем носителе под одним именем.
Структура и оформление
Титульный лист;
Листинг программы (для файла);
Компилированный продукт (для файла);
Перечень основных настроек.
Заключение (подводятся итоги, и дается обобщенный вывод ходу реализации программы, даются рекомендации);
Критерии оценки файла.
Соответствие теме;
Глубина проработки материала;
Правильность и полнота использования возможностей программного продукта;
Оформление.
Рекомендации к выполнению творческих самостоятельных работ (пиктограмм, КРИПТОГРАММ).
Пиктограмма- это самостоятельная работа студента, где раскрывается способность выделить главные и основные моменты какой-либо темы (лекции) и оформить их графически. Пиктограмма представляет собой графическое изложение лекции (схема, рисунок) с текстовым дополнением, разъясняющим рисунки или схема. Пиктограмма выполняется на альбомном листе формата А4, либо оформляется как раскладной альбом; либо книжка из 3-4 страниц. Текст размещается произвольно: на обороте листа, или же непосредственно под схемой, рисунком. Текстом можно воспользоваться при защите своей работы.
Структура и оформление.
Название темы (лекции).
Графическое или схематическое, последовательное изложение темы (лекции).
Текст, объясняющий рисунок, схему.
Библиография.
При разработке и оформлении пиктограмм рекомендуется использовать литературные, научные и другие источники (не менее 3-5). Допускается включение таблиц и графиков.
Критерии оценки пиктограммы.
Соответствие теме (лекции);
Графическое отображение основных моментов темы (лекции) и последовательность их изложения;
Оформление пиктограммы: аккуратность, красочность, оригинальность художественных идей.
Рекомендации по оформлению задач
Задача - упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Решение задач — процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации.
Структура и оформление.
Формулировка задачи.
Дано.
Решение.
Ответ.
Критерии оценки решения задачи.
Оценку 5 (отлично) заслуживает студент, обнаруживший всесторонне, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умения свободно решать задачу, изучивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой, усвоивший взаимосвязь основных понятий и терминов учебной дисциплины в их значении для приобретаемой специальности, проявивший творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;Оценку 4 (хорошо) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно решивший задачу, усвоивший основную литературу, рекомендованную в рабочей программе, показавший систематический характер знаний по учебной дисциплине и способный к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
Оценку 3 (удовлетворительно) заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно- программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, справляющейся с решением задачи, допустивший погрешности в решении и в ответе, но обладающий необходимыми знаниями, умениями для их устранения под руководством преподавателя;
Оценку 2 (неудовлетворительно) заслуживает студент, обнаруживший пробелы в знаниях учебно- программного материала, допустивший принципиальные ошибки при решении задачи.