ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «Теория вероятности, математическая статистика и информационно – коммуникационные технологии»
УТВЕРЖДАЮСОГЛАСОВАНО
-332740111760
Директор ГБОУ ЦО № 449 Методист по информатике
__________________Романенков Е.Н. Авдиенкова Л.И.
ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«Теория вероятности, математическая статистика и информационно – коммуникационные технологии»
программа разработана учителем информатики ГБОУ ЦО №449
Панасенковой О.В.
Москва 2010
ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
7 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая учебная дисциплина «Теория вероятности, математическая статистика и ИКТ» в 7 классе основной школы предполагает пропедевтику основных понятий, знакомство на наглядном, интуитивном уровне с вероятностно-статистическими закономерностями, построение и изучение базовых вероятностно-статистических моделей. В учебный процесс преподавания курса включены интерактивные обучающие программы и моделирующие среды. Применение информационно - коммуникационных технологий, с помощью которых можно проводить различные вероятностные опыты и статистические эксперименты, предоставляет широкие возможности для преподавателей и учеников составлять собственные разнообразные задачи, что способствует повышению интереса к предмету изучения. Наглядность и простота изложения, подчеркнутая ясность и простота формулировок большинства задач, проведение небольших практических исследований (измерений) и экспериментов для лучшего понимания природы случайной изменчивости и смысла вероятности должны способствовать усвоению простых, но принципиально новых для учащихся понятий, росту интереса учащихся к математике в целом, формированию современного мировоззрения и умения ориентироваться в изменчивом информационном мире.Целевое назначение учебной дисциплины
Изучение данного предмета на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний по теории вероятности и статистике, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность для преодоления трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий;
воспитание культуры личности, отношения к математике и информационным технологиям как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости этих дисциплин для научно-технического прогресса.
Организация учебного процесса
Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. Практические занятия проводятся в кабинете информатики: учащимся предоставляется возможность выполнять компьютерные самостоятельные работы, проводить индивидуальные исследовательские работы с компьютерной моделью, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Учащиеся, таким образом, должны приобрести навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.
В ходе индивидуального компьютерного опроса осуществляется закрепление изучаемого материала. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
В результате изучения материала учащиеся 7-го класса должны:
уметь уверенно вводить и искать нужную информацию в таблице;
выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
уметь строить столбиковые, круговые и диаграммы рассеивания по имеющимся данным;
понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого;
знать, что такое среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения набора чисел, уметь их вычислять;
понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
уметь указывать приблизительно меру точности измерения масс различных величин и обосновывать свою точку зрения;
уметь приводить примеры случайных событий;
знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности.
Данный курс рассчитан на обучение с обязательным применение компьютера, поэтому в области информационно – коммуникационных технологий учащиеся 7-х классов должны уметь:
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
вводить информацию с помощью клавиатуры и мыши;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
осуществлять сортировку и поиск данных;
в электронных таблицах строить диаграммы и графики;
сохранять информацию на диске, загружать ее с диска, выводить на печать;
знать о требованиях к организации рабочего места, соблюдать правила техники безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Содержание учебной дисциплины
Данная программа по предмету «Теория вероятности, математическая статистика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Образовательная программа базируется на учебном пособии, написанном авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н. Тюрина. Это пособие объединяет весь материал, относящийся к темам теории вероятностей и статистики для изучения в школе. Пособие можно разбить на три больших раздела, состоящих из 13 глав:
статистика (главы I – IV);
события и их вероятности (главы V – IX);
испытания Бернулли и случайные величины (главы X – XIII).
Раздел «Статистика» посвящен представлению данных, описательной статистике и понятию изменчивости и изменчивых величин. Этот материал предполагается для изучения в 7 классе при трехгодичном планировании материала. Тема «Введение в теорию вероятностей» (главы V – VI), посвященная интуитивным представлениям о случайном событии и его вероятности, а также математическому описанию случайных явлений, также рассматривается в 7 классе. Эта тема логически вытекает из предшествующей ей темы случайной изменчивости и закладывает основу для дальнейшего более обстоятельного обсуждения сложных понятий теории вероятностей в последующих классах.
Тематическое планирование учебного материала
Вариант планирования для 7 класса (1ч. в неделю, всего 19 часов)
№ урока Теоретический материал ИКТ-поддержка Количествочасов
7 класс (1ч. в неделю, всего 19 часов)
1 Введение в круг вопросов теории вероятностей и мат. статистики Техника безопасности 1
Тема 1. Представление данных (таблицы, диаграммы)
2 Статистические данные в таблицах Компьютер как инструмент решения вероятностных и статистических задач. Обзор программных средств 1
3 Поиск информации в таблицах Знакомство с пакетом Excel1
4 Вычисления в таблицах Базовые методы работы с электронными таблицами.
Практическая работа. 1
5 Таблицы с результатами подсчетов Базовые методы работы с электронными таблицами. 1
6 Таблицы с результатами измерений Базовые методы работы с электронными таблицами.
Практическая работа. 1
7 Столбиковая диаграмма Диаграммы в Excel. Построение столбиковых диаграмм. 1
8 Круговая диаграмма Построение круговых диаграмм в Excel.
Практическая работа. 1
9 Диаграмма рассеивания Построение точечных диаграмм средствами электронных таблиц. 1
Тема 2. Описательная статистика и случайная изменчивость
10 Среднее значение Статистические функции в электронных таблицах.
Работа с интерактивной моделью «Бросание монеты» 1
11 Медиана Статистические функции в электронных таблицах. 1
12 Наибольшее и наименьшее значение. Размах Статистические функции в электронных таблицах.
Практическая работа. 1
13 Отклонения Доп. методы работы с графикой в Excel1
14 Дисперсия Работа с интерактивной моделью «Стрельба из лука» 1
15 Примеры случайной изменчивости Знакомство с программой «Калькулятор» Windows1
16 Рост человека Использование программы «Калькулятор» в «научном» режиме 1
17 Точность измерений Использование «Калькулятора» для решения простейших задач статистики.Самостоятельная работа. 1
18 Контрольная работа 1
19 Резерв времени 1
Рекомендуемая литература
Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. Учебное пособие. М.:изд-во МЦНМО АО «Московские учебники», 2004.
Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. Учебное пособие для учителей. М.:изд-во МЦНМО МИОО, 2005.
Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: изд-во «Дрофа», 2002.
Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9. Электронное учебное пособие на CD- ROM. М.: изд-во «Дрофа», 2002.
Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2005.
Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. М.: изд-во «Мнемозина», 2004.
Туренова Е.Л. Теория вероятностей. Мультимедийный учебный курс. Томск, ИДО ТГУ.