Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика 09.02.04 Информационные системы (по отраслям))
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
__________ Б.В.Пашков
_____________20____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория вероятности и математическая статистика
математического и общего естественнонаучного цикла
основной профессиональной
образовательной программы по специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Черемхово, 2014
РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
«Информатики и вычислительной
техники»
председатель
________________Т.А. Плескач
_________________20_____ год
ОДОБРЕНА
Методическим советом колледж
протокол №___ от_________ 20____года
председатель МС
__________________ Т.М. Цыпан
Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика, рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол № _____ от _________ 20__г.
Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля:
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Разработчик: Литвинцева Евгения Александровна – преподаватель специальных дисциплин информационного профиля ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАМ 12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория вероятности и математическая статистика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка, углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
использовать методы математической статистики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории вероятностей и математической статистики;
основные понятия теории графов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 149 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 99 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
149
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
99
в том числе:
практические занятия
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
в том числе:
решение задач;
работа со справочной и дополнительной литературой;
выполнение заданий по учебнику.
20
20
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория вероятности и математическая статистика
Наименование разделов и тем
№
занятия
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Раздел 1. Элементы комбинаторики
Тема 1.1. Элементы комбинаторики
Содержание учебного материала
1
1
Упорядоченные выборки (размещения). Правило произведения. Размещения с повторениями. Размещения без повторений.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст. 7-20 конспект
2
2
Перестановки.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.7-20 конспект
3
3
Неупорядоченные выборки (сочетания). Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.20-23 конспект-схема
4
Практическое занятие №1
Вычисление вероятности события с использованием элементов комбинаторики.
2
5
Практическое занятие №2
Вычисление вероятности события с использованием элементов комбинаторики.
2
6
Практическое занятие №3
Вычисление вероятности события с использованием элементов комбинаторики.
2
7
Практическое занятие №4
Решение задач на расчет количества выборок.
2
Самостоятельная работа № 1 обучающихся
Работа со справочной и дополнительной литературой
10
Раздел 2. Основы теории вероятностей
Тема 2.1. Классическое определение вероятности
Содержание учебного материала
8
1
Понятие случайного события. Совместимые и несовместимые события. Полная группа событий. Равновозможные события. Общее понятие о вероятности.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.23-27
9
Понятие случайного события. Совместимые и несовместимые события. Полная группа событий. Равновозможные события. Общее понятие о вероятности.
2
2
Домашняя работа: реферат 0-1,0-2,0-3
10
2
Классическое определение вероятности. Методика вычислен6ия вероятности событий пол классической формуле определения вероятности с использованием элементов комбинаторики.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.27-30
11
Классическое определение вероятности. Методика вычислен6ия вероятности событий пол классической формуле определения вероятности с использованием элементов комбинаторики.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.27-30
12
Практическое занятие № 5
Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.
2
13
Практическое занятие № 6
Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.
2
Самостоятельная работа № 2 обучающихся
Работа со справочной и дополнительной литературой
10
Тема 2.2. Вероятности сложных событий
Содержание учебного материала
2
14
1
Противоположное событие. Вероятность противоположного события.
2
Домашняя работа: О-1 ст.44-46
15
Произведение событий. Сумма событий. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.44-46
16
2
Независимые события. Вероятность произведения независимых событий. Вероятность суммы несовместимых- событий (теорема сложения вероятностей).
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.46-48
17
Вероятность суммы совместимых событий. Формула полной вероятности. Формула Байеса.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.46-48
18
Практическое занятие № 7
Вычисление вероятностей сложных событий.
2
19
Практическое занятие № 8
Вычисление вероятностей сложных событий.
2
20
Практическое занятие № 9
Вычисление вероятностей сложных событий.
2
21
Практическое занятие № 10
Вычисление вероятностей сложных событий.
2
Самостоятельная работа №3 обучающихся
Выполнение заданий по учебнику
10
Тема 2.3. Схема Бернулли
Содержание учебного материала
22
1
Понятие схемы Бернулли. Формула Бернулли.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.53-57
23
Понятие схемы Бернулли. Формула Бернулли.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.57-59
24
2
Локальная и интегральная формулы Муавра – Лапласа в схеме Бернулли.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.57-59
25
Локальная и интегральная формулы Муавра – Лапласа в схеме Бернулли.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.59-64
26
Практическое занятие № 11
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
2
27
Практическое занятие № 12
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
2
28
Практическое занятие № 13
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
2
29
Практическое занятие № 14
Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
2
Самостоятельная работа №4 обучающихся
Решение задач
10
Раздел 3. Основы математической статистики.
Тема 3.1. Основы математической статистики
Содержание учебного материала:
30
1
Понятие математической статистики. Вариационные ряды. Генеральная совокупность и выборка. Числовые характеристики вариационного ряда.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.73-77
31
Понятие математической статистики. Вариационные ряды. Генеральная совокупность и выборка. Числовые характеристики вариационного ряда.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.77-82
32
Понятие математической статистики. Вариационные ряды. Генеральная совокупность и выборка. Числовые характеристики вариационного ряда.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.84-89
33
Понятие математической статистики. Вариационные ряды. Генеральная совокупность и выборка. Числовые характеристики вариационного ряда.
2
2
Домашняя работа: О-1 ст.90-91
34
Практическое занятие № 15
Использование методов математической статистики.
2
35
Практическое занятие № 16
Использование методов математической статистики
2
36
Практическое занятие № 17
Использование методов математической статистики
2
37
Практическое занятие № 18
Составление вариационного ряда.
2
Самостоятельная работа №5 обучающихся
Решение задач
4
Раздел 4. Теория графов.
Тема 4.1. Основные понятия теории графов.
Содержание учебного материала:
38-44
1
Понятие графа. Понятие неориентированного и ориентированного графа. Способы задания графа. Матрица смежности. Путь в графе. Цикл в графе. Связный граф. Компоненты связности графа. Степень вершины. Теорема о сумме степеней вершин графа. Полный граф; формула количества рёбер в полном графе.
Эйлеровы графы. Теорема Эйлера (критерий эйлеровости графа).
13
2
Домашняя работа: О-1 ст.158-163
45
Практическое занятие № 19
Распознавание мостов и разделяющих вершин в графе.
2
46
Практическое занятие № 20
Нахождение расстояния между вершинами в графе.
2
47
Практическое занятие № 21
Проверка графа на двудольность.
2
48
Практическое занятие № 22
Проверка пары графов на изоморфность.
2
49
Практическое занятие № 23
Решение задач на бинарные деревья.
2
50
Практическое занятие № 24
Проверка графа на эйлеровость, гамильтоновость плоскость.
2
Самостоятельная работа № 6 обучающихся
Решение задач
6
Всего:
149
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, маркерная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Для преподавателя:
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodin
Для студентов:
Основные источники:
Кочетков,Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. –М.: ИНФРА-М, 2012.
Спирина ,М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ М.С. Спирина, П.А. Спирин. –М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебник/С.А. Канцедал.-М.: ИНФРА-М, 2011.
Гончарова, Г.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие/ Г.А. Гончарова, А.А. Молчалин.-М.:ИНФРА-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Начало программирования: Форма доступа: http:www.ksu.ru/infers/volodin
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- вычислять вероятность событий с использованием элементов комбинаторики;
наблюдение за выполнением практической работы
- использовать методы математической статистики;
наблюдение за выполнением практической работы
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории вероятностей и математической статистики;
наблюдение, оценка выполнения задания.
- основные понятия теории графов;
наблюдение, оценка выполнения задания.
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением
Было
Стало
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
13PAGE 15
13PAGE 14415