конспект по познанию мира на тему Тайны леса нашей Родины (3 класс)


Интерактивное мероприятие конкурс-путешествие на тему: «Тайны леса нашей Родины»
Интеграция предмета «Познания мира» в учебно-воспитательном процессе. 3 класс.
Цели: расширить знания учащихся о растительном и животном мире лесной зоны, воспитывать бережное отношение к природе своего края, развивать сотрудничество в работе группой.
Оборудование: карточки с изображением деревьев, грибов, музыкальное оформление, рисунки.
Звучит фонограмма лесных звуков.
Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм —С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь.
Ведущий. Сегодня мы совершим путешествие в храм, дарованный нам природой — это лес.
1-ая сорока. Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.
Ведущий. Что за телеграмма, да такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы. Ребята, помогите мне разгадать её!
Телеграмма.«Дорогие ребята, приглашаем вас в лес в гости. Звери.»Ведущий. Молодцы, разгадали! В нашу игру-путешествие отправляются три команды.
3а — дубочки, девиз — будь мудр и крепок.
3б —
3в —
Жюри.
Волк. Слышу-слышу, что вы к нам в лес собираетесь, но он большой и таинственный, в нём легко заблудиться… Я хочу узнать, как вы подготовились к путешествию. Ответьте на мои вопросы, и я пропущу вас в лес.
Конкурс первый «Собираюсь в лес»
3а Как правильно найти дорогу домой без компаса, если вы заблудились?
3б Назовите народные приметы, предсказывающие погоду?
3в Как правильно одеться и что необходимо взять с собой в поход, если вы отправляетесь туда с ночевкой?
Задания для болельщиков
Отгадай загадки:
Прибор для ориентирования на местности.Удочки.Мяч.Фонарик.
Ведущий. Молодцы, все эти предметы вам могут пригодиться в походе. Проверим, как подготовили ответы наши команды.
Волк. Добро пожаловать наш лес.
Ученик
Берёзы жёлтою резьбоюБлестят в лазури голубой,Как вышки ёлочки темнеют,А между тем клёнами синеютТо там, то здесь, в листве сквозной,Просветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца…Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Заворожённый тишиной.
Второй конкурс «На лесной опушке»
Командам предлагается догадаться, о каком дереве идёт речь.
3аОсенью нет красивее дерева, чем это. Оно словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зелёного, оранжевого и жёлтого. Листья с пятью- семью острыми выступами. Лесов из этого дерева не существует, но оно прекрасно себя чувствует в обществе берёз, дубов, осин. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты и спортивный инвентарь, а из листьев — чёрную и желтую краску.Что это за дерево? (Клён)
3б«Перуново дерево» — так его называли в Древней Руси. Красота, мощь, сила, величественность всегда действовали на воображение людей. это дерево долгожитель, т. к. может жить более тысячи лет. Много пользы приносит оно человеку: транспорт, медицина, химия, строительство не могут обойтись. Из веток этого дерева получаются хорошие банные веники.Что это за дерево? (Дуб.)
3вКрасавица — с этим никто не спорит. Дерево это неприхотливое, может расти на любой почве. Ему везде хорошо. Светел и радостен лес из этого дерева. Умельцы из его древесины вырезают всевозможные игрушки, ложки, посуду, плетут корзины и лукошки. а на коре этого дерева когда-то даже писали.
Что это за дерево? (Берёза.)
Задания для болельщиков
Давайте посмотрим, знаете ли вы деревья, которые растут на территории северного Казахстана, если это дерево не растёт, то вы хлопаете в ладоши.
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.
Смотри-ка, молодцы, а сейчас буду называть быстро.
Слива. Осина. Каштан.Кофе. Рябина. Платан.Дуб. Кипарис. Алыча.Тополь. Сосна. Каланча.
Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускания листьев? (Ольха, орешник, ива).Из какого дерева делают карандашные палочки? (Кедр.)Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Ель.)Из какого дерева делают спички? (Осина.)Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Шиповник, смородина.)И зимой, и летом одним цветом. (Ель)
Ведущий. Проверим, как подготовили ответы наши команды.
Ученик
У дедушки Дерева добрые руки,Большие зелёные, добрые руки…Какая-то птица на плечи садится,Какая-то птица в руках суетится.Жучище примчался и сел,Качался и всё восхищался,И всё восхищался.Стрекозы примчалисьИ тоже качались.И все свиристели в пуховой постелиСмеялись, качались, качались, свистели.Дедушка дерево пчёл подхватилИ на ладони свои усадил.У дедушки дерева добрые руки,Большие, зелёные добрые руки.Наверно, их стоИли сто двадцать пять.Чтоб всех покачать,Чтоб всех покачать.
Ведущий. Лес полон сказок и чудес, одно из этих замечательных чудес, дарованных нам это грибы. Давайте посмотрим, хорошо ли вы умеете различать грибы. Выберите съедобные грибы.Мы продолжаем нашу игру, следующий конкурс.
Конкурс третий «Соберём лукошко»
Лесная песенка.
Ведущий. Проверим, как команды справились с заданием.
Конкурс четвёртый для капитанов команды «брей ринг»
Ведущий. Каждой команде будет задано по три вопроса, вы должны сразу дать ответы.

Срежь гриб и вскоре ты увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого гриба нет, даже если его высушить. Может потому, и гриб получил своё название. (Белый гриб)
Приникли к земле красивые и вырезанные по краям листочки, а между ними на тонкой ножке — вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета (Земляника.)
В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

Красивый гриб и яркий. А есть его нельзя! (Мухомор)
Ягоду можно встретить в наших лесах, кисловата на вкус, но очень уж большие косточки в ней, растёт на земле. (Костянка.)vКак правильно собирать грибы?

Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного пня можно собрать целое лукошко. (Опята).
У этих грибов шляпки самого разного цвета, но название одно, когда-то их употребляли в сыром виде. (Сыроежки)
Следует ли уничтожать несъедобные грибы?
Ведущий. Молодцы, ребята.
Белка. Что ты надела?
Лиса. Я не виновата.
Белка. Что же мы теперь делать будем, чем зверей лечить?
Лиса. Это ветер подул, вот все рецепты и разлетелись.
Белка. Что мы скажет тётушке сове?
Лиса. А может ребята нам помогут?
Ведущий. Что за шум, что за гам? Что у вас случилось?
Белка и лиса. Мы взяли у тётушки совы рецепты с лекарственными травами, чтобы вылечить животных, но поднялся сильный ветер, и все рецепты разлетелись…
Ведущий. Что ж, ребята поможем белке и лисичке вылечить животных!
Конкурс пятый «Айболит»
Назовите лекарственные растения, чтобы вылечить зверей.
3аУ медведя простуда. Какие лекарственные травы применяют при простуде?(Шалфей, мать-и- мачеха, листья и ягоды малины).3бЗайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяют для лечения ран?(Крапива, подорожник, чистотел.)3вУ волка болит живот. Какие лекарственные травы применяют при боли в животе?(Корень колгана, зверобой)
Ученик
Лес, как сказочное царство,Там кругом растут лекарства,В каждой травке, в каждой ветке —И микстура, и таблетки.Ну, а чем и как лечитьЯ могу вас научить.Все целебные растенияЗнаю я без исключения.Нужно только не лениться,Нужно только научитьсяНаходить в лесу растения,Что пригодны для лечения!
Ведущий.Посмотрим, как знают лекарственные растения наши ребята.Молодцы.А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Птицы», но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, то потопайте слегка. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:Голуби, синицы, аисты, вороны,галки, макароны…Прилетели птицы:голуби, синицы,мухи и стрижи…И ещё раз.Прилетели птицы:Голуби, синицы,чибисы, чижи,галки и стрижи,комары, кукушки,даже совы-сплюшки,лебеди и утки —И спасибо шутке!В класс входит грустная берёзка.
Ведущий. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?
Берёзка Ребята, посмотрите на эту поляну. Здесь побывали горе-туристы: костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие вести себя на природе. А вы знаете как правильно вести себя в лесу? Это мы проверим в следующем конкурсе.
Ситуации — шестой конкурс
3аНа лесной полянке вы увидели красивые ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
3бВы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенчика. Как вы поступите? Почему?
3вПосле отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
Ведущий. Пока команды готовят ответы, мы повторим правила поведения в лесу. Если вы согласны с правилами берёзки, то хлопаете в ладоши.
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть, листьями бросаться.
Венки плести, большие букеты рвать, подумаешь, зелени много ещё вырастет.
Пучеглазую лягушку. ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе всё дело.
Ведущий: послушаем ответы команд.
Берёзка. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Ведущий. Вот, ребята, мы и посмотрели, как вы знаете наш лесной край, пока жюри подводит итоги, я хочу напомнить вам, что скоро наступит лето, каждый из вас побывает в лесном царстве, соблюдайте чистоту леса!
Белочка
Лес зелёный охраняй,Никого не обижай,Не губи деревья ты,Сохрани в лесу цвету!
Лисичка
Ты, дружок,Смотри не подкачай!Правдивым бытьИ добрым обещай!Не обижай ни птахи, ни сверчка,Не покупай для бабочки сачка!Люби цветы, леса,Простор полей —Всё, что зовётся Родиной твоей!
Песня о лесе.
Жюри подводит итоги.