Конспект урока Расчет электрических цепей


Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бузаевка муниципального района Кинельский Самарской области
Открытый урок по физике в 8 классе для конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2016»
«Расчет электрических цепей»
Автор разработки:
учитель физики
Идт Е.В.
ГБОУ СОШ с. Бузаевка
2016
Расчет электрических цепей
Цель урока: формировать у учащихся навыки применения знаний при решении нестандартных задач.
Задачи урока:
Образовательные: проверить знания учащихся по основным вопросам темы «Законы постоянного тока», применять знания в измененных условиях при решении нестандартных задач
Развивающие: формировать элементы поиска на основе приема обобщения и анализа учебного материала, развивать интерес учащихся к физике, познавательную активность.
Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, умения выражать и аргументировать собственные решения.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Вид урока: урок-практикум по решению задач.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные технологии: ИКТ, элементы проблемного и критического мышления, здоровьесберегающая.
Средства обучения: интерактивная доска, карточки-задания для каждой группы, ноутбуки учащихся.
Ход урока:
Этапы урока Содержание Дидактические цели Формы работы
Организационный
2 мин Приветствие учителя
Просмотр видеоролика. Постановка проблемы.
.
Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Активация познавательной активности. Беседа
Актуализация знаний
5 мин Формулировка цели учителем. Решение теста у доски
Вызвать интерес учащихся, подвести к необходимости повторения пройденного материала. Проверить качество знаний учащихся, осмысление изученного на предыдущих уроках. Фронтальная беседа, дискуссия. Фронтальный опрос. Работа с программой iSpring, ответы на вопросы на доске, учащиеся выходят по одному и вписывают свой ответ
(слайды 1-6 в группе вопросов 1)
Закрепление способов действий.
Поиск решения проблемы.
10 мин(4 мин работа у доски,4 мин на решение и ввод ответа, 2 мин на выступления лидеров команд)
Решение устных задач, условие которых записано на интерактивной доске (слайды 7-15 в группе вопросов 1). Учащиеся выходят по одному от группы, представляют решение, вписывают ответ Закрепить знания учащихся о видах соединения проводников. Подвести к необходимости использования эквивалентных схем. Индивидуальная работа учащихся у доски, остальные следят и поправляют.
2. Решение задач по группам. Слайды(16 -18) Задания группам дается на карточках, разной степени сложности, "по силам"
Учащиеся в группах должны распределить роли, разделить задания, решить их, обсудить и выбрать ответы.
Проверка осуществляется системой iSpring на ноутбуках учащихся, когда лидер группы введет правильные ответы.
Формировать и развивать навыки работы в группах. Создать условия для применения знаний, умений в знакомой учебной ситуации. Групповая форма работы по группам ( 2 группы по 5 человек)
Стадия «осмысления» Формирование умений и навыков.
Выражение решения проблемы.
10 мин(7 мин решение задачи и выбор отвечающего у доски,3 мин защита решения от обеих групп) Просмотр видеоролика,
Задача «Черный ящик» (слайды 19-21) Формировать взаимозависимость- сотрудничество между группами. Развитие умения самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Ответ от каждой группы. Отвечающий назначается участниками группы.
Стадия
«размышления» (рефлексии) Анализ осуществления связи целей и результатов урока.
(2 мин) Проанализировать вклад каждого ученика в успешную работу группы: Что удалось сделать? Что не удалось сделать? Формировать рефлексивные умения в последовательности: самооценка-взаимооценка. Обсуждение в группах, озвучивание оценки деятельности в группе
Приложение:
Впишите ответы на вопросы на интерактивную доску
Сопоставьте физические величины с соответствующими определениями
Сопоставьте физические величины с соответствующими формулами
Назовите вид соединения проводников
Выберите утверждения, подходящие для последовательного соединения проводников
Выберите утверждения, подходящие для параллельного соединения проводников
Каковы сопротивления показанных на рисунке цепей, если сопротивление каждого из резисторов равно 2 Ом
6 Ом

1 Ом

2/3 Ом

3 Ом
2/3 Ом

3/2Ом

2 Ом

1 Ом

4/3 Ом
Задания для групп на ноутбуках.
Решите предложенные задачи в группе, разделив их. Проверку осуществите, вбив проверенные ответы в программу на ноутбуке, оцените работу каждого члена группы.
Три резистора, сопротивлениями 2,4,12 Ом соединены параллельно. Определите показания амперметра, если вольтметр показывает 24 В.
А
V
12 ом
4 ом
2 ом

R1
R3
R2
A
B
Сопротивления резисторов
на рисунке: R1=6 Ом; R2=12 Ом;
R3=15 Ом;R4=3 Ом.
Определите напряжение на
каждом резисторе, если
между А и В оно составляет 72 В.
R4

V
R3
R2
A3
A2
V1
R1
A1
Участок электрической цепи состоит из трех сопротивлений: R1=20 Ом; R2=10 Ом; R3=15 Ом. Определите показания вольтметров Vи V1 и амперметров А1 и А2, если амперметр А3 показывает силу тока 2 А.
II Задание «Черный ящик»
Обсудите в группе возможные решения этой задачи, представьте выбранное вашей группой решение на листе формата А4, выступите с защитой вашего варианта.
Из 4 одинаковых резисторов по 10 Ом требуется составить цепь сопротивлением 6 Ом. Произведя необходимые расчеты, начертите эту схему.