Технологическая карта к«Электризация тел.Два рода электрических зарядов» уроку физики в 8 классе


Технологическая карта изучения
темы
«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Учебный предмет: физика
Класс: 8г
Учитель:Ярмухаметова Н.Х.,ГБОУ БКК ПФО,г.ИшимбайУМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:изучить явление электризации, выяснить как взаимодействуют заряженные тела, узнать какие существуют заряды.
Задачи урока:
Образовательные:
1)изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
2)усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
3)формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
4)формирование представлений о электризации, продолжить развитие теоретических знаний учащихся о электрических явлениях, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
Воспитательные:
1)способствование формированию научного мировоззрения;
2)пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
3)развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллектив
4) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
Развивающие:
1)способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
2)способствование развитию логического мышления;
3)развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
способствовать формированию научного мировоззрения;
4) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, полиэтиленовая пленка, резиновая полоска, бумажная полоска, шарик, эбонитовые палочки -2шт,стеклянные палочки -2 шт, мелкая бумажка, султанчики, фольга, гильза из фольги, проектор, экран.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
1. Организационный момент.(1мин)
Орг.момент. Приветствие учащихся Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя ЦелеполаганиеУмение настраиваться на занятие
2. Постановка цели и задач урока(2мин)
Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел. Запишем тему сегодняшнего урока «Электризация тел. Два рода зарядов». (слайд1)
Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока, опираясь на уже озвученную тему.
(формулировка цели)
Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, какие существуют заряды..Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса Отвечают на вопросы учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
3. Этап получения новых знаний.(20 мин)
Где, кем и когда впервые были замечены явления, которые мы начинаем изучать? История развития электричества интересна и поучительна.
История происхождения «электричества»(рассказ учителя)(слайд2)
(слайд3)стих.
Задание 1. 5 мин
Изучение электризации различных тел.
Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) пластмассовая линейка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек бумаги.
Порядок выполнения работы
1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.
3. Натрите пластмассовую линейку о бумагу и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.
Карандаш ___________________.
4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Полоски ______________________.
Вывод: Как можно наэлектризовать тела? ____________________.
Сколько тел участвуют в электризации?_____________
Каждое ли тело, участвующее при электризации, приобретает свойство притягивать к себе карандаш? _________. Электризуются после разделения _____________ тела.(слайд 4)
Презентация учащихся «Избавляемся от статического электричества»(слайд5)
Представление о положительном и отрицательном заряде.(слайд 6,7)
задание2. (5 мин)
Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.
Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) пластмассовая линейка, 6) полоска резины.
Порядок выполнения работы.
1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.
Как они взаимодействуют? _______________________.
3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:
Пленка с пленкой ________________________________;
Бумажная полоска с пленкой _____________________________;
4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, пластмассовую линейку, натертую о бумагу. Пленка и пластмассовая линейка ________________________.
Пленка и бумага _______________________________.
Вывод: в природе существуют ________вида электрических зарядов.
Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.
(слайд8) Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует опыты1,2,3,4
Даёт задание для работы в группах.
Формулирует задания, проводит инструктаж по его выполнению ,делает вместе учащимися выводы.
Для закрепления проводит демонстрации:
1.Опыт по взаимодействию наэлектризованных эбонитовой и стеклянной палочек.
2.Опыт с султанчиками.
3.Опыт с гильзой и наэлектризованными палочками.
Вывод: Заряд может передаваться от одного тела другому.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР.
Выполняют задание 1
(в конверте)
Работают в группах по два человека, затем обсуждают, формулируют выводы.
Мы сделали очень важный вывод:
1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.
2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.
3) Электризуются оба тела.
Показывают и рассказывают двое учащихся презентацию.
Задание2.
(в конверте)
Вывод:
1) существуют заряды двух видов;
2) заряды одного знака отталкиваются, разного – притягиваются.
3) при электризации оба тела заряжаются противоположными зарядами.
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других Контроль правильности ответов обучающихся.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
4. Первичная проверка понимания (10мин)
Физминутка для глаз.
Выполнить тестовую работу 2-х уровневую
Тест . Самопроверка.
(слайд9)
Даёт учащимся задания выполнить задание на карточках,Пишут на 2-х листочках между которыми копировальная бумага. После окончания, сдают верхний лист, после этого открывается слайд с ответами проверяют свои ответы. Самопроверка.
Слушает и проверяет правильность выполнения. Выполняют задание по карточкам, проводят самопроверку.
Выставляют себе оценку.
Сильный ученик выполняет тест на компьютеры ( программе Ехsel.) Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий. Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Первичное закрепление(8мин)
Прочитать пословицы и ответить на вопросы:
О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?
Верна ли она с точки зрения физики?
В чем житейский смысл этой пословицы?
«как соломинка и янтарь»
«Что шелкова ниточка, к стене льнет»
2)Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса. (слайды 10,11,12,13) Формулировка условий заданий.
Обсуждается выполнение дифференцированного задания.
Слушает и проверяет правильность выполнения Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку.
Отвечают на вопросы.
Закрепляют знания, полученные на уроке.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.
6. Итоги урока и рефлексия (3мин)
Подводит итог:
-Что было на уроке важным?
-Что было новым?
-Что было интересным?
У вас на столах лежат кружочки.
Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.
Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.
Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.
Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд
Формулирует вопрос .Проводит рефлексию, анализирует. Отвечают на вопросы. Рефлексируют. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
Умение делать выводы. Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.
Взаимодействуют с учителем Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь формулировать собственное мнение
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Саморегуляция.
7. Домашнее задание. (1мин)
Домашнее задание:
1)Изучить П. 25, 26 3)
2)Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее? Напишите отчёт.
Выставляются оценки активным учащимся.
Давайте назовем тех, кто работал на уроке особенно ативно, и оценим их работу. Выставляются оценки учащимся.
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности