Практическое занятие для 11 класса на тему Изменение генофонда популяции под влиянием факторов эволюции — дрейфа генов и изоляции

Практическая работа для обучающихся 11 класса по теме:

«Изменение генофонда популяции под влиянием факторов эволюции
– дрейфа генов и изоляции».

В ходе практической работы в тетрадь следует записать название практической работы, цель, оборудование, задание 1, таблицу 1, вывод 1, задание 3, таблицу 2, вывод 2.

Цель:
Выяснить влияние изоляции и дрейфа генов на генофонд популяций.
Оборудование:
5 различных аллелей одного гена (цветные квадратики 5-ти различных цветов), ванночки как территория, на которой обитает данная популяция.

Ход работы:
Задание 1. Внимательно ознакомьтесь со следующей моделируемой ситуацией:
В популяции некоего лесного насекомого Х встречается 5 аллелей одного из генов:
А – доминантный аллель – 54% (красные квадратики);
а1 – рецессивный аллель – 35% (синие квадратики);
а2 – молодая и поэтому редкая, но очень полезная мутация – 5% (желтые квадратики);
а3 – редкий полулетальный аллель – 5% (зеленые квадратики);
а4 – новая мутация, значение которой пока неясно – 1% (черный квадратик);
В результате лесного пожара 90% популяции погибло. Определите, какой это фактор эволюции и как это может сказаться на генофонде популяции.

Задание 2. Моделирование ситуации:
Поместите в ванночку 100 «особей» с аллелями, соответствующими генетическому составу популяции.
Перемешайте содержимое ванночки и, не глядя, достаньте 10 «особей», которые выжили после пожара.
Восстановите численность популяции, умножив количество особей с различными аллелями на 10. Запишите полученные результаты опыта 1 в таблицу.
Для установления закономерности проведите повторные опыты 2 и 3 и занесите данные в вашу таблицу 1.
Каков вывод?

Таблица 1.



Аллель



Исходные частоты
Фактор эволюции:
________________

Частоты после влияния фактора




Опыт 1
Опыт 2
Опыт 3

А
а1
а2
а3
а4
54%
35%
5%
5%
1%
















Итого
100





Вывод 1: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ .
Задание 3. Теперь ознакомьтесь с другой моделируемой ситуацией:
Некая популяция лугового бескрылого насекомого Y благоденствовала, обитая на своем лугу. В популяции встречались 5 аллелей одного из генов:
А – доминантный аллель – 54% (красные квадратики);
а1 – рецессивный аллель – 35% (синие квадратики);
а2 – молодая и поэтому редкая, но очень полезная мутация – 5% (желтые квадратики);
а3 – редкий полулетальный аллель – 5% (зеленые квадратики);
а4 – новая мутация, значение которой пока неясно – 1% (черный квадратик);
Через луг, на котором обитала популяция, проложили оросительный канал и популяция оказалась разделенной на две субпопуляции. Определите, какой это фактор эволюции и как это может сказаться на генофонде популяции.

Задание 4. Моделирование ситуации:
Поместите в ванночку 100 «особей» с аллелями, соответствующими генетическому составу популяции.
Перемешайте содержимое ванночки и, не глядя, разделите на две части по 50 «особей» в каждой.
Восстановите численность популяции, умножив количество особей с различными аллелями на 2. Запишите полученные результаты опыта в таблицу 2.
Для установления закономерности проведите повторный опыт еще раз и занесите данные в вашу таблицу 2.
Каков вывод?

Таблица 2.




Аллель



Исходные частоты
Фактор эволюции:
________________

Частоты аллелей после влияния фактора




Опыт 1

Опыт 2



1-я суб-
популяция
2-я суб-
популяция
1-я суб-
популяция
2-я суб-
популяция

А
а1
а2
а3
а4
54%
35%
5%
5%
1%













Итого
100







Вывод 2: ________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ .









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







15