Программа учебной дисциплины Основы электроники и цифровой схемотехники по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №60
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПУ №60
________ В.Д.Катаев
«___»_______2013г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электроники и цифровой схемотехники
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), примерной программы по учебной дисциплине «Основы электроники и цифровой схемотехники» среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС)
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Организация-разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №60 с. Оёк
Разработчики:
Погодаев С.А. – преподаватель, первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электроники и цифровой схемотехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в укрупнённую группу профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника 230103.03 Наладчик компьютерных сетей, 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 16200 Оператор электронного набора и верстки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника по профессиям рабочих: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 16200 Оператор электронного набора и верстки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять параметры полупроводниковых приборов и элементов схемотехники;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;
общие сведения о распространении радиоволн;
принцип распространения сигналов в линиях связи;
сведения о волоконно-оптических линиях;
цифровые способы передачи информации;
общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
94
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
32
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
4
Исследование характеристик электронных приборов по данным технической документации приборов
4
Построение схем элементов схемотехники
1
Расчет параметров полупроводниковых приборов с использованием справочной литературы
2
Решение задач
2
Создание презентаций по темам программы
4
Проектирование комбинационного устройства цифровой электронной техники
2
Выполнение рефератов
5
Поиск информации в информационных ресурсах Интернет
5
Выполнение чертежей схем полупроводниковых приборов
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электроники и цифровой схемотехники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Форма урока
Вид контроля
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
1
Содержание учебного материала
9
2
Тема 1. Основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах, усилителях, генераторах электрических сигналов
1
Краткое содержание курса и его задачи.
2
1.Введение. Значение курса «Основы электроники и цифровой схемотехники» в подготовке специалистов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
1
Лекция
Устный опрос
2.Основные сведения об электровакуумных приборах. Физические процессы в электровакуумных приборах. Классификация и условные обозначения электронных ламп.
1
Лекция
Устный опрос
3
Основные сведения о выпрямителях.
Тест
2
1.Назначение, классификация и принцип действия выпрямителей.
1
Лекция
Устный опрос
4
Основные сведения о колебательных системах, антеннах.
2
1.Свободные и вынужденные колебания в контуре.
1
Лекция
Устный опрос
5
Основные сведения об усилителях.
2
1.Классификация усилителей. Структурная схема. Основные технические показатели.
1
Лекция
Устный опрос
6
Генератор электрических сигналов.
2
1.Генераторы напряжений синусоидальной, прямоугольной и специальной формы. Стабилизация частоты генерируемых колебаний.
1
Лекция
Устный опрос
Практические занятия
3
1.Изучение вольт-амперных характеристик биполярного и полевого транзисторов
1
Практическое занятие
Устный опрос
2.Построение схемы и расчет коэффициентов усиления и выходных напряжений операционного усилителя, импульсного генератора
1
Практическое занятие
Устный опрос
3.Изучение вынужденных и свободных колебаний в контурах
1
Практическое занятие
Устный опрос
Определение неизвестных параметров стабилитрона по характеристике, изображенной на схеме
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка к выполнению практических работ: составление опорных конспектов по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем
Заполнение тематических учебных карт по определению рабочих параметров электронных приборов, их маркировке, условным графическим обозначениям, используя справочную литературу
Заполнение тематических учебных карт по классификации электронных приборов по назначению, конструкции, мощности, частоте, режимам работы по данным технической документации приборов
Расчет мостовой схемы выпрямления
Расшифровка буквенно-цифровых обозначений электронных ламп, полупроводниковых диодов, используя справочник по электронным приборам
Выполнение реферата на тему «Физические процессы в электровакуумных приборах», используя материалы информационных ресурсов Интернет
Подготовка доклада «Физические основы работы полупроводниковых приборов»
Тема 2. Общие сведения о распространении радиоволн и принцип распространения сигналов в линиях связи
Содержание учебного материала
3
2
1
Общие сведения о распространении радиоволн.
1.Излучение радиоволн. Классификация в зависимости от длины волны. Свойства радиоволн.
1
Лекция
Устный опрос
Влияние земной поверхности на распространение радиоволн. Диапазонные особенности распространения радиоволн.
Распространение радиоволн в тропосфере и ионосфере. Особенности распространения радиоволн на линиях космической связи. Схема радиосвязи
2
Принцип распространения сигналов в линиях связи.
2
1.Типы линий связи. Состав линии связи.
1
Лекция
Устный опрос
Характеристики линий связи.
Стандарты кабелей: коаксиальный кабель, волоконно-оптический, витая пара
Практические занятия
1
Изучение характеристик линии связи: амплитудно-частотная характеристика, полоса пропускания
Практическое занятие
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Выполнение чертежа поперечного разреза коаксиального кабеля
Тема 3. Цифровые способы передачи информации и принципы волоконно-оптической связи
Содержание учебного материала
4
2
1
Цифровые способы передачи информации.
1.Цифровые сигналы. Структурная схема системы передачи информации. Характеристики информационного канала.
1
Лекция
Устный опрос
2.Принципы волоконно-оптической связи. Преимущества и недостатки.
1
Лекция
Устный опрос
2
Практические занятия
2
Представление цифрового и аналогового сигналов
Практическое занятие
Устный опрос
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Поиск информации в информационных ресурсах Интернет для выполнения реферата по оптическим мультиплексорам и демультиплексорам
Тема 4. Общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники)
Содержание учебного материала
16
2
1
Общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники).
1.Цели и задачи цифровой схемотехники. Элементы электронных схем.
1
Лекция
Устный опрос
2.Резисторы. Классификация и системы условных обозначений. Основные электрические параметры резисторов.
1
Лекция
Устный опрос
3.Конденсаторы. Основные параметры. Краткие характеристики конденсаторов. Типы конденсаторов и рекомендации по их выбору и применению.
1
Лекция
Тест
2
Оптоэлектронные приборы.
1.Назначение и характеристики оптоэлектронных приборов.
1
Лекция
Устный опрос
2.Излучающий диод (светодиод)
1
Лекция
Устный опрос
3.Фоторезистор. Фотодиод, фототранзистор и фототеристор, оптрон
1
Лекция
Тест
3
Микросхемы.
1.Терминология. Классификация микросхем и система условных обозначений
1
Лекция
Устный опрос
2.Корпуса цифровых интегральных микросхем
1
Лекция
Устный опрос
3.Параметры цифровых интегральных микросхем
1
Лекция
Тест
Практические занятия
7
1.Изучение характеристик пассивных элементов полупроводниковых ИМС диффузионных резисторов
1
Практическое занятие
Устный опрос
2.Изучение характеристик пассивных элементов полупроводниковых ИМС ионно-легированных резисторов, диффузионных и МДП конденсаторов)
1
Практическое занятие
Устный опрос
3.Изучение характеристик пассивных элементов полупроводниковых ИМС диффузионных конденсаторов
1
Практическое занятие
Устный опрос
4.Изучение характеристик пассивных элементов полупроводниковых ИМС МДП конденсаторов
1
Практическое занятие
Устный опрос
5.Изучение характеристик дискретных резисторов по данным технической документации
1
Практическое занятие
Устный опрос
6.Изучение характеристик конденсаторов по данным технической документации
1
Практическое занятие