Технологическая карта урока истории на тему Отмена крепостного права в России
Технологическая карта урока.
1.Ф.И.О. учителя: Апрелева Наталья Николаевна
2.Класс: 8
3. Предмет: история
4. Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года».
Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II в реформирование жизни общества.
Задачи:
Образовательная – знать основные положения реформы, представлять порядок ее проведения, понимать значение и последствия.
Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению; способствовать формированию навыков получения информации из различных источников (исторической карты, документов, статистических таблиц, учебников, художественных произведений), умения систематизировать информацию, учиться прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.
Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости, к истории своего Отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:
учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 19в.», Просвещение, 2015,
учебник: Зырянов П.Н. «История России. 19в.», Просвещение, 2013 (извлечения),
учебное пособие под редакцией В.Н. Ашуркова. Пеньков В.В., Стекунов С.М.. «Край наш Тульский», ч. 1., Приокское книжное издательство, Тула,1970,
рабочая тетрадь: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 19в.», ч 2,Просвещение, 2015,
«История России. Часть 3. С конца 18 века по 90-е годы 19 века. 1С:Образование 4.», СД,
карта «Россия во 2 половине 19 века»,
компьютер,
проектор,
презентация.
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи,
- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях истории России.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса),
- осуществлять целеполагание,
- планировать пути достижения цели,
- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,
- самостоятельно контролировать своё время,
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами).
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
- владеть смысловым чтением,
- реализовывать исследовательскую деятельность,
- искать информацию,
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Логические:
- установливать причинно-следственные связи,
- анализировать,
- делать выводы.
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями отечественной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала (урок – исследование)
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов),
- познавательные (познавательный интерес),
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: исследовательская, проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использована смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 8 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Домашнее задание носит творческий и вариативный характер .
Характеристика этапов урока
Этап урока Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1. Организационный момент
Цель:
-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте ребята!
Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами продолжаем изучать историю нашей страны во 2 половине 19 века и узнаем об одном из самых значимых событий российской истории Нового времени..
Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового. Приветствуют учителя.
Личностные УУД:
Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)
2. Актуализация знаний.
Цели:
-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;
-устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
- социальный (работа в парах).
- словесный (беседа);
Организует работу обучающихся в парахА теперь давайте вспомним о причинах и предпосылках отмены крепостного права.
Выполните в рабочих тетрадях
задания и сделайте взаимопроверку:
1.№2:заполнить логическую цепочку о причинах отмены крепостного права.
2.№4:заполнить схему о предпосылках отмены крепостного права.
Вывод: неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем, но это было очень непростым делом, т.к. затрагивало интересы всех слоев общества. Выбор был сделан императором Александром Николаевичем Романовым (Александром II).
(слайд 1) Работают в рабочих тетрадях; оценивают друг друга.
Записывают в тетрадь тему урока. Коммуникативные УУД:
- организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение способов взаимодействия
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.
Познавательные УУД:
Общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме
Логические: установление причинно-следственных связей.
3. Целеполагание.
Цели:
-подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;
-организовать составление совместного плана действий;
- дедуктивный (от общего к частному).
- познавательный
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.
Вниманию обучающихся предлагается несколько фактов.
После смерти Александра II в России появилось много памятников «Александру II - Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами.
Как этот факт характеризует отношение крестьян к тому, что царь отменил крепостное право?
(Слайд 2)
Крестьянские волнения. Как многие крестьяне отреагировали на отмену крепостного права
(Слайд 3)
Из прокламации («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»).
Судя по этому источнику, как представители разночинной интеллигенции оценивали отмену крепостного права?
(слайд 4)
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила,
Одним концом по барину,
Другим – по мужику»
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Как вы понимаете эти строки?
Что значит «Распалась цепь великая»?; «Ударила одним концом по барину»?; «Ударила другим концом по мужику»?
(слайд 5)
Какие выводы следуют из этих фактов? (Неоднозначность оценки реформы).
Сформулируйте проблему, решение которой позволит нам понять неоднозначность оценки крестьянской реформы.
Проблемный вопрос: почему многие крестьяне и интеллигенция неоднозначно восприняли реформу 1861 года?
(слайд 6,7)
Какова цель нашего урока? Что нам нужно узнать, чтобы ответить на возникшие вопросы?
(Ответы обучающихся)
План урока:
1.Подготовка крестьянской реформы
2. Основные положения реформы
а) личное освобождение крестьян;
б) наделение землей;
в) выкупная операция;
г) крестьянская община.
3. Порядок проведения реформы.
4. Значение реформы.
(слайд 8,9)
Участвуют в постановке цели и задач урока.
Высказывают предположения, варианты проблем.
В тетради рисуют таблицу
Какую выгоду от отмены крепостного права получили крестьяне, помещики, государство?
Предположения обучающихся. Регулятивные УУД
- осуществление целеполагания- планирование путей достижения цели.
4. Открытие нового знания.
Цели:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала
- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)
- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами, с учебниками)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес).
- социальные (работа в группах).
1.Подготовка крестьянской реформы.
Используя презентацию (слайды10-13) учитель раскрывает этот вопрос.
Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II заявил в краткой речи, произнесенной 30 марта 1856 г. перед московским дворянством. При этом, зная настроения большинства дворян ,подчеркнул: «И сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу»,
Как вы понимаете эти слова («лучше отменить свыше, нежели снизу?»)
В сложных условиях проходила подготовка реформы, продолжавшаяся более четырех лет.
(слайд 17) Этапы подготовки отмены крепостного права.
03.01.1857 г. – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».
Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей.
20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
Февраль 1858 г. – секретный комитет переименован в Главный комитет по крепостному делу, председателем которого был назначен Великий князь Константин Николаевич (слайд 12)
Март 1859 г.- учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев (слайд 12,13).
1860 г. – все материалы переданы в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения.
(слайд 14,15).
19.02.1861г. Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
В документе записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
Подписав этот исторический документ, Александр Николаевич испытал чувство глубокого удовлетворения от осознания выполненного долга перед Россией (слайд16,17)
Положение состояло из 17 пунктов, в которых подробно описывалась вся процедура освобождения.
2, 3. «Великая реформа». Порядок проведения реформы.
Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документы, карту, статистические материалы, узнаете ее содержание и порядок проведения
Задания для групп:
Группа №1. Вопрос о личном освобождении крестьян. (слайд 18,19,20)
Учебник Зырянова п.1, абзац 1; «Положения о крестьянах …» п.1,2.
Когда крестьяне становятся лично свободными?
2. Как они теперь называются?
3. Какие права им предоставляются?
Группа №2. Вопрос о земле. (слайд 21)
«Положения о крестьянах …» п.3,4,7
1. Чьей собственностью признавалась вся земля?
2. Получали ли крестьяне землю?
3. Становилась ли она их собственностью?
4. О чем говорится в п.4.?
5. Были ли определены «Положениями...» размер надела, повинности крестьян?
6. В каком документе определялись поземельные отношения крестьян и помещика?
7. Кто его должен был составить и в какой срок?
Группа №3. Вопрос о земле. (слайд 22,23)
Учебник ДК «История России. 19 век» п.20, п.2, абзац 3,4,5.
«Тульский край» - с. 108-109 «Уставная грамота сельца Скоблева Тульского уезда» р. II, IV.
На основе «Уставной грамоты...» и материала учебника расскажите как определялся размер земельного надела и повинности крестьян.
Что такое «отрезки»?
Кого называли «временнообязанными»?
Группа №4. Вопрос о выкупных платежах. (слайд 24,25)
«Тульский край» с. 103-104; учебник ДК с. 142,1-2 абзац.
Как осуществлялась выкупная операция?
Сколько денег должен был заплатить за надел крестьянин Тульской губернии?
Группа №5. Вопрос о крестьянской общине. (слайд 26,27,28)
«Положения о крестьянах …» п.17,148,187; «Тульский край» с. 109 «Уставная грамота сельца Скоблева Тульского уезда», р. V.
Была ли ликвидирована крестьянская община?
Как она теперь называлась?
Какую роль играла круговая порука?
Группа № 6. Анализ статистических сведений об изменении в землепользовании крестьян Тульской губернии в результате реформы 1861 года. (слайд 29)
«Тульский край» с. 110-111; Учебник Зырянова п.2, абз.3
1. Проанализируйте статистические данные. Сравните данные по уездам (в т.ч. по Богородицкому) с губернскими и общероссийскими. Сделайте выводы.
Группа №7. Анализ данных по карте об изменении наделов помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости в общероссийском масштабе. (слайд 30)
Карта №5 «Отмена крепостного права в России» в учебнике ДК.
Где и насколько были уменьшены наделы крестьян?
Где и насколько были увеличены наделы крестьян?
Сделайте вывод: в целом по стране количество земли у крестьян после реформы увеличилось или уменьшилось?
На выполнение заданий отводится 10 минут. После чего каждая группа выступает с сообщением.
Вновь возвращаемся к проблемному вопросу (слайд 31); прочтите ваши записи в таблице: какие выгоды получили крестьяне, помещики, государство от отмены крепостного права? (слайд 32).
Сделайте предположения: кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права? После обобщения ответов обучающихся показываю слайд 33 Сделайте вывод по проблеме урока. (слайд 34)
Значение реформы (последствия).
Определите значение «Великой» реформы для дальнейшего развития страны. (слайд 35) Слушают, отвечают на вопросы.
Работают в группах с различными источниками информации, обсуждают вопросы, готовят ответы
В тетради заполняют таблицу
Делают сообщения
Размышляют, предполагают, высказывают свои суждения.
Высказывают свои суждения Познавательные УУД:
Общеучебные:
- владение смысловым чтением
- реализация исследовательской деятельности
- поиск информации
- структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические:
- анализ
- выделение причинно- следственных связей
Коммуникативные УУД:
- участие в коллективном обсуждении проблем
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные УУД:
Нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД:
- самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
- самостоятельный контроль своего времени
5. Применение нового знания.
Цели:
-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. - познавательные (познавательный интерес).
- социальные (работа в группах).
Организует работу в рабочей тетради №4,5 на стр. 6-7.и фронтальную проверку.
(Слайд 36) Выполняют задания в рабочей тетради. 6. Рефлексия
Цели:
- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;
-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;
-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. - эмоциональные (поощрение,).
Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.
Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок
Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке. Регулятивные УУД:саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
7. Домашнее задание.
Цель:
-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.
Параграф № 20, выучить новые понятия.
Творческое задание: написать письмо (по выбору).
- От лица освобожденного крестьянина на имя «царя-батюшки».
- От лица помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.
3. Поразмышлять над вопросом:
Почему, несмотря на такое решение основных вопросов, крестьянская реформа считается прогрессивной?
Слайд 37 Записывают задание в дневник. Приложение 1
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ 27. Уставная грамота сельца Скоблена Тульского уезда1. (Имение наследников штабс-ротмистра Алексея Степановича Хомякова).
I.Состав крестьянского общества.В сельце Скоблево значится по 10-й народной переписи2 мужского пола душ: крестьян — 45.
...Должны, на основании Положения, получить в пользование поземельный надел 45 ревизских мужского пола душ.
II. Мирская земля.
До обнародования «Положений» в пользовании крестьян сельца Скоб-лева всей земли состояло 167 десятин 1800 кв. сажень, из них собственно под крестьянскою усадебною оседлостью 8 десятин 1900 сажен.
Количество всей земли определено по прежним планам, хранящимся в вотчинной конторе.
3} Для Тульского уезда... определен высший душевой надел4 в 2 дес. 1800 кв. саж., а потому... по числу всех 45 душ высший надел на все крестьянское общество составляет 123 дес. 1800 кв. саж., а низший надел 41 дес. 600 кв. саж.
Так как крестьяне пользуются ныне землею в количестве, превышающем высший надел, то на основании ст. 18, крестьянам предоставляется в постоянное пользование5 полный высший надел, т. е. отводится мирской земли 123 дес. 1800 кв. саж.Затем, остальная сверх всего количества земля, бывшая в пользовании
108
крестьян, в количестве 44 дес., не поступает в мирскую землю, а отрезывается от нынешнего крестьянского надела и обращается в полное распоряжение помещика...
По сей грамоте мирская земля отведена крестьянам не окончательно.
III. Усадебное устройство.
1. Усадебная оседлость с-ца Скоблена оставляется прежняя без всяких изменений.
2. ...Вся усадебная оседлость сельского общества с-ца Скоблева, заключающая 10 усадеб, занимает 8 дес. 1900 саж.
Водопой и прогон к нему имеет быть в существующем пруде и прилегающем к общественной усадьбе.
Рыбная ловля в пруде, исключенном из надела, крестьянам воспрещается, а остается исключительным правом помещика.
IV. Повинности крестьян.
1. Нынешние повинности крестьян суть следующее: оброка денежного платили в год с тягла 23 руб., а с 21 тягла 483 руб.
В Тульском уезде за мирскую землю, которой отведено 123 дес. 1800 кв. саж., на основании ст. 169, причитается оброка: ...405 руб. в каждый год.
Сроки уплаты оброка оставляются те же, которые и доселе существовали, а именно: к 1 февраля, к 1 июня и к 1 октября по равным частям.
V. Доля усадебной повинности....Повинность за пользование всею усадебною оседлостью крестьянского общества составляет в год 67 руб. 50 коп., и выкупная сумма за всю усадебную оседлость... составляет 1125 руб.
Так как мирская земля состоит в общинном пользовании сельского общества, то на основании ст. 245 все временнообязанные крестьяне с-ца Скоблева отвечают друг за друга круговою порукою в исправном отбывании повинностей, определенных по сей уставной грамоте в пользу помещика.
Грамота сия составлена без участия крестьян и им не объявлена.
К сей уставной грамоте опекун над имениями наследников г-на Хомякова надворный советник Александр Иванов сын Кошелев руку приложил.
1862 г., мая 17 дня мировым посредником6 Тульского уезда 1 участка по прибытию в дер. Скоблево при поверенном владельцев, при посторонних добросовестных свидетелях с. Слободки,... сия уставная грамота при участии уполномоченных от скоблевского общества..., на сходе крестьян скоблевского сельского общества прочтена... и введена в действие, а списки с оной за скрепою и печатью выданы поверенному и скоблевскому сельскому старосте для точного по оной исполнения. Мировой посредник гвардии штабс-капитан
(подпись).
(«Тульский край», ч. I, стр. 181—186).
Примечания
1Грамота дается здесь с сокращениями.
2«10 народная перепись»—10-я ревизия, перепись населения, проводившаяся в 1858 г.
3-В десятине содержалось 2400 квадратных сажен. Десятина — 1,0925гектара.
4-Для каждой местности устанавливались высшие и низшие размеры земельного надела. Если крестьяне до реформы пользовались наделами, которые превышали высший надел, то помещик имел право отрезать «лишнюю» землю. Если крестьяне пользовались наделами меньше низшего, тоони могли требовать прирезки только в том случае, если у помещика останется не менее одной трети всей удобной земли.
5Постоянное пользование — земля предоставлялась крестьянам в пользование, а в собственность она переходила после того, как крестьяне ее выкупят. До выкупа крестьяне за пользование землей продолжали платить оброк или нести барщину.
6Мировой посредник назначался из местных помещиков для проведения в жизнь реформы.
Приложение 2
№28. Статистические сведения об изменении в землепользовании крестьян Тульской губернии в результате реформ 1861 г.
Наименование уезда Число помещичьих крестьян (в тыс.) Число душ, у которых была произведена отрезка (в тыс.) Отрезано земли у этих крестьян (в %) Число душ с неполным наделом (в тыс.) Надел земли на душу (дес.) Переплачено этими крестьянами (тыс. руб.)
Алексинский 57,9 7,6 24,0 26,2 0,9 9,5
Белевский42,6 11,0 22,1 10,9 2,4 3,2
Богородицкий 105,9 35,7 19,4 31,8 2,2 2,3
Веневский66,4 14,5 19,9 28,2 2,5 6,3
Епифанский82,1 21,2 19,7 16,5 1,9 2,3
Ефремовский76,0 21,8 21,3 7,5 2,0 0,9
Каширский 60,8 10,9 23,9 23,7 2,6 3,9
Крапивенский62,9 10,2 16,7 26,2 2,6 4,8
Новосильский58,2 14,5 21,3 24,3 2,5 4,8
Одоевский 56,7 8,2 17,4 18,2 2,5 10,8
Тульский 59,0 12,2 25,4 10,7 1,9 1.7
Чернский73,6 17,9 18,1 32,8 2,7 3,3
По губернии 802,3 185,9 20,5 241,9 2,4 55
(«Тульский край», ч.1, стр. 178-179,180. В.И. Крутиков «Отмена крепостного права в Тульской губернии», стр. 10,82,86,120).Приложение 3
П.Н. Зырянов История России 19 век (Извлечения)
16. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.
Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников.
С момента публикации законоположений 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью — отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных свободными сельскими обывателями, они получили гражданские права — свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретения недвижимого имущества и пр.
Крестьяне каждого помещичьего имения (теперь они назывались сельскими обывателями)объединялись в сельское общество и стали собираться на сельские сходы для решения хозяйственных вопросов. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года.1 Несколько соседних сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Волость в основном была полицейско-административной единицей.
Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям, а обязаны были выполнять требования закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабристы Г. С. Батеньков и А. Е. Розен, Л. Н. Толстой и другие).
Введение «временнообязанных» отношений. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, стали называться «временнообязанными».
Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению определялись по соглашению крестьян с помещиком и фиксировались в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.
Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось примерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен значительно уменьшенный душевой надел (в некоторых губерниях, например Курской, он доходил до 2,5 дес.). При пересчете у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснявшие крестьян, на протяжении многих десятилетий отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.
Выкупные сделки и выкупные платежи. Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения прекратятся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку — по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около 1/5 части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать эту сумму (вместе с процентами) ежегодно в течение 49 лет.
112
В принципе, в основе выкупа должна была учитываться доходность выкупаемых земель. В отношении черноземных губерний примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не с доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из побочных заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.
Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. Между тем платежи должны были ежегодно поступать в казну от каждого сельского общества, невзирая на больных и немощных. За отсутствующего домохозяина приходилось платить всему обществу. Крестьяне оказались связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу.
На заключительной стадии разработки реформы помещикам-крепостникам удалось ввести в закон одну существенную поправку. По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить» крестьянам четверть их законного надела, а остальные земли забрать себе. Крестьянские общества, которые согласились на эти условия, впоследствии горько раскаялись. В ближайшие же годы села «дарственников» на своих крошечных наделах катастрофически обнищали.