Итоговый урок по истории Древнего Рима.


Итоговый урок по истории Древнего Рима.

Тип урока: урок - обобщения

Метод: объяснительно – побуждающий.

Цель: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по Древнему Риму.

Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны
знать: основные этапы и события в истории Древнего Рима.
уметь: давать характеристику знаменитых деятелей Рима, развитию государственных форм правления в Риме. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства.
объяснять: значение достижений римской культуры и правовой системы.
Оборудование: ученическая тетрадь, раздаточный материал (тесты), компьютерная презентация, карта мира.

Методические рекомендации: предложенный урок рассчитан на сильный класс, с высокой работоспособностью. Обязательным условием проведения такого урока, является знакомство учащихся со всеми использованными формами работы. В противном случае ожидаемые результаты достигнуты не будут. Урок состоит из двух частей: проверки и закрепления знаний по разделу «Древний Рим» и заключительного обобщения. Первую часть урока учащиеся пишут тест, вторую часть урока – играют, вновь обобщая знания и расширяя границы изученного. Для работы во второй части учителем подготовлена презентация с игровыми развивающими заданиями.

Ход урока:
Организационный момент. Учитель объясняет учащимся как будет проходить работа на уроке, что дети должны выполнить обязательно, каким образом можно будет проявить себя во время игры по презентации. (3 мин)

Проверка качества знаний по разделу. (15 мин) Тест. (приложение1)


Заключительное обобщение в форме игры (15 мин) (приложение 2).:

«Крылатые выражения» - учащиеся должны пояснить, где и по какому поводу появились предложенные выражения.
«Великие завоевания Рима» - учащимся предлагается назвать территории, завоеванные Римом в соответствии с появляющейся на экране стороной света. Для выполнения этого задания учащиеся могут воспользоваться настенной картой.
«Личность в истории» – учащимся предлагается назвать имя человека, изображенного на экране (если учащиеся затрудняются сразу ответить – на экране появляются подсказки и лишь потом ответ).
«Соотнеси понятия и определения» - учащиеся должны каждому понятию подобрать соответствующее определение.
«Исправь ошибки» - учащимся предлагается вспомнить схему управления римской республикой и найти ошибки в схеме на экране.
«Великое наследие Рима» - учащимся предлагается вспомнить и назвать известные сооружения Рима. Схема работы: появляется изображение сооружения, учитель дает его характеристику, учащиеся должны правильно назвать сооружение.

Завершение урока (5 мин): Учитель делает заключительное обобщение материала урока, фиксирует наиболее значимые события на доске и оглашает оценки наиболее активным учащимся.

Домашнее задание (2 мин): подготовиться к обобщающему повторению по курсу «Древний мир». Учащимся предлагается разбиться по группам и подготовить рассказ с игровыми заданиями, презентации или мини – сценки по любому, наиболее понравившемуся, разделу курса.


Литература.
Примерные программы основного общего образования по всеобщей истории, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.С.Свеницкая «История Древнего мира». М.: Просвещение, 2007 г.
«Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций 5 – 11 классы» Н.И.Дорожкина, М: «ВАКО» 2009 год.
«Поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс» О.В. Арасланова, М: «ВАКО» 2004 год. (Использованы тесты)
«Энциклопедия педагогических технологий», А.К.Колеченко, Санкт – Петербург, «КАРО», 2002 год.
Приложение 1[3]
Тест
Вариант 1
Кого римляне называли «варварами»?
А) племена не знающие латинского или греческого языка
Б) жестоких императоров
В) всех, кто проживал вне города Рима

2. Рабы, получившие в пользование участки земли:
А) колоны
Б) «рабы с хижинами»
В) христиане

3. Что произошло в 509 г. до н. э.?
А) в Риме установилась республика
Б) был основан Рим
В) в Риме установилась империя

4. Какое зрелище римляне предпочитали всем
А) театральное представление
Б) спортивное состязание
В) гладиаторские бои

5. Кого римляне называли лучшим из императоров
А) Цезаря
Б) Траяна
В) Константина

6. Как переводится с латинского языка слово «республика»
А) власть народа
Б) общее дело
В) власть знати
7. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390 г. до н. э.?
А) Муций Сцевола
Б) гуси
В) волчица
8. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни зако нами?
А) демократия,
Б) диктатура
В) республика


Вариант 2.
1. Автор одного из «Евангелий» рассказов о жизни и учении Иисуса Христа:
а) Иуда
б) Иоанн
в) апостол Павел
2. Главный источник рабства в Риме:
а) завоевания
б) торговля
в) долговая кабала
3. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»?
а) сенаторы
б) полководцы
в) народные трибуны
4. Германские племена, захватившие Рим в 410 г.:
а) даки
б) венеды
в) готы
5. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор:
а) Антоний
б) Октавиан
в) Брут.
6. Река, переходя которую, Цезарь сказал знаменитые слова: «Жребий бро шен!»
а) Тибр
б) Рейн
в) Рубикон
7. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
а) консулы
б) императоры
в) народные трибуны

8. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?
а) в 509 г. до н. э.
б) в 74 – 71 г. до н. э.
в) в 313 г. н. э.


Приложение 2
Это культурный символ римского города, центральная площадь, где встречались горожане. Там располагался рынок, библиотека и суды. (форум Траяна)
Это сооружение стоит в центре площади. На нем 60 изображений императора. ( колонна Траяна)
Великое свершение инженерной мысли. Подводило чистую воду к домам миллиона жителей Рима. Эта система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен (Акведук)
Один из самых жестоких правителей построил самое пышное общественное здание из всех, что задумывал человек. Это был публичный дворец, самый роскошный и совершенный водный курорт всех времен. Площадь 110 тысяч кв. метров. Центральное пространство больше чем собор Святого Петра ( термы Каракаллы).
Самое замечательное строение Рима. Храм всем богам, построенный при императоре Адриане. Остается наиболее сохранившейся римской постройкой. Фасад его был призван выражать владычество Рима над миром. ( Пантеон)
Самое печально известное сооружение на земле. Арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Здание вмещало более 80 тысяч зрителей. Построено при императоре Веспасиане. (Колизей)

Заголовок 2 Заголовок 315