Конспект урока по истории на тему Рождение новой европейской науки (7 класс)
7 класс История
Тема: Рождение новой европейской науки
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о достижениях науки в Раннее Новое время.
Образовательная задача: Раскрыть сущность ситуации, в которой оказалась Европа после «церковного догматизма», выявить причины, побудившие возникновение научных знаний, познакомить с именами и идеями крупнейших ученых того времени, раскрыть последствия, к которым привел рост научного знания.
Развивающая задача: Продолжить формировать умения и навыки работы с текстом учебника, историческими иллюстрациями и портретами, рационально решать познавательные и проблемные задачи; формировать умения самостоятельно анализировать исторические события и делать выводы.
Воспитательная задача: Заинтересовать данной темой. Продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому европейских народов.
Тип урока: комбинированный
Орг. момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку
Мотивация
Опрос Д/ЗФронтальный опрос:
Что такое гуманизм?
Что стояло в центре внимания общества в Средневековье, а что в Новое время?
Что такое теоцентризм? Каковы на ваш взгляд его последствия?
Назовите некоторых гуманистов и их произведения
Что такое Утопия? Как это слово понимается сейчас?
Рассказ учителя: Вспомните, какие представления о мире существовали у европейцев в эпоху средневековья? (В средние века думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звезды, а Земля – это неподвижный центр мироздания). Со II века утвердилась геоцентрическая система мира, которую разработал астроном Клавдий Птолемей. Геоцентрическая система мира предполагала, что Земля неподвижна, а Луна и все планеты, Солнце движутся вокруг неё. Это полностью отвечало догматам церкви: Земля – центр Вселенной, а Бог создал человека.
Но время не стоит на месте: развивалось общество, многое менялось в жизни европейцев. В XV-XVI вв. были сделаны Великие Географические открытия, европейцы встретили новые миры. Подтвердилось предположение ученых о шарообразности Земли.
Запись в тетрадь:
Причины развития науки:
Великие географические открытия
Рост городов, становление капитализма, появление мануфактур
Отрицание авторитета церкви. Критическое мышление
Развитие гуманизма
Задание: пользуясь пунктами: «Он подрыл фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры» и «Человек незаурядной воли и мужества», заполните схему:
Взгляды ученых о строении Вселенной
Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей
«О вращении небесных сфер» «О бесконечности, Вселенной и мирах» «Звездный вестник»
Новые представления о Вселенной
1. Земля не находится в центре Вселенной, она вращается вокруг солнца и своей оси
2. Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна
3. Сформулированы законы падения тел, движения маятника и другие законы физики
Задание: чтение пункта «Он завершил создание новой картины мира»
Вопрос классу: Чем же знаменит Ньютон?
Рассказ учителя: Ребята, в эпоху Нового времени были также разработаны основные правила и способы научного исследования. Одни ученые призывали полученные знания проверять с помощью опыта и экспериментов, другие с помощью четких логических и математических вычислений. Давайте для удобства усвоения этой сложной информации составим таблицу*. Обратите внимание на этот материал, он впоследствии пригодится нам на уроках обществознания в старших классах, когда мы будем изучать раздел «Познание»
*Первая и вторая строка таблицы заполняется вместе с учителем, взгляды с помощью учебника.
Научное познание
Опытный путь
(эмпирический) Разумный путь
(рационалистический)
Автор Френсис Бэкон Рене Декарт
Взгляды При помощи опыта и экспериментов можно получить достоверное знание => теорию надо соединять с практикой Источником достоверных знаний является разум человека. Математика – образец для других наук
«Мыслю, следовательно, существую»
Закрепление и рефлексия: фронтальная беседа по изученному материалу, что понравилось на уроке, что хотелось бы изучить подробнее?
Д/З - §10 – пересказ