Урок истории в 7 классе «Рождение новой европейской науки»
7 класс, урок № 11
Тема «Рождение новой европейской науки»
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению с условиями развития науки в период Возрождения;
содействовать формированию представлений об основных открытиях, определивших новую картину мира,
создать условия для развития УУД:
Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия.
Продуктивный уровень: на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение о деятельности представителей европейской науки, уметь работать с таблицами.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Основные понятия: бесконечность Вселенной ,новая картина мира ,естественные права человека.
Основные вопросы: взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бекон, Р. Декарт, Дж. Локк.
Планируемые результаты изучения материала: обучюащиеся осознают, что в XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной. Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование.
Образовательные ресурсы: 1) учебник Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
2)Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.: Просвещение, 2013.
Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор.
План
Орг. момент.
Актуализация знаний обучающихся.
Изучение нового материала
1) Рождение науки, основанной на опытном знании.
2) «Он подрывал фундамент веры».
3) «Враг всякого закона, всякой веры».
4) «Человек незаурядной воли, ума, мужества!»
5) Он завершил создание новой картины мира.
6) «Самое лучшее доказательство есть опыт…».
7) «Я мыслю, следовательно, я существую».
Закрепление
Д/з §10,читать, подготовить сообщение о деятельности представителей европейской науки, закончить таблицу.
Ход урока
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний обучающихся.
Работа с карточками (Приложение 1) , ответы на вопросы учебника 4 с. 86
III.Изучение нового материала.
1) Рождение науки, основанной на опытном знании.
Эвристическая беседа с обучающимися по вопросам: 1. Какие изменения во взглядах людей мы можем проследить к XVI в?
2. Как вы понимаете принцип эпохи Возрождения-эмпиризм? Каково его практическое значение и применение?
2) «Он подрывал фундамент веры».
3) «Враг всякого закона, всякой веры».
4) «Человек незаурядной воли, ума, мужества!»
5) Он завершил создание новой картины мира.
6) «Самое лучшее доказательство есть опыт…».
7) «Я мыслю, следовательно, я существую».
Пункт 2-7 урока целесообразно провести как работу в группах. Учитель рассказывает о рождении новой науки, затем знакомит обучающихся с поставленными проблемами и предлагает каждой группе изучить один из сюжетов нового материала и на его основе решить поставленные проблемы. Примерное распределение содержания для самостоятельной работы в группах может выглядеть следующим образом:
I группа: новые знания о Вселенной (разделы § 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»); II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы § 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»); III группа: новые знания о человеке (разделы § 10: «Кровь разносит всюду теплоту и жизнь», «Право на жизнь, свободу и творчество»); IV группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы § 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»). Эти задания, заранее написанные на карточках, раздаются группам. Учитель их комментирует и устанавливает время для самостоятельной работы и обсуждения в группах. Вторая часть урока — самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и поиск решения проблемы с обсуждением окончательного варианта внутри группы. В третьей части урока представители от каждой группы предъявляют результаты коллективной работы. Предъявление результатов деятельности групп может сопровождаться заполнением таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».
Примерный вариант заполнения таблицы:
Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов
Николай Коперник (1473—1543) Польша Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной
Джордано Бруно (1548—1600) Италия Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира
Галилео Галилей (1564—1642) Италия С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной
Исаак Ньютон (1642—1727) Англия Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики
Уильям Гарвей (1578—1657) Англия Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни
Фрэнсис Бэкон (1561—1626) Англия Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания
Ренэ Декарт (1596—1650) Франция Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека
IV.Закрепление
Семиклассники обсуждают поставленные в начале урока проблемы.
Приложение 1
7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №1
1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность
2. Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.
Вильям Шекспир родился в знатной семье в Италии, рано проявил свой талант художника: создал картины: «Мона Лиза», «Гамлет и Джульетта», писал сонеты. 7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №1
1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность
2. Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.
Вильям Шекспир родился в знатной семье в Италии, рано проявил свой талант художника: создал картины: «Мона Лиза», «Гамлет и Джульетта», писал сонеты.
7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №2
1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность.
2.Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.
Леонардо да Винчи родился в богатой семье художника и всю жизнь прожил в Голландии, где написал свои самые знаменитые картины «Ночной дозор», «Давид». 7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №2
1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность.
2.Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.
Леонардо да Винчи родился в богатой семье художника и всю жизнь прожил в Голландии, где написал свои самые знаменитые картины «Ночной дозор», «Давид».
7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3
1. Установи соответствие:
1. Леонардо да Винчи А) «Давид», «Сикстинская капелла»
2. Микеланджело Б) «Утопия»
3. Вильям Шекспир В) «Джоконда», «Тайная вечеря»
4. Рафаэль Санти Г) «Ромео и Джульетта», сонеты
5. Томас Мор Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»
2. Чем объяснить тот факт, что в период XV-XVIвв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось? 7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3
1. Установи соответствие:
1. Леонардо да Винчи А) «Давид», «Сикстинская капелла»
2. Микеланджело Б) «Утопия»
3. Вильям Шекспир В) «Джоконда», «Тайная вечеря»
4. Рафаэль Санти Г) «Ромео и Джульетта», сонеты
5. Томас Мор Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»
2. Чем объяснить тот факт, что в период XV-XVIвв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось?
7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3
1. Установи соответствие:
1. Леонардо да Винчи А) «Давид», «Сикстинская капелла»
2. Микеланджело Б) «Утопия»
3. Вильям Шекспир В) «Джоконда», «Тайная вечеря»
4. Рафаэль Санти Г) «Ромео и Джульетта», сонеты
5. Томас Мор Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»
2. Чем объяснить тот факт, что в период XV-XVIвв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось? 7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3
1. Установи соответствие:
1. Леонардо да Винчи А) «Давид», «Сикстинская капелла»
2. Микеланджело Б) «Утопия»
3. Вильям Шекспир В) «Джоконда», «Тайная вечеря»
4. Рафаэль Санти Г) «Ромео и Джульетта», сонеты
5. Томас Мор Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»
2. Чем объяснить тот факт, что в период XV-XVIвв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось?