Урок по истории Нового времени в 8 классе по теме: « Искусство XIX в. в поисках новой картины мира»
Урок по истории Нового времени в 8 классе по теме: « Искусство XIX в. в поисках новой картины мира»
Материал разработан учителем истории
МОУ Будинской ООШ
Антоненковой А.В.
Цели: продолжить знакомство учащихся с культурой 19 века;
- выявить основные направления в культуре 19 века;
- познакомиться с представителями живописи и музыки 19 века;
- развивать умение находить нужный материал; конспектировать
- воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока:
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о развитии литературы в XIX веке. А сегодня мы окунёмся с вами в мир живописи XIX века, познакомимся с выдающимися художниками данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.
( сл. 2) План урока.
« Огненные кисти романтиков.
« Надо омужичить искусство!»
« Салон отверженные»
« Поэт Парижа»
« Живописец счастья»
В поисках собственного пути.
Неистовый художник.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя
( сл. 3) - В Испании на рубеже 18-19 веков абсолютизм, католическая церковь и инквизиция подавляли всякие попытки свободомыслия. И именно в этот период формируется творчество Франсиско Гойи.
Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос, находившаяся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили. Его отец был известным мастером по золочению. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
( сл. 4) « Портрет семьи Карла 4»
Семья Карла IV» кисти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слева направо: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], будущий король Испании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сестра Карла IV [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], неизвестная женщина,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], супруга Карла IV королева[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], король [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], его брат Антонио Паскуаль, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (видна только часть головы), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с супругой Марией Луизой, на руках их сын [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], будущий герцог Пармский. На заднем плане в тени Гойя изобразил самого себя. Волшебные, сверкающие краски не в силах скрыть чванства, глупости, нравственного и умственного убожества персонажей.
( сл. 5) «Третье мая 1808 года в Мадриде» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На картине запечатлено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с французскими оккупантами, а именно, сцена расстрела испанских повстанцев оккупационными французскими войсками в ночь на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Испанские повстанцы и французские солдаты изображены Гойей как две противостоящие друг другу группы: несколько безоружных мадридских ремесленников и шеренга военных с поднятыми ружьями. Лица и позы испанцев прописаны Гойей довольно чётко (патриотизм, отвага, злость, бесстрашие и пр.) в то время, как французские солдаты прописаны бегло и как бы сливаются в одну безликую массу.
( сл. 6) глубокий интерес к внутреннему миру человека проявлял и современник великого испанца – Теодор Жерико. Ученик в течение недолгого времени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а потом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Служа в королевских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. он исполнил большую и сложную картину «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (находится в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Новизна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], глубокий драматизм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где главным предметом его занятий было изучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], он сошёл в могилу в результате несчастного случая падения с лошади. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с натуры, мастерские [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и многочисленные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Помимо полотна «Плот „Медузы“», в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
( сл. 7) На картине « Офицер конных егерей», бросающийся в атаку» запеч
·атлён офицер, мчащийся в бой на своём коне, поле боя, взрыв снарядов. Нам предстаёт картина наполеоновских побед Франции. Отблеск дальнего пожара, контрастные цвета, света и тени усиливают героическое звучание картины.
( сл. 8) Плот « Медузы»
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у берегов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Тогда на отмели Арген в 40 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от африканского берега потерпел крушение фрегат «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.
( сл. 9) Под влиянием искусства Жерико складывался характер его друга Эжена Домье. Его картины полня смятения, тревоги. Кумиром с детва был Байрон, сцены из его паломничества нашли отражение в написании полотна « Резня на Хеопсе», рисующей эпизоды греко – турецкой войны. ( сл. 10) Резня на Хеопсе» - так историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2000. До 25 000 были вырезаны, остальные порабощены либо оказались в изгнании.
( сл. 11) В 1830 году художник закончил полотно « Свобода, ведущая народ»
Делакруа создал картину по мотивам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], положившей конец режиму [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] монархии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в мае [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно в течение приблизительно 25 лет не выставлялось на публике. В центре картины изображена женщина, символизирующая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На голове у неё [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в правой руке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в левой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини.
Иногда картина ошибочно ассоциируется с событиями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
( сл. 16) Родился во Франции, его вступление во французскую живопись было скандальным. Одни яростно ругали его работы, называя из безобразными, другие напротив – пророчили ему великое будущее.
На его картине « Дробильщики камня» старик-рабочий в грубой заплатанной одежде и потрескавшихся деревянных башмаках, опустившись на колено, разбивает молотком приготовленные для строительства камни. Юноша в лохмотьях с трудом удерживает в руках тяжёлую корзину.
( сл. 17) - творчество Курбе
( сл. 18) Жан Милле- французский художник, один из основателей барбизонской школы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами
( сл. 19) «Сборщицы колосьев» Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], снопы, повозка и занятая работой толпа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян, их нищету и смирение. Однако работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта
( сл. 20) - картины Милле
( сл. 21 ) Эдуард Мане - французский живописец, гравёр, один из родоначальников
Импрессионизма. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека.
- 2) работа по учебнику
Стр. 56 – « Салон отверженные» ( 1 абзац)
( сл. 22) – картины Э. Мане
« Портрет Эмиля Золя» - художник изображает своего друга в рабочем кабинете у письменного стола, заваленного бумагами и книгами. Интерьер свидетельствует о вкусах хозяина: японская ширма с фантастическим пейзажем, репродукция картины Моне.
( сл. 23) Клод Моне прожил долгую и трудную жизнь. Утончённый пейзажист, влюблённый в пригород Парижа, он был страстно увлечён водной стихией
( сл. 24) картины Мане + репродукции в учебнике
( сл. 25) Камиль Писсарро - французский живописец, один из первых и наиболее
последовательных представителей импрессионизма
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression впечатление) направление в искусстве последней трети XIX начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название этой картины Клода Моне.
Музыка
( сл. 40) Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников
романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
( прослушивание фрагмента записи « Лесной царь»)
( сл. 41) Фредерик Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.
( прослушивание фрагмента записи)
( сл. 44) Клод Дебюсси - был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
( прослушивание фрагмента музыки)
( сл. 45 – 49) - чтение материала в учебнике с просмотром слайдов
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание
Параграф 7-8, записи, вопросы.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15