Урок географии в 5 классе по ФГОС Повторительно-обощающий урок по теме План и карта


Предмет География
Класс 5
Тип урока Итоговый урок по теме
Тема урока Практическая работа №5. «Решение задач по теме «План и карта»
Цель урока -формирование и развитие навыков работы с планом местности, географической картой и глобусом;
-формирование умения измерять расстояния на плане, географической карте и глобусе;
-формирование умения пользоваться масштабом плана, географической карты и глобуса.
Задачи урока Образовательные: отработать и закрепить навык умения работы с планом местности, географической картой и глобусом.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с планом местности, географической картой и глобусом, умения работать в группе, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание культуры общения и географической этики.
УУД Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.Планируемые результаты Предметные:
Знать – теоретический и практический материал темы;
Уметь – решать географические задачи по теме.
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.Основные понятия Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, относительная и абсолютная высота, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, градусная сетка, географические координатыМежпредметные связи Геодезия, астрономия, математика.
Ресурсы урока Атлас, учебник, линейка, глобус, топографическая карта, физическая карта полушарий, физическая карта России.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1
Организа-ционный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя. Настраиваются на урок. Самоконтроль готовности к уроку
2
Мотивация учебной деятельности На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «План и карта», изучали способы ориентирования на местности, знакомились с планом местности и географической картой, градусной сеткой и географическими координатам . Что мы сегодня будем делать на уроке? Отвечают на вопросы учителя:
-Подведём итог по теме «План и карта» Отвечают на вопрос учителя. Формулирование темы и целей урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.
3. Практическая деятельность
урока
Учитель каждому учащемуся раздаёт задание
(Приложение 1) Выполняют задания. Итоговое задание по теме «План и карта» Повторение ранее пройденного материала, закрепление знаний по изученной теме Выполнение учебных действий в соответствии с заданием.
4
Рефлексия Подводит итоги урока.
-Чему научились при изучении темы «План и карта»?
-Где можем применять полученные знания? Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. Ответы на вопросы учителя. Закрепление знаний по изученной теме Оценка достигнутых результатов.
5
Домашнее задание Параграф 11 выучить, приготовить доклады или презентации о народах земного шара (о японцах, китайцах, русских, арабах, американцах и т.д.) Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике Самоконтроль и взаимоконтроль
Итоговый тест по теме «План и карта»
1 вариант 2 вариант
1.Если стоять лицом на север, то за спиной:
А. Полярная звезда; В. Восток;
Б. Юг; Г. Запад 1.Если стоять лицом на запад, то за спиной:
А. Полярная звезда; В. Восток;
Б. Юг; Г. Север.
2.Выберите верное утверждение:
А.У азимута угол находится между направле-нием на юг и на объект;
Б.У компаса красная стрелка направлена на север;
В. Древний ориентир на восток – Луна;
Г. Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток. 2.Выберите верное утверждение:
А.У азимута угол находится между направлением на север и на объект;
Б.У компаса синяя стрелка направлена на юг;
В. Древний ориентир на восток – Луна;
Г. Основные стороны горизонта – северо-запад, юго-восток, запад, восток.
3.Азимут в градусах измеряется:
А. От 0° до 360°; В. От 0° до 210°;
Б. От 0° до 120°; Г. От 0° до 330°. 3.Азимут на север, восток, юг, запад соответствует:
А. 0°, 90°, 180°, 270° В. 270°, 90°, 0°, 180°
Б.90°, 0°, 270°, 180° Г. 0°, 270°, 90°, 180°
4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 210°:
А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°. 4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 300°:
А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°.
5. В каком направлении от высоты 162,3 находятся:
А. Отдельно стоящее дерево; Б. Ручей;
В. Елагино. 5. В каком направлении от Елагино находятся:
А. Фруктовый сад; Б. Ольховый лес;
В. Болото.
6. Определите расстояние в метрах от отдельно стоящего дерева до озера, если масштаб карты 1:10000. 6.Определите расстояние в метрах от сарая до высоты 162,3, если масштаб карты 1:10000.
7.Меридианы на глобусе – это:
А. Вертикальные прямые; В. Окружности;
Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности. 7.Параллели на глобусе – это:
А. Вертикальные прямые; В. Окружности;
Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности.
8.Параллели на картах и глобусе всегда имеют направление:
А. Север – юг; В. Восток – юг;
Б. Север – запад; Г. Запад – восток. 8.Меридианы на картах и глобусе всегда имеют направление:
А. Север – юг; В. Восток – юг;
Б. Север – запад; Г. Запад – восток.
9.Полное градусное расстояние от нулевого меридиана на восток и запад составляет:
А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°. 9.Полное градусное расстояние от экватора до полюсов составляет:
А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°.
10.Для меридианов градусы подписаны на карте: А. На боковых рамках;
Б. На нулевом меридиане;
В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках;
Г. В легенде карты. 10.Для параллелей градусы подписаны на карте: А. На боковых рамках;
Б. На нулевом меридиане;
В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках;
Г. В легенде карты.
11.Широта отсчитывается (увеличивается) от:
А. Северного полюса; Б. Гринвичского меридиана; В. Южного полюса; Г. Экватора. 11.Долгота отсчитывается (увеличивается) от:
А. Северного полюса; Б. Гринвичского меридиана; В. Южного полюса; Г. Экватора.
12.Долгота бывает:
А. Западная и восточная; В. Северная и южная;
Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная. 12.Широта бывает:
А. Западная и восточная; В. Северная и южная;
Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная.
13. Северный и южный тропики – это параллели:
А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°; 13. Северный и южный полярный круг – это параллели:
А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°;
14. Восточную долготу имеют все точки страны:
А. США; Б. Великобритании; В. Японии;
Г. Аргентины. 14. Западную долготу имеют все точки страны:
А. России; Б. Великобритании; В. Японии;
Г. Аргентины.
15.Определить координаты Лондона. 15. Определить координаты Парижа.
16.Географические координаты Москвы:
А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°в.д.
Б. 60°с.ш. 39°в.д. Г. 50°с.ш.36°з.д. 16.Географические координаты Сиднея:
А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°з.д.
Б. 60°ю.ш. 39°в.д. Г. 32°ю.ш.151°в.д.
17.Определить абсолютную высоту отдельно стоящего дерева. 17.Определить абсолютную высоту болота.

Рис.1. План местности