Статья на тему Воспитательный потенциал содержания курса физики


Воспитательный потенциал содержания курса физикиИнтеллектуальное развитие школьников в современном мире неразрывно связано с воспитательным процессом, интеллектуал с отсутствием должного воспитания может представлять угрозу обществу. Однако сегодня в российской системе образования многими учеными и педагогами констатируется снижение уровня воспитания школьников. Это можно объяснить как масштабными социальными причинами (появлением глобальных средств коммуникации, отсутствием современной объединяющей национальной идеи и равноценной альтернативы воспитывающим организациям молодежи в советские времена), так и отсутствием системной разноуровневой воспитательной деятельности педагогов в школе, в том числе и учителей физики. В системе школьного физического образования наблюдается противоречие между наличием современных теоретических концепций воспитания и дефицитом адекватных дидактических средств, конкретных методических рекомендаций и поурочных разработок с воспитательным контекстом. Вышесказанное обусловливает актуальность темы нашего исследования «Воспитательный потенциал курса физики». Цель исследования состояла в анализе содержания курса физики в современной школе с точки зрения возможностей нравственного воспитания учащихся.
Из всего содержания учебного материала большой воспитательный потенциал представляет систематизированная информация о жизни и творчестве выдающихся ученых, а также ситуативные задачи с гуманистическим подтекстом.
Ситуативные задачи способствуют развитию нестандартного мышления, творческого подхода к решению проблем, активизируют познавательную деятельность, помогают организовать самостоятельную работу учащихся. Ситуативная задача включает текстовое описание какой-либо практической ситуации и ряд вопросов, связанных с ней. Для реализации воспитательных целей содержание ситуативных задач с гуманистическим подтекстом благотворно наполнить: историческим содержанием, которое будет показывать развитие и мирную направленность физической науки; экологическим содержанием, отражающим экологическую ситуацию в мире; новой познавательной информацией, благодаря которой обучающиеся ознакомятся с новыми явлениями, узнают о новых приборах и установках, которые, возможно, неизвестны. Пример задачи наполненной историческим содержанием.
Атомная электростанция (АЭС)
Во второй половине сороковых годов двадцатого столетия советские ученые начали разрабатывать первые проекты мирного использования атома. Главным направлением этих разработок стала электроэнергетика. Первая в мире атомная электростанция в СССР была запущена 27 июня 1954 г в городе Обнинске Калужской области.  Источником энергий на первой атомной электростанции является ядерный реактор, в котором происходит цепная реакция деления ядер урана-235 медленными нейтронами.  Тепло в зоне реактора, используется для получения водяного пара, вращающего турбину электрогенератора. Механическая энергия пара, образующегося в парогенераторе, направляется к электрическому генератору где она превращается в электрическую и дальше по проводам поступает к потребителям. Атомные электростанции ныне работают не только в нашей стране, но и в США, Франции, Японии и многих других странах.
Вопрос 2.1
Какие утверждения справедливы?
1. На АЭС ядерная энергия сперва переходит в тепловую форму энергии, далее в механическую, а механическая в свою очередь в электрическую энергию.2. Тепло выделяется в результате деления Урана-235 тепловыми нейронами
А. Только 1 Б. Только 2 В. И 1, и 2 Г. Ни 1, ни 2
Вопрос 2.2
В сутки первая АЭС расходует горючее массой 28 г. Определите какое количество теплоты электростанция получает в сутки? Приведите решение.
………………………………………………………………………………………

Вопрос 2.3
В чем состоит опасность атомных электростанций?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Биографическая информация о творчестве и жизни ученых представляет собой систематизированную информацию об основных этапах жизненного пути ученого, о становлении и развитии творчества ученого, о значении результатов творческой деятельности для последующего развития науки, производства и общества в целом, о мировоззрении ученого, его гражданской и политической позиции в обществе, характеристика эпохи, в которую протекала жизнь ученого, раскрытие творческой лаборатории ученого. Сообщения обучающимся яркий фактов из биографий российский ученых позволяют воспитывать целый ряд важнейших общечеловеческих качеств: любовь к своей Родине, гордость за русскую и советскую науку и технику, уважение к тем, кто своим умом, знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины. Пример сообщаемого учителем факта.
Андрей Дмитриевич Сахаров
  Русский физик-ядерщик, общественный деятель, один из создателей первой советской водородной бомбы. Он был одним из лидеров правозащитной деятельности. Понимая всю опасность ядерного оружия для мирного населения, он неоднократно выступал за прекращение его испытаний. Гениальный деятель активно выступал за демократию, амнистию заключенных, прекращение уголовного преследования, отмены смертной казни. Ученый боролся за свободный доступ к информации. Но его действия усиливали неприязнь советского руководства, которое отправило его в ссылку в Горький. Отняли у Сахарова А.Д все звания и премии, но он все равно продолжал отстаивать принципы защиты и прав личности. Вся его деятельность основывалась на принципах справедливости в отношении человека и государства.
Биографическая информация зарубежных физиков способна сформировать уважительное отношения к истории и культуре других народов, воспитать толерантное отношение по отношению к друг другу. Пример сообщаемого учителем факта.
Склодовская-Кюри Мария и Пьер Кюри Супруги Кюри лучшие годы жизни посвятили науке, в плохо оборудованной лаборатории, невзирая на отсутствие необходимых средств и технологий, они продолжали работать. Моральной установкой Пьера Кюри было «людям, а не себе». Материальные блага не были никогда главной составляющей их деятельности. Ученый отвергал предложенные ему медали, со своей женой он отказался от патента на изобретённый ими способ получения радия, хотя это сулило хорошие материальные блага. После гибели Пьера Кюри Мария Кюри продолжала дело своего мужа. Она возглавила в Парижском университете кафедру, которой руководил ранее Пьер. Мария умерла от лучевой болезни. Все вещи и тетради ученых до сих пор сохраняют определенный уровень радиоактивности.
Таким образом, приведенный комплекс дидактических средств ориентирован на становление предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся и позволяет эффективно реализовать воспитательную функцию школьного курса физики.