Статья Нетрадиционные способы обучения как фактор повышения эффективности занятия


НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ
В
настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности занятия как основной формы обучения и воспитания детей. За годы учебы на долю учащихся приходится огромное количество занятий. И если все они будут проведены в одной и той же или похожей форме, то это будет утомительно, однообразно и для детей, и для педагога, а значит, занятия будут не результативны.
Поскольку традиционные способы обучения и воспитания не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми ребятами, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на занятиях. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на занятия, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход педагога к подготовке и проведению занятий. В целях активизации детей, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику занимательные разновидности занятий, создавая в итоге авторские - нетрадиционные занятия.
Для того, чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Рассмотрим некоторые примеры повышения мотивации к обучению посредством нетрадиционных видов работ. Если спросить у подростка, что он любит больше всего? Его ответ - свобода и интернет. Задача педагога дать учащемуся шанс проявить себя в тех направлениях, которые ему дороги, понятны и близки. Свобода - это свобода выбора, свобода поиска, свобода выбора времени и пространства. Что касается интернета, как показывает практика, ребенок, хотим мы этого или нет, там всегда. Лучше его не отстранять от интернета, а контролировать и направлять его поиски. Таким образом, мы позволяем ребенку находиться в комфортной ему среде и одновременно решаем поставленные задачи.
Постоянное привлечение внимания подростка к социальным сетям и интернет-ресурсам позволяет ему заниматься самостоятельной исследовательской работой.
Например:
самостоятельное путешествие по виртуальным музеям (на тему, определенную на занятии) и написание эссе по итогам просмотренных сайтов;
создание видеоролика или презентации после посещения выставки;
сбор текстовой информации и фотоматериалов на тему времен года;
сбор информации на тему изучения исторической эпохи (архитектура, театр, мода, музыка и т.д.);
сбор информации на тему «Декорация» (выяснить, как данную тему раскрывали дизайнеры, художники в действующих театрах;
предложить варианты того, как данную тему раскрыли бы веб-дизайнеры, рокеры,и т.п.);
самостоятельный просмотр фото- и видео мастер-классов (можно показать ученикам одну запись, а подобные дети должны найти сами);
поиск интересного материала или способа подачи материала в виде исторической справки (на примере показа педагога);
поиск в сети интернет идей и образов для творческого воплощения;
создание интернет группы в социальных сетях на тему «Вызов принят!» с помещением видеороликов по изготовлению, лепке некоторых элементов или изделий на время.
На занятиях изобразительной деятельности можно применить еще один не менее интересный способ для привлечения внимания детей , это использование рисования «каляк» и «загогулей», а также придумывание слов на определенную букву и сочинение из них рассказа на основе полученного рисунка, то есть создание словесного коллажа. Вот как это действует на практике.
К примеру, для создания определенной композиции, будь то рисунок или скульптура, дается задание: на любую одну букву придумать десять слов существительных и записать их в столбик.
Слова могут быть любые, не связанные между собой по смыслу. Букву можно выбрать нескольким способами: ткнуть наугад карандашом на страницу текста в тетради, книге, журнале, или перечисление одним из детей букв алфавита («про себя»), а другой в какой-то момент говорит ему «стоп». Вместо алфавита можно читать стихотворение или петь песню.
Из созданных слов дается задание сочинить рассказ и записать его. Два три слова, совсем не подходящих по смыслу, можно отбросить.
Например, на букву «С»: «Силач сидит на стуле, пьет чай из самовара, с сушками и сахаром, слушает музыку с сидящей рядом собакой»; на букву «К»: «Команда кенгуру в красных купальниках, купаясь в квасе, отгоняет клеящегося комара».
Из одних и тех же слов можно придумать разные рассказы, так как главным действующим лицом может быть разное слово: ангел, апельсин, автомат, аквариум и так далее.
Следующим действием к этому заданию является создание эскиза, то есть зарисовка придуманной истории. Зарисовка в карандаше, затем эскиз в цвете. Задание может варьироваться в зависимости от поставленной на занятии цели. Например, в части занятия по изобразительному творчеству - это готовый сюжет для плоскостного изображения. Домашним заданием, в этом случае, может быть поиск ребенком в интернет ресурсах информации о том, как выглядит кенгуру или самовар, есть ли мультфильмы с участием этих героев и какие, как они изображаются в разных техниках, скачать эту информацию на планшет и показать педагогу и детям с дальнейшим обсуждением.
Если эскиз придуманного рассказа дается на занятии в части художественноприкладного творчества, домашнее задание усложняется - детям необходимо найти дополнительную информацию о том, какие мастера и как могли делать элементы прикладного изделия.
После создания эскиза необходимо выполнить техническое задание. То есть, по каждому элементу рисунка нужно составить список материалов, из которых его можно сделать. Например, если это стол - картон, дерево, пластилин, масса для лепки, бумага, картонная коробка, пластиковая бутылка, гофрокартон, деревянные шпажки. Таким образом, от нарисованной идеи учащийся поэтапно подводится к реализации творческого продукта.
На занятиях так же можно использовать метод известного иллюстратора Виктора Меламеда, лектора и преподавателя Британской высшей школы дизайна. Это метод рисования «загогулей». Задание выглядит следующим образом. На листе бумаги фломастером на четыре счета рисуются произвольные безотрывные линии в хаотичном направлении. Рисование подобных линий расслабляет руку и убирает страх белого листа. Важно выполнить задание быстро, то есть впустить в себя хаос, ломающий стереотипы. У кого-то линии получаются острые, у кого-то закругленные. Смотрим и ставим произвольно две точки.
Наличие двух точек на подобном изображении всегда ассоциируются с лицом. Рассматриваем «лицо», ищем образ. Это может быть образ человека, животного, рыбы, сказочного персонажа, автомобиля и так далее. Следующим шагом является дорисовывание увиденного образа, то есть выделение линий на изображении. Задание можно усложнить. Для этого после рисования загогулей обучающемуся дается установка найти в полученном сюжет. Например, танцоры, жираф и молоток, мышь и луна и так далее. Рисунки дети показывают друг другу, обсуждают результат. Еще более интересным получается занятие, если к рисунку сочинить историю или рассказ, записать его и проиллюстрировать. В зависимости от задач, поставленных педагогом в той или иной части занятия, конечное задание может варьироваться. Например, в части художественно-прикладного творчества, после придуманной истории, героя необходимо вылепить из пластилина или изготовить объемную декорацию из различных материалов, которые изучаются по программе.
Итоговой мотивацией ученика может стать создание портфолио выполненных им работ. Объемные работы фотографируются и помещаются, возможно, на сайт, или снимается собственное видео, или готовится презентация.
Нетрадиционные формы занятия можно рассматривать как одну из форм активного обучения, позволяющую свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для детей нетрадиционный подход - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Нетрадиционные формы занятия позволяют детям развивать свой творческий потенциал и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Изменение формы проведения занятий дает возможность не только поднять интерес ребят к изучаемому предмету, науке, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Нетрадиционные занятия способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких занятиях учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнеров, общаться друг с другом. Такая форма делает занятие живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.
Источник: журнал
«Дополнительное образование,№2,2015г.»

Доклад на тему :НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ

Подготовила:
педагог дополнительного образования
Гичук В.В.
2016 г.