Доклад на тему: Моя методика проведения закрепления пройденного материала через игровую форму.
Доклад учителя истории и обществознания АСШ Томского Т. А. на тему: Моя методика проведения закрепления пройденного материала через игровую форму.
В методике преподавания не только истории, но и других предметов нужно, на мой взгляд, каждому учителю стоит, основываясь на базовую методологию, строить свою систему обучения предмету. При этом нужно особое внимание уделить внешним обстоятельствам, таким как «веяния времени», особенности национального, регионального социального характера, т. е. менталитета того места, где ведется обучение.
Главной задачей преподавателя является доведение до учащихся тех знаний и навыков, которые в последствии будут нужны не только для дальнейшего поступления в СУЗ-ы и ВУЗ-ы, но и в повседневной жизни в обществе.
Учителям гуманитарных предметов, к каким относятся ведомые мной дисциплины, для более эффективной передачи знаний и навыков учащимся нужно, в первую очередь, уметь пользоваться доступным и понятным для учеников языком, таким, каким они общаются дома, с друзьями, но при этом не забывать подтягивать учащихся к способности понимать научный язык и грамотно изъясняться на нем. Поэтому, чтобы вызвать интерес к предмету, преподавание своих уроков в младших классах я начинаю на понятном, родном языке, но уже с седьмого класса уроки строятся на общегосударственном языке с упором на научные термины. Ведь общеизвестны проблемы учителей-гуманитариев в национальных субъектах РФ, где образование ведется на двух и более языках. Больше внимания на своих уроках я уделяю на понимание учащимися на конкретные научные термины. Именно пониманию их сути, а не только автоматическому выучиванию их. Особенно обществознание, как ведомый предмет, изобилует множеством терминов и понятий. Здесь одной из важнейших задач учителя является организация деятельности учащихся по овладению основного смысла научных терминов, понятий. Для этой цели, учащиеся сначала анализируют совместно с учителем сам термин и его определение самым простым способом, т.е. приводя примеры из повседневной жизни и т. п., и только после этого приступают уже к научной трактовке. Но не только по отношению к терминам и понятиям я использую этот метод, но и для объяснения отдельных исторических фактов, явлений и событий. Зато при самостоятельной работе учащихся вне школы, лучше с младших классов приспосабливать к общегосударственному научному языку. К примеру, при выполнении рефератов или логических схем, таблиц. В недавнем прошлом, на моих уроках учащиеся вели отдельные тетради, которые назывались «Это должен знать каждый», куда записывали наиболее распространенные термины и понятия. Определения их записывались научным языком и во время урока поняв суть, дома выучивали их наизусть, конечно, не все, а самые основные.
Так как тема моего самообразования называется «Игровые формы и методы, как наиболее эффективный способ закрепления полученных знаний», то разрешите мне приступить к изложению смысла основной идеи моей темы.
Наряду с общепринятыми для закрепления новой темы методами, такими как фронтальная беседа, составление логических схем, анализа основных понятий, выполнения опорных конспектов, тестирование, я применяю такую форму закрепления, как игра.
Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место отводится игровому обучению, целенаправленной организации игрового взаимодействия обучаемых. Игра в учебном процессе- это дидактический, т. е. поучительный и социально важный аспект, способствующий развитию умений коллективно мыслить и действовать. В педагогических работах последних лет значительное внимание уделяется типам игр, условиям их подготовки и проведения, приемам организации учебно- игровых взаимодействий, пропагандируется положительный опыт игровых подходов, накопленный в различных звеньях системы народного образования, позволяющий делать вывод о том, что игра на деле может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Задачей учителя является поддержание интереса к любому разделу курса, в том числе и «неинтересному». Простое изложение сути того или иного вопроса и пересказ содержания делают уроки монотонными. Оживить работу помогут обучающие игры: ролевые, деловые, игры с правилами и прочие.
Стимулом для всех видов игр является «оценка». Важным составляющим для нормального прохождения игры является отношение учащихся и учителя между собой. В ходе игры учащиеся не должны чувствовать никакого дискомфорта, в классе должна царить атмосфера здоровой дружной соревновательности. Учитель, как психолог, каковым должен быть каждый нормальный преподаватель, должен по ходу игры предотвращать всякие негативные проявления свойственные коллективным соревнованиям. Учащиеся должны видеть в нем справедливого судью. Главная роль в игре должна принадлежать участникам и они это должны почувствовать. Когда восцарилась такая атмосфера в классе, то отстающие ученики, сами того не замечая, втягиваются в игру наравне с более сильными учащимися, что было наглядно продемонстрировано недавно на открытом уроке по истории в 8 классе.
Что касается примеров игр, то применяются в основном ролевые игры, аналоги интеллектуальных телепередач и другие, как придуманные учителем, так и учащимися.
Ролевые игры, на мой взгляд, способствуют более конкретному пониманию темы, так как учащиеся, как бы, вживаются в изучаемые образы. Такие игры наиболее подходят к обществознанию. Например, на уроках по темам «Суды РФ», «Парламент», «Власть» учащиеся играют роли судей, адвокатов, прокуроров, депутатов и сенаторов, издающих законы, президента и т.д.. После таких уроков можно услышать такие возгласы учеников, как «Ах, вот как издаются, оказывается, законы» и т. п.. И это красноречивей всего говорит о том, насколько была понята тема урока.
Часто проводится игра «Умники и умницы»- аналог телепередачи. Игра идет на конкретное время (15-20 минут). Три ученика становятся в один ряд, в одну линию, благо, у нас в школе полы дощатые и проблем с линиями у нас нет, выставляются три коробки с тремя категориями вопросов. Красная коробка со сложными, желтая со средней сложности, а зеленая с вопросами полегче. Тот ученик, который к исходу данного времени окажется впереди всех, тот, соответственно, получает и высшую оценку, следующий- среднюю, а отставший, соответственно, следующую. За каждый правильный ответ по сложному вопросу ученик проходит три черты, за средний- две, за легкий вопрос- одну, а за неправильный- столько же назад.
Также проводится игра «Дуэль», где двое учащихся дуэлянты, которые стреляют друг в друга вопросами, пока один из них не сможет ответить на вопрос и проиграет. Секундант же следит за правильностью ответов и очередностью «выстрелов».Обычно в роли секундантов назначаются более «слабые» ученики, я считаю, что это должно как-то стимулировать их к подтягиванию к признанным «фаворитам».
Есть в арсенале еще такая игра, как «Угадай персону», где учитель зачитывает особые приметы, деяния какой-то исторической личности, желательно в стихотворной форме, а учащиеся должны угадать о ком идет речь.
Игра «Цензор» тоже любима детьми, а правило таково- на доске вывешиваются цитаты, года и события, имена и фамилии деятелей, которые могут иметь, я подчеркиваю- могут иметь, а могут инее иметь какие-то ошибки, а ученик должен их выявить, если таковые присутствуют, и устранить.
Проводится игра «Русская рулетка». На доске вывешиваются шесть кружков, которые с обратной стороны имеют записанные вопросы, но вопрос одного кружка очень и очень простой, ответив на этот вопрос можно получить сразу приличную оценку, а ответы на остальные вопросы оцениваются соответственно ответу.
С отстающими учащимися проводится игра «Пять за Пять», где учитель и одноклассники задают по только что пройденной теме пять вопросов одному из учащихся и на сколько вопросов он даст правильный ответ, такова и будет оценка в журнале. В ходе этой игры можно объявить конкурс на лучший вопрос.
Также для закрепления пройденного материала я использую такую форму, как взаимопроверка, в ходе которой ученики задают какому-нибудь своему однокласснику какой-либо вопрос, а затем анализируют ответ.
Проводится еще такой урок, как урок- терминология, в ходе которого изучаются только термины и понятия, а в конце урока проводится одноименная игра, где учащиеся разделившись на две команды соревнуются на знание определений терминов и научных понятий. Одна команда называет термин, а другая должна дать определение этому термину. Не смогшая дать правильный ответ команда проигрывает. В роли судьи выступает учитель.
Можно придумывать бесчисленное множество разных игр для закрепления пройденного материала, но при этом нужно учесть, что все они должны строиться на основе справедливости, взаимопомощи, честности и добра. Вот, вкратце, я постарался раскрыть вам тему своего самообразования. Если есть вопросы, то – пожалуйста. Спасибо за внимание!
15