Правописание суффиксов различных частей речи подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
11-й класс
Цели занятия:
обобщить и систематизировать сведения по теме «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)»,
совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
проанализировать тестовое задание 10,
совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.
Задачи занятия:
работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
развитие орфографической зоркости.
Тип занятия комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
раздаточный материал;
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
презентация Power Point к занятию.
План занятия (2 часа)
№
п/п
Этап урока
презентация Power Point
Цель и содержание этапа
Время
1
Организационный момент
Слайд 1
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия.
2 минуты
2
2
Актуализация опорных знаний по теме «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)»:
Слайды
2-39
(Работа с
Приложением 1)
Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.
78 минут
Правописание суффиксов существительных
Слайды
3, 5, 12, 13
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
10
минут
Слайды
4, 6-11, 14-19
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных.
26
минут
Правописание суффиксов прилагательных
Слайды
21-25
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
15
минут
Слайды
26-27
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных.
5
минут
Правописание суффиксов глаголов
Слайды
29-31
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
9
минут
Слайды
32-35
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов.
6
минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд
37
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии
3
минут
Слайды
38-39
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
4
минут
Перерыв (10 минут)
3
Обобщение и систематизация изученного
Слайды
40-42
(Работа с
Приложением 2)
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма.
4 минут
Слайды
43-48
Переход по ссылке «Проверка»
на слайды
49-55
Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10.
18 минут
4
Проверка и коррекция знаний учащихся
Слайды
56-57
«Варианты»
(Работа с
Приложениями 3-4)
Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов).
15 минут
6
Подведение итогов занятия, оценка знаний
Слайд
58
Анализ, оценка знаний учащихся
3 минуты
Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
Актуализация опорных знаний по теме «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». (Презентация. Слайды 2-39)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)
Работа учащихся с примерами и формулировками правил.
Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.
Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.
Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:
анализ содержания учебного материала по орфографии,
орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.
(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)
Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 40-42)
Анализ примера задания 10.
Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.
ноч..ватьгречн..выйзавистл..выйстро..вой
Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):
Орфографический разбор каждого слова.
Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.
Написания суффиксов в каждом слове.
Поиск правильного ответа.
Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .
(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке «Проверка» на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке «Назад».
Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).
Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.
Проверка и коррекция знаний учащихся.
Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход «Вариант» к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложениях 3, 4.
Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)
Литература
Государственной программы «Русский язык. 10-11 классы». (Авторы программы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: «Русское слово» 2008.
Русский язык. 10 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина
· 5-е изд., испр. и доп.
· М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2008.
Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. 2-е изд., испр. и доп. М.: ВАКО, 2005.
Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. М.: Высшая школа, 1992.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2010
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2011
Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. М.: Издательство «Экзамен», 2010
15