Адаптация ребёнка в приёмной семье
Реферат на тему:
«Адаптация ребенка в приемной семье»
Подготовила: Белогурова Елена Викторовна,
учитель коррекционного класса СКО VIII вида
МБОУ СОШ № 1 г.Ессентуки
г.Ессентуки 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. I.ПОНЯТИЕ «АДАПТАЦИЯ» ……………………………………………
1.1. Психологическое понятие «адаптация» …………………………1.2. Социологическое понятие «адаптация»……………………………II. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ - ЧТО ЭТО? ……2.1. Дети-сироты и приемные родители ……………………………… 2.2. Адаптация ребенка в приемной семье ………………………………
III. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ………
3.1. Первый этап - «Медовый месяц» ……………………………………
3.2.Второй этап «Уже не гость»…………………………………………
3.3. Третий этап - «Вживание» …………………………………………
3.4. Четвертый этап - «Стабилизация отношений» ……………………
3.5.Памятка для родителей …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………… 222
22
2
2
3
3
4
6
7
7
8
9
Введение
1.1. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.2.1. Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.
Теперь мы имеем общее представление о понятии «адаптация». Давайте рассмотрим частный случай этого процесса: адаптацию ребенка в приемной семье.
Адаптация ребенка в приемной семье - что это?
2.1. Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 - 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны. Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, ребенок, наверное, начнет оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом, предпринимать попытки освоиться в новом месте. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их радушие или враждебность.
2.2. Адаптация ребенка в приемной семье – неизбежный и тяжёлый период для каждой приёмной семьи. Когда дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теряют активность, у них притупляются приобретенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.
Приёмным родителям бывает трудно принять ребёнка таким, какой он есть, приспособиться к его привычкам, поведению, чертам характера. Трудно объяснить себе и простить поступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпение, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.
Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правильно наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рассматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспитательных воздействий. Связи между всеми членами семьи должны быть максимально доброжелательными, а главным результатом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приёмной семьи.
Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:
адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат);
адаптация к другим членам семьи, близким и знакомым (наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
адаптация к нормам и ценностям семьи (нравственным, трудовым, эстетическим);
адаптация к традициям семьи и к её привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.
Этапы адаптации ребенка в приемной семье.
В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько этапов:
3.1. Первый этап - «Медовый месяц». Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью – во время его первых визитов в гости. Это удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На этом этапе все обычно идет просто замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок, в свою очередь изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравится его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Некоторые дети сразу могут начать называть вас «мама» и «папа». Отнеситесь бережно к чувствам ребенка, будьте сдержанны по отношению к нему на этом этапе. Не стоит, особенно на первом этапе построения отношений, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Помните, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю учреждения, в котором находился ребенок и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регулирование спорных моментов в жизни вашей семьи. Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а тогда, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка. Нужно помнить, что новые переживания могут негативно отразиться на ребенке. Он может испытывать тревогу, плохо спать. Могут появиться подъемы и спады настроения, попытки успеть все и сразу. Для этого периода будет лучше, если кто-то из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоиться в новом месте. Необходимо показать ему, как работает бытовая техника, как включается телевизор. Научить совершать простейшие действия: как подстригать ногти, чистить картошку. Совершить прогулку вместе по улице, показать будущий детский сад или школу, магазины, почту, поликлинику, парк. Однако не стоит очень быстро сближаться с ребенком на этом этапе. И ему и приемным родителям нужно время. 3.2. Второй этап - «Уже не гость». Для второго этапа адаптации в приемной семье характерен кризис взаимоотношений. Вам может показаться, что послушного и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как вам хочется. Вы, в свою очередь, можете задумываться, а правильно ли вы сделали, взяв этого ребенка в свою семью? Не совершили ли вы ошибку? Неужели вам так и не удастся найти общий язык с ребенком? Успокойтесь, - то, что с вами сейчас происходит – это закономерный процесс, причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Рассмотрим основные причины кризиса:1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что «не подойдет» новым родителям и его вернут в приют. Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить. 2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Возможно, ухудшению поведения ребенка способствовали ваши же собственные ошибки. Быть может вы, даже не отдавая себе отчета в этом, ожидаете от ребенка благодарности. Ребенок, конечно же, благодарен вам, но пока не умеет это выразить. Умение благодарить — это то, чему ребенку предстоит научиться в приемной семье. 3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но, прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос со специалистами. Разговор может проходить по приблизительно такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику, в зависимости от реальной ситуации в его кровной семье: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним». 4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, что даст возможность нормально развиваться дальше. Кроме того, известны случаи, когда у приемного ребенка на этапе кризиса появлялась излишняя фиксация на чистоте или, наоборот, на грязи. Некоторые дети становятся чрезмерно озабочены своим здоровьем. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам:
- мне достался «не тот» ребенок
- мне с ребенком не справиться
- я — плохой воспитатель и т.д.
Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому нельзя легко сдаваться. Не надо забывать о том, что ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Ну а при возникновении сложностей необходимо помнить, что приемные родители всегда могут (и должны!) позвонить специалисту. Ну а в самые тяжелые минуты родителям нужно повторять себе: кризис необходим приемной семье!
• Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. У приемных родителей есть прекрасная возможность лучше понять ребенка и с помощью специалистов найти пути решения проблем. • Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный этап. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад. • Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, поможет добиться больших успехов в укреплении семьи. • Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно. • При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи. • В конце - концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!
3.3.Третий этап - «Вживание». Итак, приемные родители прошли через трудности кризисного периода! Теперь они гораздо лучше понимают проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), его нужно поддерживать: мы вместе, мы справимся. Ребенку не предъявляется лавина требований, приемные родители на данном этапе уже знают его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка находятся причины проблемы и способы их преодоления самостоятельно или с помощью специалистов. На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания родным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать своих детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Родные дети, подобно приемному ребенку, могут начать плохо себя вести, может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей. Как правило, на этом этапе и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Тем не менее, следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие. В случае любых изменений в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок и др.) следует позвонить социальному работнику, который имеет больший опыт в решении проблем приемных семей, и поможет вам пережить эту ситуацию более спокойно.
Итак, четвертый и последний этап.3.4. Четвертый этап - «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и родные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба родителей и другие проблемы. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу.
Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет рассказывать о своей предыдущей жизни, вспоминать неприятности. У него появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало. Родные дети приемных родителей приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семьей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья. Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон – ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и родители должны к ней привыкнуть! Поэтому надо обязательно помнить о том, что все без исключения испытывают стресс, взрослым тоже нужна помощь – со стороны супруга или супруги, других членов семьи, социальных работников, психологов. Не нужно стесняться обращаться за помощью, этим можно уберечь себя и детей от эмоциональных срывов и психосоматических болезней! 3.5.Памятка для приемных родителей: 1. Не стоит впадать в отчаяние, если что-то идет не так, как вам представлялось.
2. Всему свое время, вам еще обязательно удастся выстроить гармоничные, доверительные отношения. 3. Приемным родителем – это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха. Конечно, вы не имеете официальных выходных и отпуска, однако, это не значит, что надо забыть про себя и полностью погрузиться в проблемы ребенка. Вокруг наверняка есть люди, которые могут вам помочь, например, погулять с ребенком, пока вы немного отдохнете. 4. Если вы испытываете тревогу по поводу своего нового статуса или вас что-то беспокоит, обязательно найдите возможность проконсультироваться с психологом, получить поддержку у специалистов Центра ППС замещающих семей «Семейный очаг» или у других приемных родителей.
5. Не стоит забывать и про собственное здоровье, всегда вовремя консультируйтесь с врачами! 6. С момента знакомства ребенка с приемными родителями начинается процесс адаптации – приспосабливание и привыкание к новой обстановке.
7. Этот процесс имеет свои особенности, он протяжен во времени и обычно включает в себя четыре основных этапа: - «Медовый месяц», отношения между родителями и приемным ребенком обычно окрашены большим взаимным интересом, ожидания, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых заметно идеализированные. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу и показать себя с хорошей стороны. - «Уже не гость» – это второй этап адаптации, для него характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Поведение ребенка ухудшается, взрослые могут прийти в отчаяние. Но это закономерный процесс, и в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. - «Вживание»- родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Родители находят подход к ребенку, они хорошо изучили его сильные и слабые стороны. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые, зачастую с помощью специалистов ищут и находят их причины, а также способы их смягчения или преодоления. - «Стабилизации отношений» - характеризуется удовлетворенностью от семейной жизни. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Семья начинает функционировать как обычная семья. Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:
1. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.
2. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, мстительность, упрямство и др.) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). Детско-родительские отношения не установлены, взаимная адаптация не произошла.
Заключение
Признаки становления адекватного поведения у ребенка:
- общается со сверстниками;
- исчезает напряжение, он начинает обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;
- привыкает к правилам поведения в семье и активно участвует во всех делах семьи
- без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;
- чувствует себя свободно, становится более самостоятельным;
- расторможенные дети становятся более сдержанными, а зажатые – более открытыми;
Изменение поведения – это форма проявления благодарности родителям, принявшим детей в свою семью.
Ребенок успешно прошел адаптацию в приемной семье если:
- возникает привязанность к новым родителям и ответные чувства (чувствует хорошее отношение к себе и отвечает взаимностью);
- без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы;
- сам отмечает происходящие с ним изменения, вспоминает свое плохое поведение (если оно было) сочувствует и сопереживает родителям;
- если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.
Литература
1. Аграшенков А., Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты / А. Агашенков. – М. : Вече, 1997.
2. Казаченок, В. Разрешение конфликтов. Игры и упражнения / В. Казаченок, О. Казак, Е. Клочко, С. Курятов, О. Чижденко. – Белорусская Ассоциация клубов «Юнеско». – Минск, 1996.
3. Скотт, Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления / Д. Г. Скотт. – Киев : Внешторгиздат, 1991.
4. Хили, Э. Как научить младших школьников улаживать конфликты / Э. Хилли. – М. : Центр прикладной психологии, 1992.
5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml [К вопросу о понятии "адаптация" - Проблемы cоциальной психологии личности]