Совместное занятие замещающих родителей с приемными и кровными детьми
Конспекты занятий.
Первое занятие
Зорко только сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц»
Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком 5-7 лет.
Задачи:
Задачи:
1. Формирование доброжелательной рабочей обстановки на занятии.
2. Установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
3. Развитие родительской компетентности.
2. Уменьшение напряжения в паре.
Необходимые материалы: маркер, магнитная доска, визитка, ручки, бумага ф-А4, планшет, карточки с высказыванием о счастье, ватман, цветные карандаши, пальчиковые краски.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Знакомство с целями занятия.
Цель: Знакомство с целями занятий.
Содержание: Ведущий представляется и знакомит с целями занятий, в форме, доступной для понимания детям. Это может звучать так:
«В жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем.
На наших занятиях мы будем вместе играть, учиться принимать помощь других людей (мамы, папы, брата, сестры, друга, подруги)». Игры для детей от 5 до 7 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.
Заметки для ведущего: Нужно объяснить, что на занятиях сегодня мы поведем разговор на очень важную для всех тему - тему общения, рассмотрим проблемы взаимодействия между людьми и попробуем найти пути решения этих проблем.
Упражнение «Представление».
Цель: формирование групповой сплоченности.
Методика проведения: в начале работы участник занятия должен оформить визитку, в которой указывается его тренинговое имя. При этом родители и дети вправе взять себе любое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Время на оформление визиток - 5 минут.
Упражнение «Это здорово!»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Инструкция: семьи встают напротив друг друга и по договорённости начинают представляться, говорить, что любят делать, после каждой фразы участники должны говорить: «Это здорово!» и показывают большой палец руки!
Например:
Ведущий: Меня зовут Мария.
Все: Это - здорово!
Ведущий: Я люблю слушать музыку!
Все: Это здорово! и т. д.
Упражнение «Доброе животное».
Цель: Сплочение детско-родителькой пары.
Методика проведения:
Ведущий: «Для того чтобы почувствовать себя одним целым, быть счастливым я предлагаю вам выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте друг напротив друга и возьмитесь за руки, вы - одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад - вдох, шаг вперед - выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного - большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).
Мини-лекция для родителей:
Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 5 до 7 лет
Дети, отметившие пятый день рождения, считают себя достаточно умными, самостоятельными и взрослыми. Они стремятся к интеллектуальному, познавательному общению, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чём не очень разбираются только спросите. Для них важно получить похвалу, быть хорошими. У детей этого возраста развито стремление помогать другим и желание сохранять добрые отношения с окружающими.
Во время конфликтных ситуаций разговаривайте с ребёнком, как с понимающим всё человеком. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда и ребёнок, глядя на вас, начнёт успокаиваться. В трёх-четырёх предложениях объясните свою позицию, попытайтесь дать понять, что вы хотите делать то же, что и ребёнок, но не можете в силу объективных причин. Предложите альтернативу: «Нам с тобой очень весело и интересно играть здесь. Но придётся пойти домой, потому что скоро начнётся дождь. Мы промокнем и заболеем. А дома поиграем в твои любимые прятки».
Чтобы привести ребёнка в чувство, отвлечь его от предмета спора и иметь возможность двигаться в нужном вам направлении, воспользуйтесь приведёнными ниже играми.
Выработка правил поведения на занятиях.
Цель: Принятие правил работы на занятии.
Содержание: Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки ведущий предлагает принять правила. Правила будут особенными, так как на занятиях будут происходить разговоры об очень сокровенном.
Согласованность.
Доверие.
Взаимопомощь.
Уважение.
Конфиденциальность.
Рефлексия.
Посещаемость.
Заметки для ведущего: Желательно, чтобы участники встречи предложили свои правила, это придаст им ценность, и они будут выполнять их просто потому, что сами предложили.
2. Основная часть.
Упражнение «Установление дистанции».
Цель: определение личного расстояния в играх и упражнениях.
Содержание: Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом: значимыми оказываются личные взаимоотношения с партнером по общению. В тундре и пустыне чужие люди могут общаться на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где людей много, личное расстояние сокращается.
Ведущий обращает внимание на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близкое расстояние, - просто человеку удобнее общаться именно так.
Ведущий с участником делают пробу: один стоит, молча, а другой, говорит все, что ему приходит на ум, «наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.
Заметки для ведущего: Обычно дети, эмоционально неблагополучные, не разрешают подойти к себе близко. Это ожидаемая реакция с их стороны. И объяснить, что отторжение близкого расстояния с партнером - это структура их психики, человек бессознательно не хочет, чтобы к нему близко подходили, и нужно уважать его желание.
Игры на переключение внимания
Отвечалка
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Примечание. Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?» Самый-самый
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Организуйте соревнования кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.
Назвал шагай
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.
Светофор
Место проведения. На улице.
Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет дороги нет, стой. Жёлтый свет приготовься. Зелёный беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!».
Меняйтесь ролями.
Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения
Кто аккуратнее?
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.
Как играть. Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.
Самый ловкий
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Столовая ложка, варёное яйцо.
Как играть. Несите яйцо в столовой ложке до финиша. Кто его уронит проиграл. Эта игра не на скорость, а на ловкость.
Джунгли
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Стулья или другие предметы, которые могут выполнять роль препятствий.
Как играть. Поставьте посередине комнаты стул. Завяжите глаза папе. Давая команды, помогите ему обогнуть преграду: «Шаг вперёд, ещё шаг, шаг влево...» Затем завяжите глаза ребёнку.
Можно усложнить задание: поставьте несколько предметов, которые надо обойти. Чтобы было интереснее, придумайте сюжет. Например, стулья это деревья на необитаемом острове. «Сейчас на острове ночь, темно и ничего не видно. Островитянам предстоит добраться до палатки, чтобы устроиться на ночлег...»
Мыслитель
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.
Как играть. Предложите малышу: «У меня есть интересный кроссворд, как ты думаешь, мы сможем его отгадать? Попробуем?»
Учимся наблюдать
Место проведения. Дома или на улице.
Что необходимо. Объект наблюдения птица, домашнее животное, растение (наблюдаем за его ростом), природное явление (дождь, снег, град, сильный ветер) и пр.
Как играть. Выберите за чем будете наблюдать. Привлеките внимание ребёнка к предмету: «Ой, а что это?!». Вместе наблюдайте за происходящим. Задавайте ребёнку вопросы о том, что видите: «Что он делает? Как? Что происходит вокруг? Что изменилось? Как было вчера (два дня назад)?..»
Азбука этикета
Место проведения. Дома и на улице.
Как играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».
Волшебный рисунок
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите ребёнка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».
Наши лучшие друзья книги
Читайте ребёнку книги. На примере персонажей книг учите его проявлять заботу о близких, правильно вести себя, помогать окружающим, задумываться о последствиях своих действий. Задавайте вопросы: «Почему так получилось, хорошо ли себя вёл этот мальчик, как нужно было поступить?». Помогите малышу сделать выводы: необходимо делиться тем, что у тебя есть, помогать другим, уметь дружить и т. д.
Выбор детских книг сейчас чрезвычайно велик. Наверное, вы помните и свои любимые в детстве книги. Это могут быть, например, книги 3. Александровой («Невидимка»), Л. Воронковой («Что сказала бы мама»), Е. Благининой («Посидим в тишине»), Л. Васильевой- Гангус («Азбука вежливости»), Б. Захо- дера («Серая звёздочка»), Н. Сладкова («Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина»), Г. Шалаевой («Большая книга правил поведения для воспитанных детей»), стихотворения для детей В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?»).
Вечерняя сказка
Даже если ребёнок вёл себя днём не всегда хорошо, ближе к вечеру, когда уйдёт волнение, наступит время поговорить о случившемся. Не стоит превращать это в споры и чтение нотаций. Расскажите сказку о хорошем (плохом) поведении детей и его последствиях. Самую подходящую историю вы придумаете сами. Сюжет её довольно прост. Главные герои животные или куклы. Место действия выбирается любое лес, коробка с игрушками, волшебная страна, озеро. Стройте сюжет так, чтобы он был похож на происшествие с ребёнком. Помните, сказка всегда кончается хорошо. Например, если малыш отбирал игрушки у других детей, сказка может получиться примерно следующего содержания.
«На лесной полянке под старым деревом играли зверята. Мишка катал машинку, лисички строили башенку из кубиков, а заяц собирал пирамидку. Вдруг под деревом появился волчонок. Он разрушил башенку, которую построили лисички, а у мишки отобрал машинку. Зверята посмотрели на волчонка и сказали: „Мы не будем с тобой играть, ты злой, ты нас обижаешь". Они собрали свои игрушки и ушли играть на другую полянку, а волчонок остался один. Ему стало очень скучно, ему не с кем было играть».
Обязательно добавьте свой комментарий: «Вот видишь, как бывает, когда обижаешь других. Никто не захочет с тобой играть. Надо быть добрым!».
Упражнение «Семейный герб».
Цель: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни.
Оборудование: ватман, фломастеры, краски, карандаши.
Методика проведения: В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 15 мин. Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности.
Участники рассказывают о своем гербе. Обсуждение:
- Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей семьи?
- Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего?
3. Заключительная часть.
Домашнее задание.
Цель: осознание причин неэффективного родительского отношения.
Методика проведения: в течение дня отмечать мысли о ситуациях, в которых возникла проблема с ребенком. Стараться не нервничать по этому поводу, а просто отметить первую пришедшую в голову мысль (например, «Он (она) у меня дождется»). Записать эти мысли в дневник. После каждой мысли из первого пункта мысленно проговорить записанную фразу. Это необходимо делать до тех пор, пока данное сочетание мыслей не войдет в привычку. При этом можно продолжать заботиться о ребенке, интересоваться им, но отказаться от того, чтобы контролировать и наставлять в каждом из его решений. Стараться сохранять радость в отношениях как со взрослыми, так и с детьми.
Рефлексия занятия.
Цель: Получение обратной связи.
Содержание для родителей: Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет.
Содержание для детей: Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:
«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».
( «Найди свое настроение»)
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (203.45 КБ) )
Семейный просмотр мультфильма по желанию детей (см. список в приложении № 2)
Рекомендация приёмным родителям:
- отказаться от строгих правил и запретов;
- уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах.
Рисунок 1НђЗаголовок 115