Преодоление барьеров для эффективной межкультурной коммуникации
Преодоление барьеров для эффективной межкультурной коммуникации
В эпоху глобализации и стирания границ между странами и народами все больший интерес вызывает проблема межкультурной коммуникации. Все чаще происходит взаимодействие между людьми, имеющих различные культурные и социальные нормы. Данный процесс может вызвать некоторые трудности у людей с низкой межкультурной компетенцией, однако подобные взаимодействия обеспечивают множество преимуществ, но только если участники общения открыты для противостояния барьеров, которые могут препятствовать успешной коммуникации.
Спенсер - Роджерс считает, что люди, которые занимаются исследованием межкультурного взаимодействия, как правило, не испытывают проблем в общении с людьми, имеющими различный культурный опыт, а также умеют сопереживать и открыты для получения новых идей. [Спенсер-Роджерс, 2012] Авторы статьи "Международное общение среди студентов: сговор или принятие" провели исследования среди студентов, которые находятся в межнациональной среде. Авторы отмечают, что многие люди не пользуются преимуществами, которые дает изучение темы межкультурной коммуникации. [Бивис Р., Кокс А., 2005] Данные наблюдения доказали, что межкультурное взаимодействие не происходит автоматически, а если оно возникает, то присутствует некоторая доля недопонимания среди участников. Необходимы определенные усилия, чтобы взаимодействие между людьми разных культур возникло и являлось положительным. Исследования на данную тему также подтверждают тот факт, что впечатление от данных коммуникаций способствуют возникновению стереотипов. Важным моментом в такой ситуации является то, что участники взаимодействия должны находиться в благоприятной среде, чувствовать себя комфортно и ощущать свою значимость.
Говоря о трудностях, с которыми сталкиваются люди другой культуры, следует указать, что при наличии неуверенности в своих коммуникативных возможностях, иностранцы испытывают негативное взаимодействие с другой культурой. Респонденты отвечают, что воспринимают иностранцев как грустных и одиноких личностей, которые не пытаются найти общий язык, что, безусловно, является ошибочным. Именно поэтому существует необходимость быть осведомленным о барьерах, которые препятствуют успешной межкультурной коммуникации.
В качестве базового было взято определение коммуникационного барьера из интернет словаря Генефис, в котором указано, что коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её [genefis.ru/view.php?id=14]. Одним из барьеров является этноцентризм. Любое межкультурное взаимодействие будет зависеть от этноцентризма индивида, или убеждение, что собственная культура превосходит другую культуру. [Романова Л.Т., 2001] Все люди в какой-то степени этноцентричны и воспринимают собственную культуру как более высокую в сравнении с другими. Наличие ярко выраженного либо слабо выраженного этноцентризма влияет на способность человека успешно общаться межкультурно. Лица с высокой долей этноцентризма испытывают более сложные коммуникационные барьеры, так как могут чувствовать себя оборонительно либо враждебно по отношению к людям другой культуры.
Тем не менее, этноцентризм не всегда представляет собой отрицательное явление. Люди с низким уровнем этноцентризма испытывают любопытство и интерес по отношению к межкультурному взаимодействию, и как следствие, испытывают на себе преимущества межкультурной компетенции.
По мнению Романовой Л.Т., иностранцы сообщают о том, что ощущают негативное отношение, которое является самым сильным барьером эффективного межкультурного общения. Учитывая это, становится важным быть осведомленном об уровне своего собственного этноцентризма и быть открытым для различного рода межкультурных взаимодействий. [Романова, 2001]
Уровень этноцентризма у индивида также тесно связан с опасением межкультурного общения в целом. Андреев Д.Т. и Овсиенко А.Д. определяют опасение межкультурных связей, как "страх и тревогу, связанных с реальной или предполагаемой связью с людьми другой культурной и/или этнической группы". Подобно людям с высоким уровнем этноцентризма, люди с высоким уровнем страха перед общением также имеют низкие шансы на участие в межкультурных взаимодействиях. Это представляет собой проблему, особенно для иностранцев, ведь опасение межкультурного общения ограничивает способность адаптироваться к культуре принимающей страны. Подобный страх усиливается опасением быть непонятым и непринятым, поэтому возможны случаи замыкания себя от общения с людьми. [Андреев, Овсиенко, 1999]
Оба коммуникационных барьера, как этноцентризм и опасение перед общением, имеют негативное воздействие на готовность индивида общаться за пределами собственной культурной группы. Более того, данные барьеры провоцируют появление тревоги или беспокойства. Таким образом, участники межкультурного общения могут чувствовать себя разочаровано или подозрительно в ожидании и во время встречи, что увеличивает беспокойство обеих сторон. Когда человек испытывает подобного рода стресс, попытка избежать коммуникативное общение является естественным инстинктом.
Возникает вопрос - что возможно сделать в данной ситуации? Необходимо бросить вызов нашим собственным предубеждениям, невежеству при работе с людьми другого культурного опыта. Более того, межкультурная коммуникация имеет множество преимуществ, такие как расширение кругозора и возможность изучение незнакомых ранее особенностей той или иной культуры. Принимая на себя инициативу увеличения межкультурных контактов, нужно поддерживать данную практику и совершенствовать коммуникативные навыки.
Итак, было выяснено, что существуют барьеры, которые сдерживают эффективное межкультурное взаимодействие. Теперь остановимся подробнее на стратегиях, которые позволяют обеспечить успешную межкультурную коммуникацию.
Ключом к эффективной межкультурной коммуникации является знание. Важно, чтобы люди понимали потенциальные проблемы данного вида коммуникации и были способны сделать сознательное усилие, чтобы преодолеть их. Более того, сделанные усилия могут быть не всегда успешными, поэтому необходимо отрегулировать свое поведение соответствующим образом. [Эванс, 2004]
Участникам коммуникации необходимо быть терпеливыми и снисходительными, ведь культурные различия могут быть причиной возникновения проблем во время общения, поэтому следует осторожно реагировать на какие либо межкультурные различия и не делать быстротечных выводов о том или ином индивиде.
Как предлагает Уильям Юри в своей статье "Секреты успешной коммуникации" при возникновении конфликтов, нужно остановиться, задуматься или "выйти на балкон", когда ситуация становится напряженной. Под этим он подразумевает отойти от ситуации, сделать перерыв и подумать, прежде, чем совершать какие-либо действия. Такой подход имеет смысл и при межкультурных взаимодействиях. Когда кажется, что все идет плохо, лучше остановиться и немного подумать - возможно, кто-то из участников неправильно понял ту или иную фразу, ведь неправильное толкование, в большинстве случаев, является источником проблемы. Также полезно иметь посредников, которые знакомы с культурами обоих участников общения. Они могут переводить или пояснять какие- либо моменты во время коммуникации, либо смягчить возможные острые углы, а также вносить процессуальные коррективы, как снятие дискомфорта во время первых минут общения. [Юри, 2009]
Противоположного мнения придерживается Эванс в книге "Иностранные студенты, условия обучения и восприятие культурных взаимодействий", он считает, что иногда подобные посредники могут сделать общение наоборот более трудным. Если посредником является представитель той же культуры, что и один из участников, это может вызвать явление "смещения", т.е. человек другой культуры будет чувствовать себя некомфортно. Тем не менее, когда посредник является представителем третьей культурной группы, потенциал недопонимания может увеличиться. В этом случае, осуществляющей дополнительных дискуссий о процессе и порядке проведения дискуссии уместно, как дополнительное время для подтверждения и вновь подтверждая понимание на каждом шагу в диалоге или переговорного процесса.
Список использованной литературы
Андреев Д.Т., Овсиенко А.Д. "Изучение преимуществ межкультурной коммуникации". - Новосибирск, 1999.
Бивис Р., Кокс А. "Международное общение среди студентов: сговор или принятие". - 2005.
Романова Л.Т. "Межкультурное взаимодействие: этноцентризм".- 2001.
Спенсер-Роджерс Т.Л. Роль межкультурных коммуникационных барьеров, аффективных реакций и предполагаемой угрозы. - 2012 .
Юри Уильям. "Секреты успешной коммуникации". - 2009
Эванс Д. "Иностранные студенты, условия обучения и восприятие культурных взаимодействий". - 2004
Словарь [genefis.ru/view.php?id=14]