Сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии, в ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива»
Сопровождение замещающих семей,
воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии,
в ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр
«Перспектива»
Бузовкина Наталья Борисовна,
заведующий отделением помощи семье и детям
ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива», Тула, Россия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Погольша Анастасия Дмитриевна,
социальный педагог
ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива», Тула, Россия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В настоящее время в России одной из приоритетных задач государственной социальной политики является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи. Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей. Такая семья приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях.
Одним из важнейших направлений деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является оказание комплексной помощи замещающим родителям в воспитании, реализации и защите прав детей, принятых ими на воспитание в семью.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчеркивается необходимость социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Законом вводится несколько новых понятий, таких как:
социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
социальное сопровождение граждан - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Отделение помощи семье и детям является структурным подразделением государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Региональный ресурсный центр «Перспектива». Целью работы специалистов отделения с замещающими семьями является создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. В отделении работают социальные педагоги, педагоги-психологи, логопед, учитель-дефектолог, специалисты по социальной работе.
Сопровождение замещающих семей в ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива» осуществляется на основании договора.
На начальном этапе работы с семьей оцениваются потребности семьи, определяются проблемы и необходимые виды помощи, осуществляется диагностика семейной ситуации. Составляется индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи, в которой указывается срок реализации, перечень планируемых мероприятий.
Особое внимание уделяется психолого-педагогической поддержке замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии: детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. «Особые потребности» – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал.
Инвалидность создает отличающиеся от обычных потребности в развитии. Проявляется тенденция к изоляции от общества, не удовлетворяется потребность во включении в нормальный процесс социального взаимодействия. Отклонения в психическом развитии могут сочетаться с нарушениями в области познания и коммуникации, с расстройством эмоционально-волевой сферы, что чаще всего в социуме проявляется в виде патологических форм поведения и сложностей общения, как с ровесниками, так и со взрослыми, в том числе педагогами.
Основные направления и виды помощи, оказываемые специалистами отделения помощи семье и детям, замещающим семьям, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии - это психологическая поддержка, педагогическая и социально-правовая помощь.
Целями психологической поддержки семьи являются:
выработка конструктивных воспитательных стратегий родителей;
повышение родительской компетентности и уверенности;
снижение эмоционального напряжения у членов замещающей семьи;
улучшение взаимопонимания между ребенком (детьми) и замещающим родителем;
оказание помощи семье в предотвращении и преодолении кризисов в период адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей направлено на обеспечение эффективного взаимодействия детей и замещающих родителей, ведется по направлениям: «взрослый» и «ребенок», включает следующие виды деятельности:
визиты в семью, оказание поддержки в кризисной ситуации;
беседы с членами семьи, групповые и индивидуальные консультации, диагностика, коррекционно-развивающие занятия;
тренинг «Радость быть родителем»;
предоставление родителям литературы, видео- и аудиоматериалов по вопросам воспитания приемных детей;
организация родительских встреч по обмену опытом;
организация досуговых мероприятий, благотворительных акций;
профориентационная диагностика и консультирование учащихся выпускных классов;
организация консультаций привлеченными специалистами (юрист, врач, психотерапевт и т. д.) по запросам семей и рекомендациям специалистов, курирующих работу с семьей и др.
Педагогическая поддержка семьи осуществляется с целью повышения родительской компетентности (обучение замещающих родителей бесконфликтным способам преодоления проблемных ситуаций, формирование у них педагогической компетентности); оказания помощи в обучении и воспитании ребенка.
В процессе работы специалисты отделения используют арт-терапевтические методы и технологии, такие, как рисование разными способами, лепка, использование бросового материала, сказкотерапия, песочная терапия, и другие. Арт-терапия - один из наиболее мягких и эффективных методов, т.к., в основном, использует средства невербального общения, что очень важно для детей, имеющих травматический прошлый опыт и испытывающих сложности в выражении своих чувств и мыслей словами.
Работая над поиском эффективных приемов и методов, влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей детей с отклонениями в развитии, мы пришли к выводу, что одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, это работа с родителями, так как большую часть времени дети находятся в семье. Несмотря на то, что дети, посещающие коррекционные занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, получают всестороннюю помощь специалистов, зачастую этого оказывается мало: сдвиги незначительны, положительная динамика мала. А бывает и, наоборот, при наличии значительного дефекта, развитие ребенка уверенно прогрессирует. Очень важна совместная работа родителей с педагогами отделения. То, что ребенок видит, слышит и узнает на наших занятиях, обязательно должно закрепляться дома.
Считаем необходимым систематически повышать уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в развитии и воспитании ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Чтобы данная работа была целенаправленной, необходимо решать следующие задачи:
активнее привлекать родителей к проблемам развития и воспитания детей;
терпеливо обучать их правильной тактике поведения с детьми, выстраиванию теплых взаимоотношений со своим ребёнком и между всеми членами семьи, оптимальной организации досуга детей;
учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманности;
формировать из родителей коллектив единомышленников, способных воплощать новаторские идеи в воспитании своих детей;
знакомить с теоретическими знаниями по педагогике, с традиционными и нетрадиционными методами работы с детьми;
показывать практические занятия с детьми, вовлекать каждого родителя в педагогический процесс.
На книжных полках в отделении помощи семье и детям имеется подборка специальной педагогической литературы для родителей. При необходимости специалисты подберут и порекомендуют список литературы или сайты в интернете с нужной и полезной информацией для родителей наших «особенных» детей. Так, мы рекомендуем родителям заглянуть в книгу Елены Михайловны Мастюковой и Аллы Григорьевны Московкиной «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», которая поможет оказать любую консультативную помощь родителям. Книга английского автора Дженни Лешли подскажет решение психолого-педагогических проблем, которые встают перед педагогами и родителями. В центре внимания автора вопросы коррекции поведения детей и развития речи.
Разработка основных проблем коррекционной педагогики ведется в двух направлениях:
Формирование всех психических процессов в соответствии с особенностями возраста.
Коррекция, компенсация и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
В коррекционно-педагогической деятельности специалисты отделения помощи семье и детям считают необходимым руководствоваться следующими принципами:
принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком, и родителями и ребенком, должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например: научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, педагога-психолога и учителя-дефектолога);
принцип сравнения. Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.
Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. В итоге воспитания по типу сверхопеки - «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей-инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.
Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи.
Социальные педагоги рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов по оказанию ребенку помощи в развитии:
Чаще хвалить ребенка. Ласково обнимать или давать ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойти это молчанием или просто сказать: «Жаль, не вышло, в другой раз получится».
Больше разговаривать с ребенком. Объяснять все, что они делают. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит.
Использовать подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала рекомендуем выполнить действие самим и пригласить ребенка повторить его, подражая. Превратить это в игру.
Сделать учение забавой. Всегда искать способы превратить обучающие занятия в игру.
Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д.
Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогать ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - «золотое правило реабилитации». Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если родители дадут ему возможность сделать это самому, поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.
Не забывать о себе. Уделять время своему отдыху, здоровью, внешнему виду.
Анализ сопровождения замещающих семей выявил, что большая часть проблем у детей возникает в дошкольном возрасте. Для их решения в центре была разработана и с 2016 года апробируется дополнительная образовательная программа «Ступеньки к успеху». Комплексная программа построена на принципе доступности, систематичности, цикличности и преемственности, нацелена на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание программы реализуется в зависимости от психофизических и умственных возможностей ребенка, пожеланий детей и родителей.
Необходимо подчеркнуть ещё раз огромное значение коррекционно-развивающей поддержки, которую работники центра оказывают замещающим семьям, привлекая к работе с семьей компетентных специалистов.
Специалисты отделения в пределах своей компетенции взаимодействуют с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, территориальными отделами опеки, образовательными организациями, судебными и правоохранительными органами, иными организациями и гражданами, по вопросам помощи семье и детям.
Одной из форм работы является родительский клуб «Домашний очаг», в рамках которого проводятся обучающие семинары для родителей, творческие мастер-классы и др. Здесь замещающие родители могут обмениваться опытом в вопросах воспитания и развития детей; специалистами центра осуществляется повышение их правовой, психологической, педагогической грамотности. Общение родителей между собой помогает снятию эмоциональной напряженности. Порой, рассказ уже вполне состоявшихся приемных родителей об аналогичном собственном опыте, позволяет «новичкам» успокоиться и самостоятельно найти выход из трудной ситуации. Так, в мае 2015 года на базе ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива» состоялся семинар по теме: «Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии». На семинаре выступила и провела индивидуальные консультации врач-психотерапевт, заведующий отделением медицинской психологии и лечебной педагогики ГУК ТО «Центр детской психоневрологии» Надежда Евгеньевна Осмоловская.
Юридическая помощь включает консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности:
консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, усыновителя;
консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье;
содействие в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.
На заключительном этапе работы с замещающей семьей оценивается эффективность реализации индивидуальной программы. Основные мероприятия данного этапа: диагностика семейной ситуации, эмоционального состояния приемного ребенка; встреча с семьей для обсуждения результатов реализации индивидуальной программы. Результаты комплексного сопровождения мы видим в положительной динамике эмоционального и познавательного развития детей, гармонизации внутрисемейных отношений, повышении психолого-педагогической компетентности родителей, укреплении социальных связей семьи, доверительном отношении семей к рекомендациям наших специалистов.
Реализация в России политики деинституциоанизации, потенциально, будет способствовать быстрому развитию семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специалисты ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива», не прекращая поиска новых эффективных форм и методов работы, постоянно совершенствуют технологии социально-психологического, психолого-педагогического и юридического сопровождения семей. В своей деятельности они активно используют программно-целевой подход, четко определяющий проблему и конкретные задачи реабилитационной работы; объединяющий всех специалистов, ответственных за реализацию программ, а также родителей, в социально-реабилитационный процесс, обеспечивающий рост профессиональной компетентности сотрудников.
Список используемой литературы:
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., Владос, 2003.
Новые возможности воспитания: Хрестоматия для принимающих родителей / Баева Т.М., Белковский С.А., Зайцева О.К., Илюшина М.И., Камбулова Т.В., Мельникова С.И., Миронова Е.В., Митехина Г.В., Пономарева В.Ю., Радченко Г.А., Семенова О.С., Шкурина Е.Ю. – Калуга: Изд-во «Ноосфера», 2015. – 95 с.
Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.М.: Генезис, 2006.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru – http:|//psyjournalos.ru/childdeprivation/issue/69107_full.shtml (Особенности сопровождения замещающих семей с детьми разного возраста – психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения).
Семья Г.В., Шульга Т.И., Егорова А.В. Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни (к передаче в замещающую семью) в условиях деинституционализации. Информационно-аналитический бюллетень по итогам проведения всероссийских семинаров для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. М.: АНО ЦРСП, ООО «Вариант», 2009.
Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., Владос - Пресс. 2006.
Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии: Учебное пособие / Г.О. Самсонова,Е.В. Декина, Н.Е. Осмоловская. – М.: Изд-во Эдитус, 2015. – 120 с.
Ткачева В. В. Технологии психологического обследования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., УМК "Психологии", 2006.
Учеб.пособие для студентов вузов /Под ред. В. И. Селиверстова; О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДАС, 2009.
Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска. Монография. М.: Издательство МГОУ, 2010.
Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Под ред. профессора Е.И. Холостовой, профессора Г.И. Климантовой. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К(», 2015. – 752 с.
15