Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-8 лет, способствующие формированию эмоциональных взаимоотношений родителей и детей, развитию различных психических процессов, обогащению словарного запаса. На основе совместных действий возникает эмоциональное общение, сближение взрослого и ребенка, которое должно сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен нежно прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку, похвалить, поощрить.
Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого. Например, когда ребенка кормят, его сажают на удобное место, повязывают салфетку, ставят перед ним его посуду, т.е. создают привычную ситуацию. Затем взрослый берет ложку, говорит: «Ешь» — и кормит ребенка. Для маленького ребенка слово при этом не выделяется из ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляющих. Если сказать малышу «Ешь» в другой ситуации, слово становится непонятным. Такое понимание речи называется ситуативным.
Ситуативная речь не может руководить действиями ребенка, и на данном этапе развития речи ребенок не будет действовать по словесной инструкции вне привычной ситуации.
У умственно отсталых детей ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекционной работы — до конца дошкольного возраста.
Задача предлагаемых в данном разделе игр и упражнений состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию. Речевая инструкция при этом должна состоять из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Важно понять, что цель действия — предмет, с которым манипулирует ребенок; свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются словом, а раскрываются с помощью жестов, действий взрослого с предметами.
Игры:
Ладушки.
Ход игры:
(проводится индивидуально или с небольшой группой детей)
Взрослый сажает ребенка перед собой, берет его руки в свои и, ритмично похлопывает его лаошками.
2)Иди ко мне.
Ход игры:
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.
Возьми шарик.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры.
Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, он просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
4)Догонялки.
Ход игры :(проводится с подгруппой из 2—3 детей).
К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».
5)Пришел Петрушка.
Оборудование. Петрушка, погремушки.
Ход игры (проводится с подгруппой детей).
Взрослый приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Игровые упражнения:
На развитие внимания (рис 1, 2,3):
Задания могут быть следующие: найди, зачеркни картинки, фигуры, буквы, цифры.( рис 1, 2, 3)
«Найди пару», « Найди два одинаковых предмета среди многих».(рис 4)
«Наоборот» - отвечать на вопрос словом и противоположным кивком головы.
«Сделай так же».
«Съедобное - несъедобное» (рис. 5,6)
На развитие ощущения и восприятия :«Почтовый ящик» - положи фигуры в коробку с прорезями.
«Волшебный мешочек» - узнай фигуру на ощупь.
«Конструирование из палочек, геометрических фигур». (рис. 7, 8)
«Мозаика» - выложи узор по образцу.
«Найди клад» - выполнение действий с закрытыми глазами по команде.
Разрезные картинки, пазлы, кубики.
«Дорисуй предмет».(рис. 9)
«Пройди лабиринт».( рис. 10)
На развитие мышления и речи:
Отгадывание и придумывание загадок. (рис. 11)»
«Назови одним словом».(рис. 12)
«Что лишнее?» (рис. 13)
« Скажи наоборот» - подбор слов с противоположным значением.
«Назови ласково».
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Загадки:
С виду он как рыжий мяч
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин
Это спелый…
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас,
Толстокожий…
Знают этот фрукт детишки
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
В тропиках растет…
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13