Консультация для родителей ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Консультация для родителей
HYPERLINK "http://d25101.edu35.ru/eto-interesno/2011-05-18-09-12-35/sovety-muzykalnogo-rukovoditelya/283-organizatsiya-muzykalno-esteticheskogo-vospitaniya-v-seme-v-sovremennykh-usloviyakh" ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребёнка. В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к занятиям музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия: музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к нему. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с их музыкой.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие пьесы (или фрагменты произведений) с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой, например, пьесы Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В.А. Моцарта. Очень хорошо, если вы приобретёте диски или кассеты с произведениями П. И. Чайковского, которые вошли в его «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отражены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картины из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок.
Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребёнком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Весёлый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке». А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать и народную музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, он «проникается» народно – песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Пойте ребёнку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте с ребёнком различные песни, лёгкие для запоминания, например, «Во поле берёза стояла», «Калинка», « Ох, вставала я ранёшенько», «Пошла млада за водой», «Я на камушке сижу».
Если у вас есть дома система караоке, замечательно, тогда под музыку родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск.
Играйте с ребёнком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребёнком в ритме вальса, или играйте под музыку в « Ладушки».
Можно включать определённые мелодии для поддержания режима дня, например:
«Колыбельная» - сигнал для ребёнка, что пора идти спать;
«Песенка Винни Пуха» - пора собираться на прогулку;
Песня «Антошка» - пора есть.
Семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.
В занятиях с детьми роль взрослого должна быть активна – это совместное слушание музыки, совместное музицирование, совместное пение и т. д.
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, но лишь только для того, чтобы помочь ребёнку, например, подобрать мелодию, включить музыку. Ребёнок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающее беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать лёгкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, дети в семье получают реальное музыкально – эстетическое воспитание. Если ребёнок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, развивать основы музыкальной культуры.