СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях дополнительного образования
Кутчер О.В.,
учитель технологии,
высшей квалификационной категории.
МКОУ «Детский дом-школа№95»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Неопределенность социального статуса детей-сирот, неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.
Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, одним из видов которой является обучение по программам дополнительного образования, ориентированных на формирование у воспитанников позитивного личностно-значимого опыта. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. Особое внимание уделяю повышению качества воспитательного, образовательного и производственного процессов; подготовку учащихся к выбору будущей профессии, их самоопределению; осмыслению знаний, полученных на уроках технологии, их закреплению, формирование умений и применение знаний на практике; формированию и развитию определенных личностных качеств ребенка. Большое внимание уделяю мотивации учащихся, что обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда в соответствии со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда, научить моих воспитанников творить красоту, сформировать трудовые умения и навыки, развить творческие способности.
Успешно реализую авторскую программу «Ступеньки швейного мастерства», предназначенную для детей 11-15 лет (общественно – полезный и производительный труд). Целью моей программы организация «пробы сил», она дает возможность инструкторам по труду познакомить обучающихся со многими швейными профессиями: «швея», «закройщик», «художник – модельер», «портной», воспитать интерес к ним. Программа «Вторая жизнь вещей», разработана для индивидуальной работы с воспитанниками 1-4 классов. Реализация программ помогает подготовить воспитанников детского дома к дальнейшей самостоятельной жизни и стать полноценными членами общества, при изучении которых воспитанники дают вторую жизнь некоторым вещам, прообразовывая материалы в другие изделия, учатся бережно относиться к природе и к окружающей среде. Результаты моей деятельности размещаю на стендах в швейной мастерской и в школе, где вместе с воспитанниками оформляем витрины с образцами изделий, литературы, фотографий, отражающих трудовые будни воспитанников. Воспитанники с большим желанием оформляют свои комнаты и игровые. Регулярно организую показ моделей одежды, сценических костюмов, выставляю творческие работы (картины, панно, объёмные и плоскостные композиции, обереги). На стендах в мастерской и в школе, на сайте ОО располагаю фотографии, дипломы и грамоты наиболее успешно освоивших программу, одарённых воспитанников, достижения обучающихся, участвующих в различных мероприятиях, что имеет большое воспитательное значение. По программе «Вторая жизнь вещей», для младших воспитанников 1-4 классов провожу индивидуальную работу, создаю условия для формирования практических умений и навыков в области трудовой и природоохранной деятельности. Обучаю воспитанников безопасным приёмам труда и навыкам рационального использования вторичного сырья, формирую у них теоретические представления об экологических проблемах современности и возможных путях их решения.
В процессе реализации программы изготавливаем с обучающимися различные изделия для использования в быту, поделки для выставок, конкурсов, подарки к праздникам, воспитываю трудолюбие, культуру труда, предприимчивость, любовь к своей стране, её культуре и традициям. Обучающиеся по этой программе получают грамоты и дипломы победителей и лауреатов, участвуя в различных конкурсах и выставках (Городской фестиваль «Звёздная дорожка», районный конкурс-дефиле «Экосумка» экологической ярмарки «У земли на именинах», городской конкурс «Старые вещи – новые творения», городской фестиваль карнавальных костюмов и эко-подарков «Нестандартный Новый год»). Всего участвовало 81 воспитанник. Грамоты и дипломы за 1 место получили 20 обучающихся, за 2 место 10 обучающихся, за 3 место 6 обучающихся. Дипломами и свидетельствами участников удостоены 33 воспитанника, дипломом финалиста награждена 1 воспитанница, дипломами лауреатов 6 воспитанника, дипломами лауреатов 1 степени 4 участника, грамотами за личный вклад 4 воспитанника.
Ведущую роль на занятиях по программе «Ступеньки швейного мастерства» уделяю экологии занятия, состоянию здоровья детей, настроению их на занятии, степени нагрузки, создаю ситуацию успеха, условиям обучения в помещении, организации учебного пространства. Провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, помогаю воспитанникам в подготовке творческих проектов и научно-исследовательских работ по вопросам здорового образа жизни «Польза и вред сотового телефона», «Использование твёрдых бытовых отходов и его значение». Обучающиеся успешно используют безопасные приёмы работы со швейными инструментами и оборудованием, изготавливают несложные изделия по программе.
Обеспечиваю безопасные условия реализации образовательного процесса, совершенствую у воспитанников навыки работы на универсальных и специальных швейных машинах, закрепляю умения в обработке отдельных деталей лёгкой одежды, при раскрое и пошиве несложных изделий, использовании лекала и выкройки, учитывая все технические условия Создаю благоприятный эмоциональный настрой, соблюдаю динамические паузы, что позволяет обучающимся с полной отдачей работать на занятиях, решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности. Прививаю обучающихся навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаю к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенической, производственной и технологической дисциплины.
Под моим руководством обучающиеся выполняют творческие работы, научно-практические проекты, которые в дальнейшем используются на занятиях («Как правильно накрыть стол к празднику», «Откуда пришёл обычай встречать новый год», «Одежда школьника», «Школьная повседневная одежда», «Текстиль в интерьере»), выявляю и развиваю у воспитанников способность к научной (интеллектуальной), творческой деятельности. Овладевая специальными знаниями и умениями, включаю воспитанников в работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, что благоприятно сказывается на их общем развитии, формировании творческого начала, приучаю к старательному добросовестному труду. Ни с чем не сравнить возникающее у воспитанников чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Изготавливая несложные изделия, активизирую техническое мышление и фантазию воспитанников, формирую и развиваю творческие способности, самостоятельность, инициативность и ответственность, способность решать задачи на основе полученных знаний. Показателями моей работы является участие и награды воспитанников, которые регулярно участвуют в школьных, районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, выставках, фестивалях, акциях и награждены дипломами и грамотами победителей. Это городские конкурсы: «Зеркало природы-2012», «Зимние фантазии», «Красота вселенной», «Рождественская сказка», «Зимняя сказка», «Флористическая радуга», «На космической волне», «Волшебный ларец». Всероссийские конкурсы: «Сотворение», «Восхождение», «Герои любимых сказок и мультфильмов», «Талантоха», «Край родной, навек любимый», «Замок талантов», «Народные мотивы», «Мир Творчества». Региональные конкурсы: «Звёздочки ЕВРАЗа», «Зелёная планета-2015», «Многообразие вековых традиций». Научно-практические конференции учащихся школы. Районные конкурсы: «Красота вокруг себя», «Парад моды», «Зимняя сказка» Международные конкурсы: «Идея-поиск-воплощение», «Святая Русь – великая Русь», «Звезды Нового Века» - 2015. За период с 2012 года в конкурсах участвовало 70 воспитанниц. Грамотами и дипломами за 1 место награждены 20 обучающихся, за 2 место 10 обучающихся, за 3 место 6 обучающихся. Дипломами и свидетельствами участников удостоены 33 воспитанника, дипломом финалиста награждена 1 воспитанница, дипломами лауреатов 2 воспитанника, дипломами лауреатов 1 степени 4 участника, грамотами за личный вклад 5 воспитанников.
Свою деятельность строю в соответствии с системой развивающего обучения, использую современные образовательные педагогические технологии: технологию личностно-ориентированного, проблемного обучения, проектную технологию, информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологии, объединяя теорию и практику. В условиях учебного процесса выбираю личностно-ориентированный подход. Высокую эффективность в обучении достигаю, используя в своей работе проблемное обучение, в котором стремлюсь к оптимальному сочетанию как самостоятельной, так и групповой деятельности обучающихся. Большое внимание на занятиях уделяю практическому обучению, которое позволяет мне включить каждого обучающегося в активную учебно-производительную деятельность. В основу воспитательного процесса положена педагогика сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку и единство обучения, воспитания и практической деятельности, учитываю психологические особенности каждого обучающегося, опираюсь на главные принципы в реализации метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет мне успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь, творчески подхожу к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяет информационные технологии. Результатом внедрения современных образовательных технологий являются: повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненному пути (по результатам мониторинга возросла мотивация у 20 воспитанников). Развиваю у воспитанников навыки оценочной (самооценочной) деятельности. Обучающимися разработаны исследовательские проекты («Реклама», «Использование твёрдых бытовых отходов»), информационные проекты («День народного единства», «Одежда и её применение», «История народных ремесел, обрядов и традиций региона»), практико-ориентированные проекты («Панно 70 лет Победы», «Клоун», «Кофейное денежное дерево»).
Систематически использую мультимедийные программы, интернет- ресурсы GOOGLE, программы MicrosoftPowerPoint, MicrosoftOffice (Word, PowerPoint, PictureManager), AdobePhotoshop и т.д. для создания собственных учебных пособий. В практической деятельности применяю разработанные мной буклеты: «Закройщик», «Портной», «Швея», «Художник-модельер». Для успешного освоения программы разработала презентации: «Мерки для построения чертежей изделий», «Обереги»; технологические карты: «Пошив постельного белья», «Пошив прихватки», «Обработка накладного кармана». Провожу занятия с использованием специализированных компьютерных программ MicrosoftPowerPoint и PictureManager, которые отличаются высокой результативностью. Осуществляю тестовый контроль знаний обучающихся с использованием ПК, оказываю обучающимся помощь при подготовке электронных презентаций и проектов («Истории имени», «Роль рекламы», «Обереги в доме», «Правила поведения», «Обычаи встречи Нового года», «История полотенца», «Как выбирать и дарить подарки», «Кукла в народном костюме»). Такая система работы способствует успешной социализации воспитанников.