Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Путешествие на неизведанную планету (4 класс)


Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
« Путешествие на неизведанную планету»
4 класс
Учитель начальных классов МБОУ « Ковылкинская СОШ № 3» Сержантова Мария Геннадьевна
Форма проведения: КВН (соревнования)
Оформление: форма, эмблемы, плакаты, пословицы:
«На великое дело – великое слово».
«Умные речи приятно и слушать»
«С умным разговориться, что меду напиться»
«От учтивых слов язык не отсохнет»
Цели и задачи:
Развивать пытливость, любознательность каждого ученика.
Воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в парах, в группе. 
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету. 
Ход занятия
Учитель: Внимание! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на неизведанную планету на космическом корабле. В путешествие отправятся сразу три экипажа. Экипажи к старту готовы? Работают все приборы космического корабля. Всем внимания на пульт управления. Чтобы взлететь, нужно выполнить три задания.( Выполняют все три экипажа)
1 карточка
Запишите, в каком слове семь одинаковых гласных ( семья)
2 карточка
Запишите, в каком слове сорок одинаковых гласных ( сорока)
3 карточка
Запишите, в каком слове сто раз повторяется слово «лица» (столица)
Учитель: Молодцы! Наша ракета успешно взлетела. А теперь переходим на ручное управление у каждого из вас есть штурвал ( рисунок со штурвалом, на котором написано колесо) штурвал можно крутить в разные стороны. Посадит на планету тот экипаж, который больше всех составит слов из слова «колесо»
( кол, сок, сокол. око, лес ,село, ел, сел ит.д.)
Учитель : Экипаж № удачно приземлил наш корабль на неизвестную планету. Всем экипажам приготовиться к исследованию планеты.
Исследование 1
Объяснить происхождение слов:
1.сиреневый, шоколадный
2.малиновый, вороной
3. каштановый, розовый
Исследование 2
На этой планете растут удивительные цветы. Посмотрите на тюльпан (Показ рисунка) название произошло от персидского тюрбан . Что это такое? (После предположений показать рисунок)
Ваша задача исследовать неизвестные цветы. Каждый экипаж исследует свою группу растений
львиный зев, колокольчик
ноготки, гвоздика
шиповник, подсолнух
Учитель: А теперь проведем исследование все вместе. На планете растут странные растения. Если их неправильно поливать ,из них вырастут хищные прожорливые сорняки, которые будут есть все подряд. Есть инструкция, но она промокла, запятая растворилась. Где нужно нам поставить запятую?
Поливать супом нельзя поливать водой.
Исследование 3
Учитель: На этой планете живут удивительные птицы. Маленькая сова называется
сплюшка. Она летит и кричит: «Сплю-сплю». Трясогузка трясет хвостиком. Вам нужно объяснить почему у птиц такое название
зарянка, поползень
овсянка, кукушка
горихвостка, рябчик
Учитель: Назовите сказочную птицу рябчика ( курочка-ряба). Представьте себе дерево рябину, когда на ней зеленые листья, созревшие плоды . люди давно подметили, что это дерево пестренькое, поэтому и дали такое название « рябина».
Исследование 4
Учитель: Смотрите, здесь растут необычные грибы. Подосиновик под осинами, а дождевик- после дождя.
Вам нужно объяснить слова:
лисички, боровик
опята, мухомор
волнушки, маслята
Исследование 5
Учитель: у маленьких жителей этой планеты есть удивительные вещи. Объяснить происхождение названия.
учебник, ручка
дневник, чернила
линейка, подставка
Учитель: Вот и подходит к концу наше исследование. Но мы так и не узнали, как называется наша планета
Чтобы узнать, нужно вы найти это слово, повернуть лист обратной стороной и прочитать название планеты. При разгадывании шарады нужно взять у первого слова приставку, у второго корень, а третьего суффикс, у четвертого окончание.
Приставка. Принес, подруга, подсказал
Корень. Перелет, игрушка , второй
Суффикс. Гудели, читала, пилил
Окончание. Шарики, огоньки, домики
Должны получиться слова: прилетели, поиграли, повторили. А на обратной стороне ( наш родной язык)
Заключительная часть «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ» 
Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в КВНе отличился? 
-Попросим жюри огласить результаты. По баллам определяется победитель. Вручаются грамоты за 1 место и 2 места, а также сладкие призы всем участникам игры. 
-Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!