Занятие по развитию лексико-грамматических категорий Посуда в подготовительной группе
МКДОУ Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида
НОД по лексической теме «Хохломская роспись на посуде Федоры» в подготовительной логопедической группе
по мотивам сказки К. И. Чуковского
«Федорино горе».
1367790120650
Составила: учитель-логопед:
Г.Н. Трезинская Бобров 2015.
НОД по лексической теме «Посуда» в подготовительной логопедической группе по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление детей о посуде, ее назначении.
2. Закрепить знания о сказках К. Чуковского.
3. Закрепить умение детей использовать суффиксальный способ словообразования, согласовывать существительные с числительными.
4. Продолжить работу над слоговой структурой слова.
5. Закрепить навыки согласования существительных с числительными.
6. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей , назначением, с расписанными предметами.
7. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.
8. Познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы, завиток, трава; с цветовой гаммой;
9. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
10. Воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, бережное отношение к посуде и интерес к сказкам К. Чуковского.
Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, карточки с изображением посуды: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка, ложка, вилка, тарелка, сахарница, иллюстрации к сказкам К. Чуковского, мольберт, стаканчики с водой, соломки для коктейля, схемы к стихотворению, раздаточный материал: чашки, блюдца, веер цифр по количеству детей. Предварительная работа:
Словарная работа: хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.
чтение сказки К. Чуковского, дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду», разучивание стихотворения о посуде, развивающая игра: «Собери картинку», совместная деятельность в центре экспериментирования.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда».
Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды.
Содержание образовательной деятельности.
Беседа.
Федора. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Угадайте, из какой сказки я к вам пришла?
Дети. Из сказки «Федорино горе».
Нет, не узнали!
Федора. Ребята, сейчас вы посмотрите какие у меня неприятности и поймёте, кто я. Посмотрите, что произошло. Мультфильм (1мин50 сек)
Федора. Вся посуда убежала. Почему она убежала, не понимаю?
Дети. Нужно было её мыть.
Федора. А кто написал эту сказку? Назовите главных персонажей сказок К. Чуковского.
Дети. К. Чуковский.
Игровое упражнение «Счет посуды».
Давайте посчитаем, сколько посуды от меня ушло.
Слайд 1. Сколько тарелок ушло?
Сколько стаканов ушло?
Слайд 2. Сколько рюмок ушло?
Рассказ про Хохломскую роспись.
Федора. Ребята, а у меня ведь много посуды было с хохломской росписью.
Слайд 4 (Захват для сковороды, сковородка Посуда эта отличается своей яркостью, праздничностью, узорами. С выдумкой и фантазией придуманы мастерами узоры, которые часто они видели в окружающей природе.
Слайд 5. На посуде с хохломской росписью вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. Слайд 6. Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Слайд 7. Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. С сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.
У вас дома есть посуда с хохломской росписью?
Игра «Части – целое».
Федора. Шкаф совсем пустой. Целая посуда ушла, осталась только разбитая. Я собрала осколки, части посуды и принесла вам, чтобы вы мне помогли её склеить. (Обращение бабушки Федоры)
Вся посуда поломалась
И разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите
И посуду соберите.
Дети собирают разрезные картинки. ( кастрюле – ручки, ложки, 3-ри кружки)
Образование относительных прилагательных. (Отвечают первые 10 детей. Логопед ставит картинки с целой посудой в «шкаф» на доску.)1. Я склеил пластмассовый чайник.
2. Я склеил фарфоровую чашку и блюдце.
3. Я склеил фарфоровую чашку и блюдце.
4. Я склеил деревянную ложку.
5. Я склеил деревянную ложку
6. Я склеил пластмассовый поднос.
7. Я склеил стеклянную кружку.
8. Я склеил деревянную супницу.
9. Я склеил пластмассовую доску.
10. Я склеил стальной противень.
Физкультминутка «Посуда».
Федора. Спасибо ребята, вы потрудились, а теперь давайте отдохнём. Показывает в шкаф на целую (склеенную) посуду и читает стих.
Вот большой красивый чайник: Дети надувают животики.
Очень важный, как начальник! Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки! Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни - разобьются! Кружатся, рисуя руками круг.
Вот деревянные ложки:
Голова на тонкой ножке. Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду бы принес! Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.
Игра «Назови ласково». (Выполняют задание остальные 10 детей, у которых разрезные картинки)
Федора. Если посуда вернётся, стану её мыть, беречь, разговаривать с ней как с живой, называть ее ласково. Если вы посуду назовёте ласково, то поможете вернуть её.
Например: Я склеил кружечку.
1. Я склеил деревянную кружечку.
2. Я склеил керамическую кружечку.
3. Я склеил стальную кастрюльку.
4. Я склеил деревянную рюмочку.
5. Я склеил стеклянную вазочку.
6. Я склеил деревянную мисочку.
7. Я склеил фарфоровую кружку.
8. Я склеил жестяную банку.
9. Я склеил деревянную доску.
10. Я склеил деревянную ложечку (зелёную).
Дети рассказывают стихи.
1.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
2.
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
3. И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
Музыкальный номер с ложками.
Федора. Ребята, посмотрите, ложки возвращаются.
Песня «Самовар».
Федора. Ребята, самовар вернулся. (Логопед даёт ребёнку картинку с самоваром или самовар). Давайте вместе с ним споём и станцуем.
(Звучит песня)
Текст песни «Пых - Пых, Самовар»
Жил-поживал самовар,
был он не молод, не стар.
он на работе кипел,
песню такую он пел
припев: 2 раза
пых, пых, тумба, тумба самовар,
тумба - 4 раза
русский самовар
2.
пусть неуклюж он на вид,
но на Руси знаменит,
чайник с почтеньем большим,
робко стоит перед ним
припев
3.
всем он приносит тепло,
много воды утекло
медью сверкают бока,
новое через века
припев
Итог занятия (за столом)
Федора.
За плохое обращение
Я прошу у посуды прощение.
А вас хочу отблагодарить
И конфетками вкусными угостить.
(звучит обращение Федоры)
Литература.
1. Красавина Ю.А. Презентация про хохлому
Подробнее:http://prezentacii.com/detskie/10264-hohloma.html
2. Евгафова И. В. Рассказ о хохломе.
Подробнее: http://www.openclass.ru/node/148848
3. Песня «Пых-пых самовар» в исполнении театра - студии «Непоседы». Cлова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.
Подробнее: http://klipariki.net/songs_children/?idsongs_children=73
4. Мультиклип на песню«Пых-пых самовар»
Подробнее: https://yandex.ru/search/?lr=213&text=%D0%BF%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8