Методическая разработка урока Водоёмы Краснодарского края (9 класс)
Урок географии в 9 классе
«Водоёмы Краснодарского края. Охрана водоёмов»
Цели: Формировать у учащихся представление о водоемах нашего края. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с водоёмами Краснодарского края, с их месторасположением на географической карте, показать необходимость и способы охраны.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей учащихся в процессе изучения нового материала, умению и навыкам работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, мышление, память, связную речь.
Воспитательные: Обратить внимание учащихся на необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, атлас, контурные карты, иллюстрации водных объектов нашей местности, презентации «Водоёмы Краснодарского края», «Река Лаба», мультимедиа проектор, компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. На столах дневники, тетради, карточки, контурные карты, физические карты.
Сообщение темы и целей уроков.
Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами нашего края. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека, способы охраны водоёмов.
II Проверка домашнего задания: Полезные ископаемые Краснодарского края.
а) Фронтальный опрос.
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
- Какие полезные ископаемые есть в нашей местности ? (песок, глина, гравий)
-Где их используют?
б) Индивидуальная работа по карточкам
– Задание « Найди лишнее понятие» (индивидуальная работа для учащихся 1-2 групп).
Карточка №1
Задание: найди и подчеркни в каждой строчке лишнее понятие.
Бензин керосин кирпич
Мергель песок стекло
Минеральная вода нефть мрамор
– тестовые задания (индивидуальная работа для учащихся 3 группы ).
Карточка №2
Тест «Полезные ископаемые»
К полезным ископаемым относятся:
- кирпич, бетон, бензин
- станки, вазы, ножницы
- нефть, газ, глина
Оценивание учащихся.
III. Актуализация имеющихся знаний
Беседа.
– Без чего не может жить не один живой организм на земле? (Без воды).
Вода находится повсюду. И в вас тоже есть вода. Знаете ли вы, что каждый из вас больше чем на половину состоит из жидкости? Поэтому тема урока важна для каждого из нас. Тем более с каждым годом человечество потребляет всё больше воды. В дореволюционное время на каждого жителя Екатеринодара расходовалось 20-40 литров воды в сутки. В настоящее время – более 300 литров. Каждый литр сточных вод, попадая в водоём, приводит в негодность 100 литров хорошей воды! Мы пьём воду, купаемся, готовим пищу. Во всех жизненных процессах нам не обойтись без воды.
- Для чего ещё нужна вода? (водоёмы используют для перевозки грузов, ловли рыбы, разведения водоплавающей птицы, отдыха людей.)
IV. Работа над новым материалом.
Демонстрация презентации.
Запишите тему урока « Водоёмы Краснодарского края. Охрана водоёмов»,
Ребята, посмотрите на физическую карту Краснодарского края, каким условным цветом обозначена вода на карте, какие водоёмы вы видите на карте? Слайд 2
– Ребята, на какие группы можно разделить водоемы?
( искусственные и естественные) Слайд 3
– Какие водоемы мы относим к естественным водоёмам?
(Моря, реки, озера, ручьи– это водоёмы созданные природой)
– Какие водоёмы относятся к искусственным водоемам?
(Водоёмы, построенные руками человека: водохранилища, пруды, каналы).
– Как называются моря нашего края? слайд 4
(Черное море и Азовское море)
- Что вы знаете об этих морях?
1. Рассказ о морях Краснодарского края.
Ребята, у вас на столах контурные карты. Вы, в процессе знакомства с водными объектами, будете находить их на контурной карте и надписывать.
ЧЕРНОЕ МОРЕ. Омывает Краснодарский край от мыса Тузла до р. Псоу на границе с Грузией. Наибольшая глубина 2245 м. Относится к числу теплых, летом температура достигает +28°, а зимой в центральной части не превышает +6°С. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран).В прибрежных водах растут водоросли. Слайд 5
Найдите на карте пролив, соединяющий Чёрное море с Азовским.
Азовское море - Площадь - 38 тыс.км². Это самое маленькое и самое мелководное (макс. глубина — 14 м, средняя — 5–8 м) море России. Соединяется с Черным морем Керченским проливом (ширина от 4 до 15 км, длина 41 км, глубина 4 м). Особенностью моря являются косы, сложенные песком, ракушечником, илом с примесью органических веществ В холодные зимы Азовское море замерзает, толщина льда может составлять 60–80 см. В Азовском море обитает больше 100 видов рыб, в том числе ценные промысловые (осетр, севрюга, белуга, сельдь), три вида дельфинов (морская свинья, белобочка и афалина).
Работа учащихся с контурной картой: найти и надписать Азовское и Чёрное море.
III. Физкультминутка
Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорее в море, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс и продолжим наш рассказ.
Знакомство с реками Краснодарского края.
Если посмотреть на карту Краснодарского края , она покажется полосатой, почти как тигр. Это потому что на территории края очень много рек.
– Как вы думаете, сколько?
Помогут нам ответить на этот вопрос отгадки на две не очень сложные загадки.
1 2 3
7 0 0
Первая цифра всех красивее,
Первая цифра всех счастливее,
Ей знакомы дни недели,
С радугой она дружна.
Мы её с друзьями спели:
Дружит с нотами она.
Цифра 2-я и 3-я – близняшки,
Похожи рубашки, похожи мордашки.
Они одинаковы и означают,
Что нет ничего,
Но считать помогают!
– Сколько рек у вас получилось? (700 рек).
Ребята, сейчас мы поговорим о самой главной реке края – Кубани и её притоках. Вспомним, из каких частей состоит река?
Показ на карте р. Кубань от истока до устья. Слайды 6,7
Кубань берёт начало на северо-западном склоне Эльбруса и несёт свои воды в Азовское море. Река пересекает альпийские луга, чащи горных лесов, степные просторы, низины, заросшие камышом и тростник. Её ширина - от 3 метров до 30 метров. В Кубани водятся: сом, карп, сазан, в её пойме селится большое количество уток, цапель.
– Назовите ещё крупные реки нашего края?
Работа с картой . Ответы учащихся.
Лаба - самый большой приток Кубани. Имеет русло от 44 м шириной до 1,5 м глубиной. У Лабинска река имеет горный характер. Возле Курганинска становится спокойней. В Лабе водятся карпы, сомы, сазаны. В пойме - ондатры.
Минута отдыха. Упражнение-тренажёр для зрения (на слайде 8,9)
Сейчас, ребята вы посмотрите презентацию о реке Лаба .
Просмотр презентации.
Найдите эти реки на карте, надпишите их на контурной карте. Слайд 10
А сейчас мы с вами поговорим о других видах водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку - шараду:
Начинается на “О”,
Оно в горах встречается,
Нигде не повторяется
И кончается на “О”,
Значит это … (озеро)
- Найдите на карте озера.
- Сколько в крае озер?
- Где расположены большинство озер? Слайд 11
Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненный водой. На карте найдите озера.
Всего в нашем крае 204 озера.
- Найдите самые большие из них (Абрау, Ханское, Чембурское)
Иногда озёрами называют лиманы.
4. Лиманы - это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая. греческого Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Почему? слайд 12
- Лиман это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая “столовая”.
Работа по карте - Найти и показать лиманы на карте. Слайды 12,13
Работа с контурной картой. Надписать самый крупный лиман.
5. Ребята, что вы знаете о плавнях? При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих “кубанских соловьев”, перед дождем или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом. Слайды 15,16,17
В крае плавни занимают площадь в 380 га. Образовались в результате разлива рек, скопления дождевой воды в низменных местах. Местонахождение плавней: Адыгейские, на левобережье реки Кубань, Закубанские, от Краснодара до Темрюка (левый берег Кубани), Приазовские, широкой полосой вытянувшиеся вдоль побережья Азовского моря. Осушенные и окультуренные плавни становятся пригодными для выращивания риса и огородных культур.
-Иногда плавни путают с лиманами. Кто может назвать основное отличие этих водоемов? Лиманы - это тоже мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.
- Изученные нами водоемы называются естественными. Почему? Существуют также искусственные водоемы, почему они имеют такое название?
- Какие искусственные водоемы есть на территории Краснодарского края? Посмотрите на карту. Найдите водохранилища .(Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское) слайд 18
- Какие еще водоемы относятся к искусственным? (Пруды, каналы) Найдите на карте пруды. (Это сделать нельзя, так как они очень мелкие, масштаб нашей карты не позволяет их изобразить, хотя они расположены повсеместно, практически на всех реках).
6. Ребята, на уроке вы узнали , как велико значение водоёмов для человека и всего живого. Почему же без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные? А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
- Что для охраны водоемов могут сделать взрослые и дети? слайд 19
Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.
Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.
Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.
Проблемы водоёмов Краснодарского края
1. Загрязнение (Производственные отходы, сточные воды, в сельском хозяйстве используются минеральные удобрения, вещества, борющиеся с сорняками – всё в водоёмы).
2. Заиление
3. Строительство водохранилищ зарегулировало сток воды, скорость течения уменьшилась, вода не очищается.
4. Уменьшение скорости течения. слайд 20
Главный путь борьбы с загрязнением воды – уменьшение сброса сточных вод в речную систему. Другой способ – строительство очистных сооружений. Помогают в деле водоочистки и улучшение качества сбросных вод путём извлечения из них ряда вредных веществ, и создания защитных зон вокруг водоёмов. Слайд 21
7. Работа в тетради. Записать правила.
“Правила поведения у водоема”
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. Слайд 22
IV. Закрепление изученного материала
Индивидуальное задание «Кресс-кросс», найти названия рек (2 группа)
К Щ С Е Я П Б
У 3 О Б Ч Ш Е
Б Л С О Е А Й
А О Ы Л Л Д С
Н Р К Ю Б А У
Ь Л А Б А О Г
В Ф А Р С Ы Л
2. Фронтально. Беседа.
- Перечислите виды водоёмов, которые встречаются на территории Краснодарского края? Найдите и покажите их на карте.
- Что интересного вы узнали о них сегодня?
- Какие моря омывают Краснодарский край?
- Самая большая и многоводная река нашего края?
- С какими новыми названиями водоемов познакомились на уроке?
V. Подведение итога урока.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение о любом водоёме Краснодарского края (реке, море, озере,лимане)
Объём задания: 2 группа- 8 предложений, 3 группа- 5 предложений.